Особенности поведения и специфика общения подростков

У подростков (11-14 лет) развитие ролевых отношений сочетается с интенсивным формированием личных взаимоотношений, которые с этого времени приобретают особо важное эмоционально окрашенное значение. Взаимоотношения со сверстниками становятся более избирательными, стабильными и значимыми. Со взрослым особенно значимым для подростка в общении является чувство справедливости, объективности, особенно в оценках действий детей этого возраста. Нельзя бурно реагировать только на промахи подростков. Важно подмечать достоинства, а не недостатки, так как подростки в большей степени ориентированы на «подкрепление» своего поведения со стороны взрослых. Поведение подростка определяется отношением к нему взрослых. Иными словами, если подросток считает, что он не симпатичен взрослому человеку, то почему он должен проявлять в отношениях с ним дружелюбие и готовность к сотрудничеству? Своим видом и поведением такой школьник демонстрирует скуку или враждебность по отношению к взрослым, которые естественно воспринимают это как личный вызов. И если школьник достаточно долго и последовательно выдерживает такую линию поведения, то он приобретает устойчивые стереотипы поведения, которые не лучшим образом проявляются в общественных местах. При взаимодействии и общении с подростком необходимо стараться не делать критических замечаний в присутствии сверстников. Однако если ситуация требует серьезного разговора, то лучше поговорить наедине, обращаясь к нему только по имени, внушая ему то, что он уже взрослый и сам отвечает за свои слова или поступки.

Четыре слагаемых успеха в общении с подростками: самостоятельность, равноправие, доверие, справедливость!

Самостоятельность. Взрослыеобязаны учитывать при общении с подростком возникающее у него чувство взрослости, толкающее его на утверждение своей самостоятельности. В это время подростки плохо понимают самих себя, свои желания, потребности и настроения, остро ощущают свое одиночество, свою беспомощность и непонятность со стороны взрослых. С одной стороны, в это время подростки претендуют "на взрослость", а с другой, - ведут себя как дети. Подростки еще не знают и не учитывают того, что жизнь общества постоянно предъявляет по отношению к человеку весьма жесткие требования и нужно брать на себя добровольные обязательства, необходимо проявлять ответственность за слова и поступки, нужно проявлять разумную осторожность и избегать опасностей, необходимо постоянно учиться жизни и способам ее организации, набираться опыта общения с другими людьми. Подростки же хотят, чтобы их любили и принимали такими, какие они есть, по-детски наивно рассчитывая на снисходительность и прощение со стороны взрослых.

Равноправие. Успех общения зависит от умения взрослого строить своё взаимодействие с подростками на равных, даже в тех случаях, когда они начинают оказывать сопротивление по отношению к необходимости выполнения требований со стороны взрослых, отстаивая свою самостоятельность. С подростками желательно подружиться, открыто беседовать, всячески показывая уважение и доверие к принятой ими позиции. Если же эта жизненная позиция неправильна, нужно пытаться ненавязчиво их переубеждать, приводя в доказательство конкретные факты и аргументы. Взрослый человек, если он действительно желает подросткам добра, должен уметь войти в общение с ними как старший, понимающий друг, проявляющий готовность выслушать, понять, простить и поправить допущенные ими жизненные ошибки. Разумная, требовательная доброта, проявленная по отношению к подросткам, поможет взрослым решить проблемы, возникающие в процессе общения.

Доверие. Эффективное общение с подростками можно построить только на основе доверия. В связи с легкой ранимостью подростка, несмотря на противодействие по отношению к взрослому, подросток испытывает потребность в поддержке. Как только взрослый человек повышает голос на подростков, начинает жестко контролировать их действия или что-то категорически запрещать, молодые люди тут же обижаются на то, что им не доверяют и их не любят, и вместе с этим, у них автоматически формируется защитная реакция, направленная на то, чтобы отреагировать на авторитарность взрослого ответной агрессией. Таким образом, необходимо запомнить, что в общении с подростками "сила действия равна противодействию". Чем жестче давление на сознание и душу подростков со стороны взрослых, тем яростнее и упорнее будет сопротивление. Взрослым необходимо знать, что строить общение с подростками можно только на основе установления и поддержания с ребятами доброжелательного и дружеского контакта.

Справедливость. В подростковом возрасте в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести, что придает особую значимость справедливости в отношениях как со сверстниками, так и с взрослыми. Конечно, в целом нормы и правила заимствуются из отношений взрослых. Однако здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого. Поэтому очень важно, чтобы замечания проводников были корректны и справедливы по отношению к действиям подростков.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: