В совершении преступления

Орган дознания, следователь или прокурор вправе задержать лицо по подозрению в совершении преступления, за которое может быть назначено наказание в виде лишения свободы, при наличии одного из следующих оснований указанных в ч. 1 ст. 91 УПК РФ, а именно:

1. Лицо застигнуто при совершении преступления или непосредственно после его совершения.

Не имеет юридического значения то, кем застигнуто данное лицо: сотрудником правоохра­нительного органа или гражданским лицом. Данное лицо должно наблюдать преступные действия нападавшего или застать его на месте преступления спустя непродолжительное время (счет идет, как правило, на несколько минут) после совершении преступления.

2. Потерпевшие или очевидцы прямо указывают на данное лицо как
на совершившее преступление.

В данном случае достаточно чтобы один потерпевший или свидетель (очевидец преступления) указал на лицо совершившее преступление. Существенно и то, что применительно к названной норме термин "потерпевший", по видимому, следует трактовать не только в процессуальном (ст. 42 УПК РФ), но и в фактическом смысле. Потерпевший или очевидец могут указать на лицо, совершившее преступление, в результате проведения такого следственного действия, как предъявление для опознания (ст. 193 УПК РФ), в ходе просмотра фотоальбомов и видеокассет, а также при обследовании общественных мест возможного нахождения преступника в сопровождении сотрудников милиции и т.д.

3. Когда на данном лице или его одежде, при нем или в его жилище обнаружены явные следы преступления.

Здесь определяющим фактором является категория "явности" обнаруженных следов преступления (следы кро­ви, слюны, следы пальцев рук и т.д.). Некоторые авторы[36] полагают, что к явным следам можно отнести не только пятна крови, спермы и других выделений человеческого организма на одежде или теле подозреваемого, но и обнаруженные при нем или в его жилище орудия преступления, объекты преступления (одежду, оружие, похищенные ценности) и т.д. Однако трудно согласиться с тем, что орудия и объекты преступления относятся к следам преступления. Такое толкование закона скорее всего вызвано его несовершенством.

4. Иные данные, дающие основание подозревать данное лицо в совершении преступления.

Представляется, что "иные данные" могут быть получены не только процессуальным путем, но и непроцессуальным, в том числе и оперативно-розыскным. Особенностью задержания подозреваемого по данному основанию является то, что оно может иметь место лишь при наличии дополнительных условий, указанных в ч. 2 ст. 91 УПК РФ, а именно:

а) это лицо пыталось скрыться (например, имеется информация о снятии с регистрации по месту жительства, об увольнении с работы, распродаже домашнего имущества, приобретении билетов в другой регион и т.п.);

б) оно не имеет постоянного места жительства (в данном случае имеется ввиду постоянное место жительства);

в) не установлена его личность (документы, удостоверяющие личность, полностью отсутствуют или вызывают сомнения в своей достоверности, задержанное лицо отказывается назвать себя, проверить
его личность незамедлительно не представляется возможным);

г) следователем с согласия руководителя следственного органа или дознавателем с согласия прокурора в суд направлено ходатайство об избрании в отношении ука­занного лица меры пресечения в виде заключения под стражу (порядок рассмотрения ходатайства предусмотрен ст. 108 УПК РФ).

В качестве существенного условия законности и обоснованности задержания выступает и строгое соблюдение процессуальной формы применения данной меры процессуального принуждения. В каждом случае задержания должен быть составлен протокол задержания с обязательным указанием даты, времени, места, основания задержания, результатов личного обыска задержанного и других существенных обстоятельств применения указанной меры.

Срок задержания не может превышать 48 часов[37]. Поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 128 УПК РФ срок процессуального задержания исчисляется с момента фактического задержания (п. 11 и 15 ст. 5 УПК РФ), а не с момента доставления в правоохранительный орган или момента составления протокола, именно эти час и минута должны быть указаны в протоколе и приняты во внимание при исчислении максимально возможного срока задержания. При этом фактическое задержание должно быть реальным, то есть включать ограничение лица права свободного передвижения в пространстве. Следует отличать от этого случая приглашение лица в орган внутренних дел для установления данных о личности, составления протокола об административном правонарушении, проведения беседы и т.д. Приглашение лица и его доставление имеют существенное различие и предполагают отличительные правовые последствия.

Продление срока задержания допускается при условии признания судом задержания законным и обоснованным на срок не более 72 часов с момента вынесения судебного решения по ходатайству одной из сторон для представления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу.

Сам протокол должен быть составлен в срок не более 3 часов с момента доставления задержанного в правоохранительный орган или к должностному лицу, правомочному решать вопрос о процессуальном задержании (ч. 1 ст. 92 УПК). При составлении названного протокола следует учесть, что он остается в материалах уголовного дела, а его копии должны быть вручены подозреваемому (с указанием даты вручения), направлены вместе с задержанным в изолятор временного содержания, в наблюдательное производство прокурора (вместе с письменным уведомлением о задер­жании).

При составлении протокола следователем он не требует дополнительного утверждения; при принятии решения о задержании дознавателем – протокол должен быть утвержден начальником органа дознания. При отказе подозреваемого подписать протокол это удостоверяется по правилам ст. 167 УПК РФ.

Процессуальная форма задержания включает в себя личный обыск задержанного. В соответствии с ч. 2 ст. 184 УПК РФ для производства данного обыска не требуется вынесения специального постановления.

Подозреваемый должен быть допрошен не позднее 24 часов с момента его фактического задержания (ч. 2 ст. 46 УПК РФ) с соблюдением правил ст.ст. 46, 189 и 190 УПК РФ. Подозреваемый имеет право знать, по по­воду чего он задержан, поэтому сущность вменяемого ему подозрения должна быть разъяснена в понятных для него терминах. Обязательным в протоколе допроса является письменное разъяснение права не свидетельствовать против себя самого и своих близких родственни­ков (ст. 51 Конституции РФ). Если защитник участвует в деле с момента принятия решения о процессуальном задержании, он имеет право на конфиденциальное свидание с задержанным еще до его первого доп­роса. Протокол допроса подозреваемого является самостоятельным источником доказательств, при его составлении обязательно соблюдение норм ст.ст. 166-167 УПК РФ.

В течение 12 часов о факте произведенного задержания обязательно должен быть уведомлен прокурор (ч. 3 ст. 91 УПК РФ) и кто-либо из близких родственников задержанного (п. 4 ст. 5, ч. 1 ст. 96 УПК РФ). Письменное уведомление об этом направля­ется прокурору с указанием фамилии, имени, отчества задержанного, даты, времени и места задержания, его основания и мотива. Прокурор вправе как немедленно освободить задержанного, так и оставить лицо задержанным в течение 48 часов. Форма уведомления родственников законом не урегулирована, поэтому оно может быть как письменным, так и устным (например, по телефону). Возможность уведомления близких родственников может быть предоставлена и самому задержанному.

При задержании подозреваемого, являющегося военнослужащим или гражданином (поданным) другого государства, об этом соответственно уведомляются командование воинской части и посольство (консульство) иностранного государства.

Однако при необходимости сохранения в интересах предварительного расследования в тайне факта задержания уведомление может не производиться. Это реше­ние оформляется мотивированным постановлением (ч. 4 ст. 96 УПК РФ). Данное правило не применяется, если задержанным является несовершеннолетний.

Порядок и условия содержания подозреваемых под стражей определяются Федеральным законом от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений", а также положением ч. 1 ст. 95 УПК РФ и ведомствен­ными нормативными актами.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемыхявляются изо­ляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых ОВД или пограничных войск Российской Федерации. Местами содержаний под стражей подозреваемых и обвиняемых могут являться и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а в отношении военнослужащих – гауптвахты.

Сотрудники органа дознания, осуществляющие ОРД, могут встре­чаться с задержанным, в том числе и для производства необходимых ОРМ, только с письменного разрешения дознавателя, следователя или суда, в производстве которых находится уголовное дело (ч. 2 ст. 95 УПК РФ).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: