Изучение и обобщение положительного педагогического опыта

ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ - эффективный опыт, позволяющий достигать хороших результатов в учебно-воспитательной работе при сравнительно невысоких затратах сил, средств и времени. Исследователи, изучающие передовой опыт различают его по масштабу, новизне и качеству. По масштабу выделяют единичный и типичный, индивидуальный, групповой и массовый; по новизне – новаторский, творческий, репродуктивный; по качеству – передовой, положительный, эффективный, неэффективный, рациональный, нерациональный, отрицательный. Все эти признаки находятся во взаимосвязи.

Известный педагог, исследователь проблемы научной организации педагогического труда И.П.Раченко выделяет три основных подхода в трактовке передового педагогического опыта: передовой педагогический опыт как образец хорошей работы; как деятельность, в которой воплощены в жизнь выводы научных исследований и благодаря чему достигаются принципиально новые результаты; как новаторство с его педагогическими находками, открытием нового, оригинального знания.

Передовой педагогический опыт в любом случае связан с творчеством, он является результатом творческого труда педагогических коллективов или отдельных учителей.

Например, в истории развития советской школы в разный годы передовым считался опыт творческих коллективов учителей Кировоградской, Московской, Новосибирской областей. В Липецкой области обобщались результаты изучения эффективного урока, в Ростовской – исследовались проблемы преодоления второгодничества учащихся, в Казанской – развитие познавательной активности и самостоятельности школьников.

Ярким примером педагогического творчества является профессиональная деятельность Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Спектр проблем, которые его интересовали, очень широк: гармоническое единство обучения и воспитания, образованности и воспитанности, превращение знаний в убеждения; гармоническое развитие умственных способностей детей в процессе их обучения; нравственная полноценность личности в богатстве и многогранности источников нравственного развития, в единстве его условий, предпосылок, методов; постоянное обогащение интеллектуальной жизни школьного коллектива и семьи как залог успешного учения; факторы, определяющие качество урока(широта кругозора и общая эрудиция учителя, его профессиональные знания и методическая подготовка, интеллектуальные жизнь семьи и школьного коллектива, внеклассная работа и др.); единство педагогических убеждений учителей и родителей; гармоническое сочетание всех видов деятельности, осуществляемых директором школы, и многое другое.

Все эти вопросы находили свое решение в опыте Павлышской школы, директором которой долгие годы был В.А.Сухомлинский. Им была разработана система личностных ценностей учащихся, в которой особое внимание уделяется нравственному идеалу, счастью, свободе, чести, достоинству, долгу, справедливости, истине, добру и красоте. Красной нитью всего творчества В.А.Сухомлинского проходит внимание к Человеку, его физическому и духовному развитию.

Ценной, является мысль В.А.Сухомлинского о том, что источниками учебно-воспитательного процесса являются наука, мастерство и искусство. Отсюда к педагогу предъявляются следующие требования: постоянно обогащаться и обновляться, каждодневно совершенствовать свое мастерство – творить новое, направлять гармоническое развитие и саморазвитие личности ребенка.

В 80-е года широкое распространение получил опыт педагогов-новаторов Ш.А.Амоношвили, И.П.Иванова, Е.И.Ильина, В.К. Караковского, С.Н.Лысенковой, А.Н. Тубельского, Р.Г. Хазанкина, Н.Ф.Шаталова, М.П.Щитинина и др. Анализ опыта педагогов – новаторов показывает, что всем им свойственны общие черты: высокий уровень интеллектуального развития, педагогический талант, всесторонность организации их деятельности, неординарность, оригинальность, оптимизм, сильная воля, действенная любовь к детям, бескорыстное служение делу обучения и воспитания. Ценность опыта педагогов-новаторов состоит прежде всего в их творчестве, в новом качестве их педагогической деятельности.

В каждом городе, районе есть педагоги, чей опыт учебной или воспитательной работы может быть охарактеризован как передовой педагогический, или новаторский. Особенно ярко он проявился в 90-е годы в форме конкурса «Учитель года», который позволил выявить на региональном и российском уровнях многих талантливых, интересно и результативно работающих учителей.

Только в городе Рязани и Рязанской области ежегодно победителями конкурсов становятся десятки учителей. Лучшие из них защищают свой опыт, талант и мастерство на Всероссийских конкурсах как столичные педагоги, так и представители самых отдаленных регионов России становились победителями конкурса, а «Хрустальный пеликан» знаменовал их высочайшее профессиональное мастерство. Они вносили элементы своего опыта в незнакомую аудиторию, и для нее уроки мастеров - педагогов всегда становились открытием.

Передовой педагогический опыт требует знания технологии его изучения, обобщения и описания при использовании комплексной методики научно – педагогического исследования. При обобщении передового педагогического опыта исследователь изучает содержание, методику, условия, процессы, качество и результаты работы конкретных учителей. Как правило во внимание принимаются следующие основные компоненты: конкретные цели и задачи учебно-воспитательной работы, которые решаются автором; пути достижения конкретных результатов обучения и воспитания; развивающая технология; новизна и творчество; условия творчества авторов опыта; обусловленность деятельности личностными качествами авторов, условиями школы и района; основная идея опыта; реальные пути и средства передачи, освоения и внедрение данного опыта.

При отборе передового педагогического опыта необходимо учитывать следующие критерии: аккуратность, общественную и практическую значимость; исследовательский подход; главную идею опыта; учет своего опыта, местных особенностей, условий; эффективность опыта. Главная особенность любого опыта - интеграция науки и практики. При этом выделяются три группы источников его изучения: зафиксированный письменно, устные формы освещения опыта, непосредственная педагогическая деятельность.

Методы изучения передового педагогического опыта разнообразны. К их числу относятся наблюдение и самонаблюдение, эксперимент, анализ процесса и результатов трудовой деятельности, хронометрия, библиографический метод, методы психолого – педагогической диагностики. Одним из наиболее распространенных методов изучения педагогического опыта является непосредственное наблюдение систем уроков, форм и методов воспитательной работы, стиля общения учителей и учащихся, управленческих действий. Он позволяет объективно оценивать успешность решения учебно-воспитательных задач: как учащиеся усваивают материал, в какой мере проявляется их активность, как расширяется образовательный кругозор и т.д.

Различного рода беседы способствует выяснению того, каким путем шел педагог в совершенствовании своей практики, чем он мотивирует применение того или иного метода, как осуществляет проверку эффективности работы и т.д. в ходе изучения опыта работы широко используется изучение документации школы и творческой лаборатории учителя: планы работы, протоколы педсоветов, журналы, методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, подборки контрольных самостоятельных работ, раздаточный материал, оборудование учебного кабинета, работы учащихся и др.

Завершающим этапом научного рассмотрения педагогического опыта является его обобщение и описание, то есть выведение конкретной общей идеи, которую следует творчески внедрять в другой опыт. Передовой педагогический опыт оформляется в специально разработанных карточках учета с включением следующих пунктов: кто внес предложение (идею); кто его разработал; суть предложения; кто его осуществляет; результаты внедрения в практику; отзывы учителей, проверяющих эффективность опыта; заключение компетентных лиц, а также органа, правомочного рекомендовать опыт к творческому пользованию или массовому внедрению.

Несомненно, что педагогический опыт должен включать в себя и приобретение новых знаний, и переживание результатов своей деятельности, и творческое решение проблем. А так как существуют различные формы творчества, которые проявляются в деятельности, то существует и опыт выполнения этой деятельности, а, значит, существует и опыт творчества.

ДЛЯ УСПЕШНОГО ИЗУЧЕНИЯ И ОБОБЩЕНИЯ ОПЫТА ПЕДАГОГА-НОВАТОРА НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ:

• поиск образцов работы учителей, воспитателей, руководителей;

• выявление критериев отбора передового педагогического опыта;

• выбор методики изучения передового педагогического опыта;

• сбор разнообразной информации;

• обработка собранных данных, имеющихся материалов;

• выявление общей идеи внедрения опыта;

• оформление передового педагогического опыта;

• составление портрета учителя-мастера.

Анализ опыта, как правило, должен фиксироваться в аналитическом описании. При этом выявляются и описываются составные части опыта, элементы системы работы педагога, определяются их функции, возможности, цели, результативность, условия эффективности функционирования.

КАК ПРАВИЛО, ОПИСАНИЮ ПОДЛЕЖАТ:

• алгоритм действия в решении педагогических задач;

• принцип, разработанный автором;

• метод педагогической деятельности;

• приемы работы автора опыта;

• средство, разнообразное автором опыта;

• педагогический комплекс;

• формы педагогической деятельности;

• другие виды педагогического творчества.

Таким образом, изучение, обобщение и описание передового педагогического опыта будет, на наш взгляд, успешным при условии знания и использования определенного алгоритма действий и комплекса методов, помогающих в объективной оценке его эффективности. Описанная технология может быть использована учителем в любом виде творческой деятельности. Формирование творческой личности школьника наиболее эффективно при использовании, например, технологий коллективной творческой деятельности, внедрение известными педагогами И.П.Ивановым и В.А.Караковским.

Инновационная деятельность в современных условиях часто ассоциируется с творческой деятельностью, поскольку педагогическая инноватика, как правило, - это инновации в области образования, связанные с творчеством, внедрением и распространением передового опыта.

Для того чтобы учитель – воспитатель развивал свое профессиональное творчество, необходимо создание педагогических условий в реально существующем учебно-воспитательном процессе того или иного образовательного учреждения, которые способствуют проявлению и развитию творческой индивидуальности учителя, формированию у него авторской педагогической технологии. К ним относятся:

- формирование профессионального идеала и выработка на его основе индивидуального стиля деятельности;

- проектирование целостного учебно-воспитательного процесса на основе сотрудничества, совместной творческой деятельности всех его участников;

- разработка и использование технологий рефлексивной деятельности учащихся и учителей в совместной деятельности;

- согласование объективных условий и индивидуальных особенностей педагога;

- наличие творческой лаборатории учителя и воспитателя.

Реализация указанных условий позволяет вести целенаправленную работу по развитию профессионально творчества учителя – воспитателя. А.Г.Асмолова на основе анализа культурно-исторического, этнографического и клинического материалов жизни творческих людей пришел к выводу: «Индивидом рождаются. Личность становятся. Индивидуальность отстаивают».

М.М.Поташник так охарактеризовал труд учителя: «Педагогический труд не творческим не бывает и быть не может, ибо неповторимы дети, обстоятельства, личность самого учителя, и любое педагогическое решение должно исходить из этих всегда нестандартных факторов. Если же действия человека, работающего с детьми, не учитывают этих особенностей, то его труд лежит уже за гранью того, что называется словом «педагогический»».

К ВОПРОСУ О ВЕЛИКИХ ПЕДАГОГАХ. Во все времена педагоги искали лучших путей помощи людям в использовании данных им природой возможностей, формировании новых качеств. Тысячелетиями по крохам накапливались необходимые знания, одна за другой создавались, проверялись и опровергались педагогические системы, пока не остались самые жизнестойкие, самые полезные. Развивается и наука о воспитании, главной задачей которой становится накопление, систематизация научных знаний о воспитании человека.

Практика воспитания своими корнями уходит в глубинные пласты человеческой цивилизации. Уже в наиболее развитых государствах древнего мира – Китае, Индии, Египте, Греции – были предприняты серьезные попытки обобщения опыта воспитания, вычленения теоретических начал. Все знания о природе, человеке, обществе аккумулировались тогда в философии; в ней же были сделаны и первые педагогические обобщения.

Педагогике долго пришлось снимать скромный угол в величественном храме философии. Только в XVII веке она выделилась в самостоятельную науку. Этот факт связан с именем великого чешского педагога ЯНА АМОСА КОМЕНСКОГО (1592-1670). Его главный труд «Великая дидактика» - одна из первых научно-педагогических книг. Многие из высказанных в ней идей не утратили ни актуальности, ни своего научного значения и сегодня. Предложенные Я.А. Коменским принципы, методы, формы обучения, как, например, классно-урочная система, стали основой педагогической теории.

В пособии достаточно полно представлены философские воззрения педагога, составленные им правила искусства обучения и развития нравственности.

Непримиримая борьба с догматизмом, схоластикой и вербализмом в педагогике определили творчество великого швейцарского педагога ИОГАННА ГЕНРИХА ПЕСТАЛОЦЦИ (1746-1827). «О, любимый народ! – восклицал он. – Я вижу, как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться!». Песталоцци сдержал свое слово, предложив учителям прогрессивную теорию обучения и нравственного воспитания учащихся. Им сформулирован закон умственного развития ребенка.

В пособии подробно представлена педагогическая концепция И. Г. Песталоцци, а также ряд его самых известных и значимых для педагогики сочинений.

Мировую славу русской педагогике принес Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1871). Прожил он недолгую, но удивительно плодотворную жизнь. То же, что Коменский в Моравии, Песталоцци в Швейцарии, совершил Ушинский в России – переворот в теории, революцию в педагогической практике. Утверждая изречение «Педагогика – не наука, а искусство: самое обширное, сложное, самое высокое и самое необходимое из всех искусств». Он требовал полного переустройства системы образования на основе новейших научных достижений. Педагог составляет подробнейшие рекомендации о методах формирования наблюдательности, внимания, воли, памяти, эмоций. Раскрывает пути реализации дидактических принципов обучения. Строит концепцию развивающего обучения. Ушинский намного опережает свою эпоху в понимании роли трудового воспитания. В юношеском дневнике Ушинского сформулирована цель его жизни: «Сделать как можно более пользы моему отечеству». Он достиг цели. Основа его педагогической системы — требование демократизации народного образования и идея народности воспитания. Педагогические идеи Ушинского отражены в книгах для первоначального классного чтения «Детский мир» (1861) и «Родное слово» (1864), фундаментальном труде «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» (2 т. 1868—1869) и других педагогических работах.

В пособии представлены краткие сведения о жизнедеятельности педагога, основные педагогические идеи Ушинского, обоснование их влияния на передовую педагогическую мысль.

Во всем мире признаны идеи Льва Николаевича Толстого (1828-1910). Он утверждал, что учитель должен быть свободным творцом, а не рабом чужой указки. Воспитание является искусством, а не ремеслом, - в этом корень учительского дела. Яснополянская школа принадлежит к числу оригинальных педагогических попыток: в эпоху безграничного преклонения перед новейшей немецкою педагогией Толстой решительно восстал против всякой регламентации и дисциплины в школе; единственный метод преподавания и воспитания, который он признавал, был тот, что никакого метода не надо. Все в преподавании должно быть индивидуально — и учитель, и ученик, и их взаимные отношения. В яснополянской школе дети сидели, кто, где хотел, кто, сколько хотел и кто как хотел. Никакой определенной программы преподавания не было. Единственная задача учителя заключалась в том, чтобы заинтересовать класс. Занятия шли прекрасно. Их вел сам Толстой при помощи нескольких постоянных учителей и нескольких случайных, из ближайших знакомых и приезжих.

Известность педагогике социалистического периода принесли работы Макаренко Антона Семеновича (1888-1939). Великий педагог выдвинул и проверил на практике принципы создания и педагогического руководства детским коллективом. Его перу принадлежат многочисленные педагогические и художественные сочинения, в которых детально разработана методика коллективистского воспитания. Он совершенствовал методику трудового воспитания, изучал проблемы формирования сознательной дисциплины и воспитания детей в семье. И, пожалуй, никто из педагогов так страстно не убеждал педагогическую теорию заняться всерьез вопросами мастерства, как А.С. Макаренко. Он говорил: «Теория должна разработать педагогическую технику, она должна повернуться лицом к практике».

Ярким примером педагогического творчества является профессиональная деятельность Василия Александровича Сухомлинского (1918-1970). Спектр проблем, которые его интересовали, очень широк: гармоническое единство обучения и воспитания, образованности и воспитанности, превращение знаний в убеждения; гармоническое развитие умственных способностей детей в процессе их обучения; нравственная полноценность личности в богатстве и многогранности источников нравственного развития, в единстве его условий, предпосылок, методов; постоянное обогащение интеллектуальной жизни школьного коллектива и семьи как залог успешного учения; факторы, определяющие качество урока (широта кругозора и общая эрудиция учителя, его профессиональные знания и методическая подготовка, интеллектуальные жизнь семьи и школьного коллектива, внеклассная работа и др.); единство педагогических убеждений учителей и родителей; гармоническое сочетание всех видов деятельности, осуществляемых директором школы, и многое другое.

Многие его дидактические советы, меткие наблюдения сохраняют свое значение и при осмыслении современных путей развития педагогической мысли и школы.

Таким образом, анализ опыта педагогов показывает, что всем им свойственны общие черты: высокий уровень интеллектуального развития, педагогический талант, всесторонность организации их деятельности, неординарность, оригинальность, оптимизм, сильная воля, действенная любовь к детям, бескорыстное служение делу обучения и воспитания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: