Содержание понятий «величина предложения» и «предложение»

Понятие «величина предложения» Понятие «предложение»
Величина предложения (Qs) – это количество товаров и услуг, которое производители желают предложить к продаже по данной цене. Предложение (S) – это количество товаров и услуг, которые представлены на рынке.

Изменение величины предложения связано с изменением цены данного товара и выражается в передвижении с одной точки на другую на постоянной кривой предложения.

 
 

График предложения, или кривая предложения, показывает взаимосвязь между рыночными ценами и количеством товара, которое производители желают предложить к продаже (рис. 11).

 
 

Рис. 11. Кривая предложения

На графике предложения видно, что в отличие от снижающейся кривой спроса кривая предложения имеет восходящий вид. График показывает, что между рыночной ценой и количеством предлагаемого товара на конкурентном рынке существует прямая связь, которая называется законом предложения: если цены на товары растут (при прочих равных условиях), то величина предложения увеличивается, и наоборот.

При построении кривой предложения мы исходим из того, что цена данного товара является главным фактором, определяющим величину предложения на рынке. При этом все остальные неценовые факторы остаются постоянными.

Изменение предложения связано с изменением неценовых факторов (детерминант) предложения и выражается в смещении кривой предложения вправо (при увеличении предложения) или влево (при уменьшении предложения) от первоначального положения (рис. 12).

 
 

Рис. 12. Кривая изменения предложения

К основным неценовым факторам предложения, определяющим сдвиг кривой предложения вправо или влево, относятся:

· число продавцов на рынке;

· цены на ресурсы;

Снижение цен на ресурсы ведет к росту прибыли при тех же ценах и увеличению предложения. График предложения при этом смещается вправо от первоначального значения. Рост цен на ресурсы ведет к увеличению издержек производства, снижению прибыли или возникновению убытка при тех же ценах и сокращению предложения. Кривая предложения смещается влево.

· технология производства;

Совершенствование технологии позволяет более эффективно, с меньшими издержками на единицу продукции осуществлять производство и увеличивать предложение. График предложения смещается вправо.

· налоги и дотации;

Увеличение налогов при тех же ценах уменьшает прибыль производителей и ведет к сокращению предложения товаров на рынке и сдвигу кривой предложения влево. Рост дотаций, напротив, способствует увеличению предложения, так как субсидии государства означают, что оно берет на себя покрытие издержек производителей и позволяет им выпускать больше продукции. График предложения при этом смещается вправо. Снижение налогов или дотаций ведет к противоположным изменениям предложения.

· ожидания изменения цен. Ожидания повышения цен обычно сдерживают текущее предложение данного товара с целью последующей его продажи по более высокой цене. График предложения при этом сместится влево.

3. Для того, чтобы установить, как определяется конкурентная рыночная цена, необходимо объединить анализ спроса и с анализом предложения.

 
 

Чтобы рассмотреть взаимодействие спроса и предложения, необходимо расположить кривые спроса и предложения на одном графике (рис. 13). Они пересекутся в точке Е, которая покажет равновесную цену Ре.

Рис. 13. График равновесия на рынке

В точке Е величина предложения равна величине спроса (Qd = Qs). Точка равновесия показывает, что спрос и предложение, будучи противоположными рыночными силами, уравновешиваются. Равновесная цена означает, что товаров произведено столько, сколько требуется покупателям. Таким образом, равновесиеэто ситуация на рынке, когда предложение и спрос совпадают или эквивалентны при приемлемой для потребителя и производителя цене.

Равновесное состояние рынка быть не может, так как ситуация постоянно изменяется, вызывая изменения спроса и предложения.

Допустим, что цена продажи товара поднялась выше равновесной до уровня Р1. В этом случае на рынке образуется избыток предложения (товарный излишек)ситуация, в которой величина предложения при существующей цене превышает величину спроса.

Если цена устанавливается ниже цены равновесия, то образуется избыток спроса (товарный дефицит)ситуация, в которой величина спроса при существующей цене превышает величину предложения. На рынке точка равновесия устанавливается автоматически без вмешательства со стороны государства.

Изменение равновесной цены и равновесного количества зависит также от всех неценовых факторов, рассмотренных выше и влияющих на смещение графиков спроса и (или) предложения и, соответственно, на положение равновесия на рынке.

В случае увеличения спроса равновесная цена и равновесный объем рынка возрастают; при сокращении спроса они снижаются.

Когда в условиях фиксированного спроса предложение товара увеличивается, равновесный объем рынка возрастает, а равновесная цена снижается. Когда предложение товара сокращается, равновесный объем рынка уменьшается, а равновесная цена возрастает.

Мы рассмотрели ситуации, когда меняется спрос или предложение. Значительно чаще имеет место такое положение на рынке, когда изменяются одновременно как спрос, так и предложение, т.е. сдвигаются обе кривые. В подобных случаях не всегда можно предвидеть, в каком направлении изменяются равновесные объем и цена (см. табл. 6, рис. 14).

Таблица 6


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: