Авторские технологии»

Творческий акт имеет несколько этапов. Первый – формирование замысла конкретного произведения. Сюда включаются окончательное определение темы, принципиальный выбор идеи произведения, определение «хода», то есть логики развития образного ориентира, усиливающего звучание речи. Второй – конкретизация замысла. В ее ходе возникает видение путей развития замысла произведения в конкретный тест. Третий – этап реализации замысла. Здесь формируются те элементарные выразительные средства, благодаря которым оказывается возможным воплотить тему, идею, образный ориентир массово-коммуникационного произведения.

На этапе подготовки будущей публикации журналист пытается решить часто еще нечетко очерченную в сознании творческую проблему на уровне логики, накопления материала или выбора данных, фактического материала. Здесь главную роль играют эрудиция, знание предмета, о котором нужно написать или подготовить передачу. Идет «сбор информации». Формирование фактологического «багажа» может иногда даже предшествовать четкому формулированию темы – главной мысли, выражающей отношение автора к явлению, которое он отбирает для последующего отображения в своем произведении.

Следующий этап формирования «информационного багажа» журналиста – собственная аналитическая деятельность. Сюда включается аналитика «внешней информации», в том числе и той, которая поступает от ньюсмейкеров. Ньюсмейкеров тоже делят на несколько групп: информатор, компетентный собеседник, лицо для получения сугубо справочных данных, посредник в установлении контактов, наводчик.

Необычность творческой деятельности журналиста по созданию массово-коммуникационных текстов заключается в том, что для этого часто нужна не сама информация, а некий первотолчок к творчеству. Ему предшествует этап «инкубации». Это период «вынашивания», «взращивания» идеи. Происходит оценка информации на основе имеющихся уже в памяти данных. Но оценка – это еще не готовность к действию. Этап озарения – возникновение новых когнитивных структур, позволяющих внезапно увидеть элементы творческой задачи с новой точки зрения. Это интуиция журналиста. Специфика творческой интуиции в том, что ее невозможно вызвать в результате какого-то принуждения, ее можно только культивировать.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: