Любая государственная деятельность обладает системой мер принуждения, которая применяется с целью реализации наиболее значимых для общества задач, в том числе защиты прав и законных интересов участников уголовного процесса. Меры уголовно-процессуального принуждения применяются следователем, дознавателем и судом. Ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина допускается только на основании судебного решения. Должностные лица государства должны применять меры принуждения соразмерно с характером и общественной опасностью совершенного преступления, личностью лица, в отношении которого применяется та или иная мера принуждения, и совокупности обстоятельств уголовного дела.
Меры пресечения – это не меры наказания. Последние применяются к лицам, признанным виновными в совершении преступных деяний и осужденным за это. Меры принуждения в уголовном процессе призваны обеспечить надлежащий порядок производств по уголовным делам на всех его стадиях с минимальными временными, физическими и финансовыми затратами. При этом они не должны даже влиять на меры наказания. Кроме того, лица, занимающиеся преступной деятельностью в виде промысла (на постоянной основе), могут существенно помешать установлению всех обстоятельств преступления, а также обеспечить исполнение процессуальных решений, в том числе приговора. Очевидно, что к таким лицам должны применять более строгие меры принуждения.
Применение уголовно-процессуальных мер принуждения строго регламентировано уголовно-процессуальным законодательством.
Меры уголовно-процессуального принуждения имеют ряд существенных свойств:
- они являются разновидностью государственных мер принуждения;
- они ограничивают права и свободы участников уголовного процесса;
- они регулируются нормами уголовно-процессуального права;
- они направлены на обеспечение надлежащего порядка производства по уголовным делам, а также пресечения попыток воспрепятствовать установлению всех обстоятельств исследуемого события и обеспечению исполнения процессуальных решений.
Обязательными условиями, применения мер принуждения в уголовном процессе являются:
- наличие возбужденного уголовного дела;
- решение соответствующего должностного лица о применении конкретной меры;
- наличие лица, в отношении которого применяется та или иная мера.
Отсюда можно сформулировать определение основному понятию лекции.
Меры уголовно-процессуального принуждения – это принудительные меры, применяемые следователем, дознавателем, прокурором и судом, в отношении участников уголовного процесса в целях обеспечения надлежащего порядка производства по уголовным делам, а также пресечения попыток воспрепятствовать установлению всех обстоятельств исследуемого события и обеспечению исполнения процессуальных решений.
Меры принуждения в уголовном процессе можно классифицировать по разным основаниям. В зависимости от уровня принятия решения об их применении на стадии предварительного расследования можно сгруппировать данные меры.
Так, к мерам уголовно-процессуального принуждения, требующим судебного решения, относятся: заключение под стражу, домашний арест, наложение ареста на имущество, отстранение подозреваемого обвиняемого от должности.
Для избрания меры пресечения в виде залога требуется получение согласия прокурора. Остальные меры принуждения вправе применить лицо, в производстве которого находится уголовное дело независимо от его должностного положения.
Законодатель сгруппировал меры принуждения на три группы, учитывая их цели и характер данных мер.
Первая группа: задержание лица по подозрению в совершении преступления.
Вторая группа: меры пресечения, к ним относятся (в зависимости от строгости): 1) подписка о невыезде и надлежащем поведении; 2) личное поручительство; 3) наблюдение командования воинской части; 4) присмотр за несовершеннолетним обвиняемым; 5) залог; 6) домашний арест; 7) заключение под стражу.
Третья группа: иные меры уголовно-процессуального принуждения, к которым относятся: 1) обязательство о явке; 2) привод; 3) временное отстранение от должности; 4) наложение ареста на имущество; 5) денежное взыскание.