Этапы обработки и восприятия информации

Выделяют 5 главных этапов, основанных на модели информации В.Мак-Гира:

1. Контакт.

2. Внимание.

3. Понимание.

4. Принятие.

5. Запоминание.

Контакт

Внимание

Стимулы Понимание Память

Принятие

Запоминание

Контакт происходит при физическом приближении к раздражителю-стимулу, что активизирует одно или несколько чувств.

Внимание – это направление познавательных ресурсов на поступающий раздражитель-стимул. Оно зависит от личных (индивидуальных) факторов и характеристик стимулов. Личные факторы представляют собой индивидуальные особенности человека, которые влияют на внимание. Характеристики раздражителей – стимулов контролируются и часто используются компаниями в борьбе за внимание потребителей. Это может быть размер, цвет, интенсивность, контраст, новизна и др. Так, повышенная интенсивность – громкий звук, яркий цвет – всегда вызывает повышенное внимание.

Понимание связано с интерпретацией раздражителя. Здесь можно выделить два главных процесса: классификацию и актуализацию. Классификация – это процесс отнесения раздражителя-стимула к определенному классу. Отнесение обязательно базируется на определенных ощущениях и отношениях, которые вызывает данный раздражитель-стимул. Актуализация – это число малых связей, устанавливаемых между раздражителем и жизненным опытом, целями человека. Актуализация обычно осуществляется в форме семантической или вербальной переработки информации. На понимание информации оказывают существенное влияние многие факторы. Условно их можно разделить на личные и характеристики раздражителя.

Принятие информации. Понимание и принятие информации – разные процессы. Аудитория может понимать информацию, но не принимать ее. Принятие информации зависит от степени развитости познавательных реакций. Но бывают ситуации, когда на этот процесс влияет эмоциональность. Эмоциональные реакции вызываются раздражителями-стимулами. Важно отметить, что оптимистичные эмоциональные реакции помогают принятию информации, а негативные мешают. Иными словами, коммуникатору необходимо концентрировать внимание реципиентов на положительных аспектах, связанных с информацией, а не на отрицательных.

Запоминание. На этом этапе происходит перенос интерпретации и аргументов в долгосрочную память. В процессе запоминания участвуют разные системы хранения информации: мгновенная, кратковременная, промежуточная, долговременная и генетическая.

Мгновенная информация – это первый этап обработки поступающей информации. С ее помощью мозг удерживает в течение 0,3 – 1 сек. Довольно полную и точную картину, воспринимаемую органами чувств. Затем информация поступает в кратковременную память, где хранится в течение нескольких минут, обобщается, кодируется и передается в промежуточную память. Здесь она хранится до сна. Во время сна информация малыми порциями поступает из промежуточной памяти в кратковременную, которая отключена от внешней среды и ее хранилище свободно. Каждая порция обрабатывается последовательно в две фазы. Первая фаза (период «медленного сна») – логическая обработка, дополнительное обобщение и оценка информации. Вторая фаза (период «быстрого сна») – перевод обработанной информации в определенные участки структуры долговременной памяти, где она связывается с хранящимся материалом. Долговременная память может хранить информацию сколь угодно долго, позволяя ее неоднократно использовать без ущерба для хранения. Более того, долговременная память от повторного обращения к ней только улучшается.

Генетическая информация передается из поколения в поколение через гены. Установлено, что носителем долговременной и генетической информации является одна и та же молекула ДНК. Можно предположить, что информация, поступившая в хранилище долговременной памяти, может генетически передаваться последующим поколениям.

Вопросы для самопроверки

1. Какие факторы влияют на внимание?

2. Что следует понимать под актуализацией понимания?

3. Как связаны между собой мгновенная, кратковременная, промежуточная и долговременная память?

Основная литература:

1. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г.Крысько. – М.: Омега – Л, 2004. – С.59-81.

2. Немов Р.С. Общая психология / Р.С.Немов. – СПб.: Питер, 2006.

3. Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2003.

Дополнительная литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учеб. для вузов / А.Г.Асмолов. – М.: Смысл, 2001.

2. Аверин В.А. Психология личности: учеб.пособие / В.А.Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: