Именно на Земском Соборе после освобождения страны от польско-шведских интервентов в 1613 году был избран на царство Михаил Романов. В первые годы его правления Земские Соборы заседали почти непрерывно (страна переживала экономическую разруху, финансовые трудности и царь нуждался в поддержке различных слоев населения).
С 1653 года деятельность Соборов стала носить формальный характер, после чего он полным составом не собирался.
Количественный состав Земских Соборов был непостоянным. Самым многолюдным (700 – 800 человек) был именно Собор 1613 года. На нем (и это было единственный раз), присутствовали стрельцы, казаки, чернотяглые крестьяне.
Решения Соборов нельзя было игнорировать, и не было случаев, чтобы царь пошел наперекор мнению Собора. Интересно, что правового акта, регламентирующего деятельность Соборов, Боярской Думы или самого царя, в то время не существовало.
На Земских Соборах обнаруживались те противоречия, которые имели место как внутри сословий, так и между сословиями. Борьба между сословиями и рознь внутри каждого из них создавали условия для роста независимости царской власти, у которой все искали защиты против своих врагов. Именно эта рознь способствовала тому, что царь перестал созывать Соборы. После 1653 года он проводил в нужных случаях совещания с представителями какого-либо одного из сословий.
|
|
Подводя итог сказанному о Земских Соборах, следует отметить, что среди ученых нет единого мнения по вопросу о том, были ли они совещательным органом при царе или их следует отнести к высшему органу государственной власти.
Приказы. Система приказов – органов центрального отраслевого управления в XVI– XVII вв. продолжает развиваться и усложняться. Первые сведения о приказах относятся еще к концу XV века (различные отрасли управления «пути» поручались, т.е. «приказывались» лицам из великокняжеского окружения). К середине XVII века уже существовало около 50 приказов. Приказы были подчинены царю и Боярской Думе. В приказах сложился обширный и влиятельный слой приказных дьяков и подьячих – дворянской бюрократии. Приказы можно разделить на 3 группы:
1) ведавшие отраслями управления в масштабе всей страны;
2) ведавшие определенными территориями;
3) приказы дворцового управления;
Надо отметить, что четкого разграничения в деятельности приказов не было, часто функции приказов совпадали. Военными делами занимались 9 приказов (Разрядный, Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский и т.д.). Несколько приказов занимались финансовыми вопросами: Приказ большой казны, Приказ большого приход. Посольский приказ ведал иностранными делами. Большое значение имел Поместный приказ. Он решал вопросы, связанные с вотчинным и поместным землевладением, ведал учетом земельного фонда, раздачей земли дворянам. Поместный приказ рассматривал судебные споры по земельным делам. Полицейские функции осуществлял Разбойный приказ, ему были подведомственны дела об убийствах, разбоях, кражах.
|
|
Имелись приказы с узкой компетенцией: Аптекарский приказ, приказ книгопечатного дела. В Челобитном приказе судились дьяки, подьячие, т.е. служилая бюрократия. Кроме того, он был апелляционной инстанцией по судебным делам, рассмотренным в других приказах.
Необходимо отметить, что приказы были не только органами управления, но почти все они осуществляли судебные функции. К каждому приказу были приписаны определенные города и уезды, доходы с которых поступали в данный приказ. Приказ был для этих приписанных местностей судебным органом. (Так, к Посольскому приказу были приписаны города Романов, Елатьма, Касимов).
Приказы создавались по мере надобности. Так, с присоединением Сибири, Казанского ханства, были созданы Сибирский, Казанский приказы. Это были территориальные приказы, они ведали всеми отраслями управления на данной территории.