Влияние психических свойств личности на восприятие информации

К психическим свойствам личности относятся направленность, темперамент, характер, способности. Направленность личности – это такое психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и жизненные цели. Потребность – это испытываемая человеком нужда в чем-либо. Виды потребностей: материальные, духовные (в самореализации, в знании, в информации, в уважении прав и свобод). Мотивы – осознаваемые личностью побудительные силы конкретных выборов, решений, действий. Виды мотивов: низшие (биологические), высшие (социальные: интересы, идеалы, убеждения человека). На восприятие информации оказывает существенное влияние каждый из компонентов направленности личности. Если человек испытывает острую потребность в еде, тепле (материальные), то он может отклонить информацию, связанную с возможностью его самореализации (духовные). Полнота восприятия информации определяется также содержанием мировоззрения человека, степенью целостности мировоззрения и убеждений, отсутствием или наличием в них противоречий, степенью осознанности человеком своего места в обществе. Часто человек не может «найти» своего места в обществе, что не позволяет окончательно сформироваться мировоззрению и более адекватному восприятию информации. Мировоззрение – совокупность идей, мнений, убеждений личности на мир и общество в целом. Полнота содержания личности как раз и определяется содержанием мировоззрения человека, отсутствием противоречий в мировоззрении, степенью осознанности человеком своего места в обществе. Жизненные цели – долгосрочные или среднесрочные результаты, которые личность намечает в своих планах.

Особенности темперамента также влияют на способность человека воспринимать информацию. Психические свойства личности, которые характеризуются скорость протекания и интенсивность психических процессов, ригидность-пластичность, сензитивность (чувствительность), психо-физиологическая устойчивость (устойчивость к риску), работоспособность, эмоциональность – все воздействует на принятие, отклонение, искажение информации. Люди холерического темперамента легче воспринимают быстро передаваемую информацию, имеющую яркий эмоциональный фон. Обладатели флегматического темперамента, напротив, лучше реагируют на порционную информацию, передаваемую в спокойном режиме. Особенность: интенсивность, подвижность, уравновешенность или сбалансированность активности с торможением, ригидность (пластичность - способность приспосабливаться), активность, энергичность.

Способность полноценно и адекватно принимать информацию предопределяется чертами характера - целенаправленностью, инициативностью, активностью, дисциплинированностью, выдержкой, стойкостью и др. Невыдержанный человек может не выслушать до конца и принять неверное решение, недисциплинированный может изменить информацию в соответствии со своими установками.

Способности также оказывают влияние на восприятие человеком поступающей из внешних источников информации. Суть этого влияния сводится к тому, что человек лучше и активнее реагирует на информацию, непосредственно связанную с его способностями. Интеллектуальные, творческие, деловые, организаторские, художественные, музыкальные и иные способности способствуют тому, что их обладатель селективно, то есть избирательно принимает информацию из всего информационного потока. Это означает, что он порой слышит и видит гораздо больше, чем не имеющий таких способностей.

Вопросы для самопроверки

1. В чем отличие между понятиями «человек», «индивид», «личность»?

2. Какие компоненты включаются в социально-психологическую сторону личности?

3. Приведите примеры, как направленность личности влияет на восприятие информации?

4. Есть ли, на ваш взгляд, способности, одинаково важные для всех видов деятельности? Как они влияют на восприятие информации?

Основная литература по теме:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учеб. для вузов / А.Г.Асмолов. – М.: Смысл, 2001.

2. Аверин В.А. Психология личности: учеб.пособие / В.А.Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г.Крысько. – М.: Омега – Л, 2004.

4. Старовойтенко Е.Б. Психология личности в парадигме жизненных отношений: учеб.пособие / Е.Б.Старовойтенко. – М.: Трикста: Академ. Проект, 2004

Дополнительная литература:

1. Первин Л.А. Психология личности: теория и исследования / Л.А.Первин. – М.: Аспект Пресс, 2000.

2. Немов Р.С. Психология: В 2-х кн. Кн.1. Общие основы психологии / Р.С.Немов. – М.: Просвещение, Владос, 1994.

2.2. Теория личности З.Фрейда, К.Юнга, Э.Берна.

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: