Теория личности З.Фрейда

Теория личности К.Юнга.

Теория личности Э.Берна.

Теория личности З.Фрейда.

З.Фрейд предложил специфическую схему личности. В структуру личности включаются три инстанции: «Оно» («Ид») – подсознание, «Эго» («Я») – сознание, «СуперЭго» («СверхЯ») – сверхсознание. Все три инстанции руководствуются различными принципами: «Оно» - принципом удовольствия, «Эго» - принципом реальности, «СуперЭго» - принципом долженствования. «Оно» - это биологические потребности, вытесненные желания. Потребности в пище, защите от холода и т.д. Благодаря «Эго» мы подвергаем все критике, скрываем мысли от других, прагматичны, способны добиваться успеха. «СуперЭго» - это нравственная составляющая личности. Сюда включаются культурные нормы, правила, законы, запреты. Ее можно представить как вертикальное восхождение к Богу.

Человек стремится воспринимать свое поведение последовательным и непротиворечивым. Но возникают ситуации, когда потребность человека не может быть удовлетворена автоматически. Это порождает конфликт между потребностью и осознанием невозможности ее удовлетворить. («Оно» требует: «Я хочу!», «СуперЭго» в ответ: «Зачем? Нельзя!», «Эго» ищет пути выхода из противоречия.) Возникает состояние фрустрации, то есть переживание, связанное с наличием реальной или воображаемой помехи, препятствующей достижению цели. Для восстановления устойчивости «Эго» включает защитные механизмы: отрицание реальности, вытеснение, проекция и т.д.

Теория К.Юнга.

Юнг утверждал, что душа (в его теории термин аналогичный личности) состоит из 3 отдельных, но взаимодействующих структур: эго, личного бессознательного, коллективного бессознательного.

ЭГО является центром сферы сознания. Оно представляет собой компонент, включающий в себя все те мысли, чувства, воспоминания, ощущения, благодаря которым мы чувствуем свою целостность, постоянство и воспринимаем себя людьми. Это служит основой самосознания, и благодаря ему мы способны видеть результаты своей обычной сознательной деятельности.

Личное бессознательное вмещает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены или забыты. В него входят и те чувственные впечатления, которым недостает яркости для того, чтобы быть отмеченными в сознании. Личное бессознательное содержит в себе комплексы, или скопления эмоционально заряженных мыслей, чувств, воспоминаний, вынесенных индивидуумом из его прошлого личного опыта или из родового наследственного опыта.

Коллективное бессознательное – это более глубокий слой в структуре личности. Оно представляет собой хранилище латентных следов памяти человечества и даже наших человекообразных предков. В нем отражены мысли и чувства, общие для всех человеческих существ и являющиеся результатом нашего общего эмоционального прошлого. Коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов – архетипов, то есть врожденных идей или воспоминаний, которые предрасполагают людей воспринимать, переживать и реагировать на события определенным образом. Это не воспоминания или образы как таковые, а именно предрасполагающие факторы, под влиянием которых люди реализуют в своем поведении универсальные модели восприятия, мышления и действия в ответ на какой-либо объект или событие.

Юнг выделил много архетипов: мать, ребенок, герой, мудрец, божество Солнца, плут, Бог, смерть и т.д. Он полагал, что каждый архетип связан с тенденцией выражать определенного типа чувства и мысли в отношении соответствующего объекта или ситуации. Например, в восприятии ребенком своей матери присутствуют аспекты ее актуальных характеристик, окрашенные неосознаваемыми представлениями о таких архетипических материнских атрибутах, как воспитание, плодородие и зависимость.

Количество архетипов в коллективном бессознательном может быть неограниченно. Юнг особое место уделял персоне, аниме и анимусу, тени и самости. Персона – это публичное лицо, то есть то как мы проявляем себя с другими. Тень – архетип, который противоположен персоне. Это темная, животная сторона личности. Тень содержит наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Анима – внутренний образ женщины в мужчине. Анимус – внутренний образ мужчины в женщине. Самость – это сердцевина личности, вокруг которой организованы и объединены все другие элементы.

3. Теория Э.Берна.

По Э.Берну в структуру личности включены три составляющих «Родитель», «Взрослый», «Дитя». В состоянии «Родитель» человек ведет себя как имеющий авторитет и заботу. Если это авторитетный «Родитель», то он часто произносит запреты, часто требует соблюдения норм. В случае, если это заботливый «Родитель», то в лексике присутствуют слова заботы и опеки. В состоянии «Взрослый» человек действует и думает логично, рационально. Поэтому в речи человек использует обороты: «Я думаю», «По моему мнению», «Вероятно». Состояние «Дитя» или «Ребенка» человек думает и говорит как ребенок – непосредственно. Правда, это может быть капризный Ребенок, либо адаптивный или же зависимый, подчиняющийся Ребенок. Но в любом случае человек отвечает из состояния Ребенка непосредственно, по-детски. Люди общаются из разных состояний: один может говорить из состояния Взрослого, а другой отвечать из состояния Ребенка. Э.Берн любой акт взаимодействия называет транзакцией. Возможны разные виды транзакций: параллельные (оба партнера по коммуникации общаются из одного состояния, например, Взрослого), пересекающиеся (партнеры общаются из разных состояний. Например, один из состояния Родителя, а другой – Ребенка), скрытые (в речи используются слова, которые необходимо «расшифровывать», поскольку они несут другую смысловую нагрузку). Достаточно часто в общении люди используют не параллельные транзакции, а пересекающиеся и скрытые. Это создает определенные сложности не только в интерпретации сообщений, но и в эффективности самой коммуникации.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем отличие теории З.Фрейда и К.Юнга?

2. В чем, по Вашему мнению, сходство теории Э.Берна и З.Фрейда?

3. Что такое архетип?

Основная литература:

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в люди / Э.Берн. – Л., 1992.

2. Хьелл Л. Теории личности (Основные положения, исследования и применение) / Л.Хьелл, Д.Зиглер. – СПб.: Питер Ком, 1998.

Дополнительная литература:

1. Юнг К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного / К.Г. Юнг // Вопросы философии. – 1988. - № 1. - С. 133-151.

2.. Юнг К.Г. Психология бессознательного: Пер. с нем. / К.Г. Юнг. - М.: ООО “Изд-во АСТ-ЛТД”, Канон +, 1998.

3. Юнг К.Г. АIОN. Исследование феноменологии самости: Пер. с нем. / К.Г.Юнг. // Юнг К.Г. Избранное. - М.: ООО “Попурри”, 1998.

2.3. Психические процессы и их влияние на восприятие информации.

План:

Ощущения.

Восприятие.

Представление.

Воображение.

Ощущения.

Ощущения – это простейшие познавательные явления, представляющие собой психическое отражение отдельных свойств и качеств предметов и явления внешнего и внутреннего мира, непосредственно воздействующих на человека в данный момент. Ощущения разделяются на три группы в зависимости от характера действия раздражителя на рецепторы: экстерорецептивные (слуховые, зрительные, вкусовые, тактильные), интерорецептивные (боль, равновесие, ускорение), проприоцептивные (мышечно-двигательные).

На восприятие информации оказывают влияние актуальные на данный момент времени ощущения. Так, при сильном и неприятном звуке возможность понимать новую информацию снижается. Известно также, что оптимальной температурой в учебной аудитории считается 17 градусов. При более высокой процессы восприятия нового знания носят неустойчивый характер.

Восприятие.

Способность понимать и использовать новую информацию зависит также от такого психического процесса как восприятие. Восприятие – целостное отражение предметов, ситуаций, событий, возникающее при непосредственном воздействии физических раздражителей на рецепторные поверхности органов чувств. От ощущений оно отличается свойствами предметности, целостности, структурности, осмысленности.

На способность воспринимать информацию влияют свойства восприятия:

1. Избирательность – способность человека воспринимать лишь те предметы, которые представляют для него наибольший результат. 2. Предметность – способность человека различать предмет, фон, контур и относить конкретные предметы к определенному классу явлений. 3. Апперцепция – зависимость восприятия от прежнего опыта человека. 4. Осмысленность – способность выделить определенный жизненный смысл в воспринимаемых предметах. 5. Константность – постоянство в восприятии. Она позволяет сохранить неизменными свойства предметов независимо от того, с какого расстояния, под каким углом зрения и при каком освещении они воспринимаются.

Виды восприятий также влияют на способность воспринимать информацию. Выделяют следующие виды в зависимости: а) от цели: преднамеренные и непреднамеренные; б) от форм отражения: восприятие времени, пространства, формы, движения, ритма, темпа, последовательности явлений; в) от степени организации: организованное и неорганизованное.

Тот или иной тип восприятия не является постоянным. Изменение целей или содержания деятельности, особенностей воспринимаемых предметов, изменение отношения к деятельности могут изменить для человека особенности восприятия.

Представление.

Представления менее ярки и детализированы, чем восприятия. Но в них выделено наиболее существенное, что имеет значение для восприятия той или иной информации.

4. Воображение.

Иногда возникает необходимость подключать процессы воображения для восприятия информации. В это время происходит мысленное конструирование ситуаций, поведения, действий. Воображение может быть непроизвольное и произвольное, в виде мечты, творческое и воссоздающее (репродуктивное). Особенно важно развитие творческого и воссоздающего типов воображения для освоения нового знания. Так, иногда необходимо представить предмет, человека, которого раньше никогда не видел, только по его описанию.

Вопросы для самопроверки

1. В чем отличие между ощущениями и восприятием?

2. Какова роль воображения при восприятии информации?

3. Связаны ли, по Вашему мнению, представления и воображение при восприятии информации?

Основная литература по теме:

1. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа: учеб. для вузов / А.Г.Асмолов. – М.: Смысл, 2001.

2. Аверин В.А. Психология личности: учеб.пособие / В.А.Аверин. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.

3. Крысько В.Г. Психология и педагогика. Курс лекций / В.Г.Крысько. – М.: Омега – Л, 2004.

Дополнительная литература

1. Немов Р.С. Общая психология / Р.С.Немов. – СПб.: Питер, 2006.

2. Психология и педагогика: учеб. пособие / Под ред. А.А.Радугина. – М.: Центр, 2003.

3. Данилова Н.Н.Психофизиология: учеб. для вузов / Н.Н.Данилова. – М.: Аспект Пресс, 2001.

2.4. Этапы обработки и восприятия информации.

План:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: