1. экстенсивная - функция накопления, приобретения новых знаний;
2. ориентировочная - функция определения себя в Культуре и своего места в обществе;
3. компенсаторная - функция преодоления: недостатков школьного обучения, ликвидации «белых пятен» в своем образовании;
4. функция саморазвития - совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств;
5. методологическая - функция преодоления профессиональной узости, достраивание картины мира;
6. коммуникативная - функция установки связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами;
7. сотворческая - функция сопутствия, содействия, творческой работы, непременного дополнения ее;
8. функция омолаживания - преодоление инерции собственного мышления, предупреждения застоя в общественной позиции (для полноценного развития необходимо переходить иногда от положения учащихся в положение учащихся).
9. психологическая - функция сохранения полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального достижения человечества;
|
|
10..геронтологическая - функция поддержания связей с миром и через них - жизнеспособности организма.
Возможность осуществлять самообразование есть у каждого человека. Для совершенствования профессионального мастерства педагогу важно постоянно повышать уровень самообразования. Осуществить данный процесс можно опираясь на следующие источники.
Запись: Источники самообразования:
1. книги, периодическая печать, СМИ, интернет;
2. исследовательская деятельность;
3. обучение на различных курсах;
4. работа;
5. окружающая действительность (события, которые происходят вокруг, люди, с которыми общаетесь, их знания и опыт);
6. увлечения (хобби).
Таким образом, самообразование - необходимое постоянное слагаемое жизни культурного, просвещенного человека. Самообразование ценно не как узкое «набирание» знаний, а как путь развития интеллекта и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Для того, чтобы: приблизить свой реальный образ к идеалу, нужно уметь управлять собственным развитием. Управление своим развитием осуществляется посредством: самовоспитания.
Словарь терминов
Авторитет Общепризнанное значение, влияние, которым пользуется какое-либо лицо, организация в силу определенных качеств и заслуг. Авторитет менеджера является непременным условием эффективного управления. Авторитет завоевывается честным, инициативным и ответственным отношением к своим обязанностям, требовательным и внимательным отношением к своим обязанностям, требовательным и внимательным отношением к каждому члену коллектива, высокой профессиональной компетентностью. В производственном коллективе, как социальной группе, авторитетом обладают обычно наиболее опытные, квалифицированные работники. |
Актуальность педагогического опыта Один из критериев передового педагогического опыта, выражающийся в соответствии этого опыта современным тенденциям общественного развития, передовым идеям педагогической науки. |
Анализ Метод научного исследования (познания) явлений и процессов, в основе которого лежит изучение составных частей, элементов изучаемой системы |
Аннотация (от лат. annotatio — примечание, пометка) — 1)краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях; 2) вторичный источник информации с частично сокращённым, частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопросы о чём, имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами(от лат. annotatio — примечание, пометка) — 1)краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях; 2) вторичный источник информации с частично сокращённым, частично формализованным тезаурусом, отвечает на вопросы о чём, имеет простую грамматику и насыщена дескрипторами |
Взаимодействие Процесс воздействия объектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. В.— это универсальная форма изменения состояний объектов. В социальной психологии понятие В. используется для характеристики действительных межличностных контактов людей в процессе совместной работы и для описания взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в ходе совместной работы |
Взаимоотношения Субъективные связи и отношения, существующие между людьми в социальных группах. В. обязательно предполагают взаимность, наличие ответного отношения. В. бывают деловыми, дружескими, официальными, личными |
Внутренний конфликт Столкновение противоположных ценностных ориентации личности, ее потребностей, интересов, стремлений. Основными причинами В. к. являются трудности при выборе решения, неадекватное представление о себе, непомерные претензии, противоположно направленные мотивы самоутверждения |
Деятельность Форма активного отношения человека к окружающему миру; мотивированная совокупность закономерно связанных между собой поведенческих актов и последовательно совершаемых действий, направленных на выполнение определенных задач, на достижение тех или иных социально значимых целей |
Диагностика Процедура выявления уровня готовности к какому – либо виду деятельности, в том числе к учебной деятельности определенного содержания и уровня сложности. Основывается на системе тестов, письменных работ, устных вопросов и др. методов, позволяющих получить картину состояния чьих – либо знаний и умений |
Инновация 1) нововведения в области техники, технологии, организации труда и управления, основанные на использовании достижений науки и передового опыта, а также использование этих новшеств в самых разных областях и сферах деятельности; 2) инновация в обучении – введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, в организацию совместной деятельности преподавателей, мастеров производственного обучения, учащихся; изменения в стиле мышления |
Индивидуальный стиль Это своеобразная манера педагогических действий и общения, присущая конкретному педагогу |
Индивидуальный стиль деятельности и общения учителя Совокупность задач, средств и способов педагогичексой деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, напр., ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя. Поскольку И. с. определяется соотношением задач и способов деятельности, то он может |
Квалификация профессиональная Ступени профессиональной подготовленности работника, позволяющие ему выполнять трудовые функции определенного уровня и сложности в конкретном виде деятельности. Показателем К. п. являются квалификационные категории, которые присваиваются работнику в соответствии с нормативными характеристиками данной профессии |
Компетентность учителя профессиональная Владение учителем необходимой суммой знаний, умений и навыков. определяющих сформированность его педагогической деятельности, педагогического общения и личности учителя как носителя определенных ценностей. идеалов и педагогического сознания. |
Компетентность Обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции, индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека. Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. |
Компетентность Является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике. Связь эта очевидна: без знаний нет компетенции, но не всякое знание и не во всякой ситуации проявляет себя как компетенция. |
Компетенция (латин. competentia) (книжн.) - 1. Круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом (Не будем говорить о том, что не входит в нашу компетенцию. Это вне сферы моей компетенции или вне моей компетенции). 2. Круг полномочий, область подлежащих чьему-нибудь ведению вопросу, явлений (право). Между понятиями «компетентность» и «компетенция» есть существенная разница. Некоторые считают, что «компетенция» является производным от «компетентности» и обозначает сферу приложения знаний, умений и навыков человека, в то время как компетентность представляет собой некую совокупность, своего рода «багаж» знаний человека. |
Образовательная компетенция Уровень развития личности будущего педагога, связанный с качественной подготовкой к будущей профессиональной деятельности в школе, что определяется требованиями и нормами к подготовке выпускника вуза. |
Ключевые компетенции Всегда относятся к реальным и социально значимым объектам действительности – техническим устройствам, носителям информации, явлениям природы и культуры, общественным, политическим или иным процессам и т.д. Пять групп ключевых компетенций (по М. Стобарту, зам. директора Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы.) 1. Политические и социальные компетенции, такие как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов. 2. Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой группе общения относится владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение. 3. Компетенции, связанные с возникновением общества информации. Владение новыми технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе. 4. Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни. 5. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе. Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий. |
Мастерство Высокая степень овладения определенным видом специализированной деятельности; основывается на глубоком понимании дела, сочетаемом с развитыми умениями осуществлять рациональные и эффективные действия |
Менеджмент 1) система управления, администрирования на предприятиях и в концернах; 2) совокупность принципов, методов, приемов, средств и форм управления производством и производственным персоналом с целью повышения эффективности производства, увеличения прибыли, лучшего использования ресурсного потенциала предприятия, фирмы |
Метод Способ достижения определенной цели, совокупность приемов или операций практического или теоретического освоения действительности. В области науки метод есть путь познания, который исследователь прокладывает к своему предмету; при этом универсального метода не существует и, более того, каждый предмет и каждая проблема требуют собственного метода |
Метод самонаблюдения Получение эмпирических данных посредством наблюдения человеком за собственными психическими процессами и состояниями в момент их протекания или вслед за ними |
Мониторинг 1) постоянное наблюдение за каким – либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; 2) экол. наблюдение, оценка и прогноз состояния окружающей среды в связи с хозяйственной деятельностью человека; 3) пед. планомерное диагностическое отслеживание профессионально - образовательного процесса; мониторинг включает диагностику, прогнозирование и коррекцию профессионального развития личности и процесса образования. |
Наблюдение Целенаправленный и планомерный процесс сбора информации путем прямой и непосредственной регистрации исследователем воспитательных процессов или явлений; позволяет получать данные, необходимые для дальнейших теоретических построений и последующей их проверке на опыте, обеспечивает теоретическое исследование эмпирической информации, проверяет адекватность и истинность теории в практике, позволяет изучать объекты в их целостности, в естественном функционировании |
Навык Действие, автоматизировавшееся путем повторения, упражнения. Характеризуется высокой степенью усвоения и отсутствием поэлементной сознательной регуляции и контроля. Различаются навыки перцептивные, интеллектуальные и двигательные |
Образовательная деятельность Совокупность последовательных действий, предпринимаемых организаторами образования, преподавателями, мастерами производственного обучения и др. работниками образовательного учреждения для достижения результатов, предусмотренных образовательными программами |
Педагог Лицо, ведущее практическую работу по воспитанию, образованию и обучению детей и молодежи и имеющее специальную подготовку в этой области (учитель школы, преподаватель училища и т.д.). Педагог воздействует на учащегося, сообщает ему знания, формирует его личность, является руководящей и управляющей стороной в отношении «педагог - обучаемый». В то же время педагог в результате непрерывного образования, самовоспитания, общения с учащимися подвергается воспитательным воздействиям и стремиться к самосовершенствованию |
Педагогическая деятельность Деятельность, осуществляемая специально подготовленными профессионалами в образовательных учреждениях для достижения результатов, предусмотренных учебной программой или рядом программ, а также иными задачами образования и его социальными целями (экономическими, политическими, нравственными, эстетическими). Компетентность педагога, а, следовательно, эффективность его педагогической деятельности, оценивается следующими показателями: уровнем знания и понимания того, чему он намеревается обучить других; мерой владения технологией преподавания; умением добиваться одновременного выполнения задач, связанных с обучением, воспитанием и развитием личности |
Педагогическая система Организованная совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания целенаправленного и преднамеренного педагогического воздействия на формирование личности с заданными качествами |
Педагогический алгоритм Последовательность действий, операций, выполняемых педагогом с целью достижения поставленных целей, что включает в себя конструирование и реализацию педагогической деятельности |
Педагогическое мастерство 1) вид передового опыта, состоящий в рациональном использовании рекомендаций науки; 2) высокий уровень совершенства педагога в его учебно–воспитательной деятельности |
Педагогическое прогнозирование Специально организованное междисциплинарное исследование, которое должно проводиться непрерывно, систематически, в целях получения непрерывно обновляющейся информации о развитии как внешней социально – экономической, научно – технической и производственной сферы, так и конкретных профессионально ориентированных систем. Речь, по сути, идет о своеобразной службе слежения за развитием профессионального образования с обязательным учетом тенденций в инфраструктуре меняющегося производства, в объектах, содержании и характере труда рабочих и специалистов соответствующего уровня и профиля |
Педагогическое проектирование Предварительная разработка основных деталей предстоящей деятельности учащихся и педагогов: разработка конкретных уроков, отдельных тем, целых учебных дисциплин, комплексов учебных занятий или учебных предметов. Педагогическое проектирование способствует созданию более технологичных педагогических объектов, включая и педагогические процессы. Использование педагогического проектирования сводит к минимуму рутинную работу и оставляет больше места для конструктивного творческого поиска |
Передовой педагогический опыт Новизна, высокая результативность и эффективность деятельности педагога, соответствие современным достижениям педагогики и методики обучения, стабильность и возможность творческого применения другими педагогами, оптимальность опыта в целостном педагогическом процессе. Выделяют два вида передового опыта – педагогическое мастерство и новаторство. Внедрение передового педагогического опыта в практику происходит через базовые и экспериментальные школы, шефство педагогов – мастеров, а также путем изучения опыта и его обобщения |
Профессионал Мастер своего дела; человек, избравший работу в какой – либо области постоянным, основным своим занятием, обративший это занятие в профессию и обладающий необходимыми для этого занятия знаниями, пониманием дела и умениями. В ряде стран профессионалами называют лиц свободных профессий, дипломированных специалистов и высших должностных лиц в промышленности или коммерции |
Профессионализм Высокое мастерство, глубокое овладение профессией, качественное, профессиональное исполнение, приобретенные в ходе учебной и практической деятельности. Профессионализм рабочего проявляется в совмещении в одной профессии целого комплекса специальных знаний и трудовых функций, а также в расширении видов деятельности. Главное в этом процессе не объем усваиваемой информации, а умение творчески пользоваться ею, находить ее, усваивать и применять в практической деятельности |
Профессиональная ориентация 1) деятельность работников системы образования и социальных работников, направленная на оказание консультативной помощи лицам, потерявшим работу или намеревающимся сменить профессию, сделать осознанный выбор нового поприща; 2) комплекс педагогических мероприятий по содействию молодежи в профессиональном самоопределении в соответствии с желаниями, склонностями, способностями и с учетом потребности в специалистах и ситуацией на рынке труда |
Профессиональная подготовка Процесс овладения знаниями, навыками и умениями, позволяющими выполнять работу в определенной области деятельности. Профессиональная подготовка имеет целью ускоренное приобретение обучающимися навыков, необходимых для выполнения определенной работы или группы работ, и не подразумевает повышение образовательного уровня обучающегося. В зависимости от квалификации различают четыре основных уровня профессиональной подготовки, требующих соответствующего профессионального образования: высшего, среднего, начального профессионального и элементарного (подготовка работников низшей квалификации на курсах, путем бригадно-индивидуального обучения на производстве и др.). Государство в необходимых случаях создает лицам, не имеющим основного общего образования, условия для получения ими профессиональной подготовки в образовательных учреждениях разного уровня |
Профессиональная самостоятельность Активная деятельность учащихся, их настойчивость и целеустремленность в практическом овладении профессией или специальностью, применение на практике полученных теоретических знаний, самооценка своих интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств. Профессиональная самостоятельность реализуется в способности самостоятельно выбирать способы выполнения работы, обеспечивающие высокое качество и производительность труда; в умении самостоятельно разобраться в производственной обстановке, принять правильное решение; в умении самостоятельно планировать и контролировать выполняемую работу |
Профессионально- ориентировочное мышление Показатель профессионального мастерства, проявляющийся в способности активного наблюдения, анализа, выработки тактики и стратегии действий, в способности к критическому самоанализу и самоконтролю |
Профессионально- педагогическая культура Способ творческой самореализации личности преподавателя профессиональной школы в разнообразных формах педагогической деятельности и общения, направленных на освоение, передачу и создание педагогических ценностей и технологий |
Профессия Род трудовой деятельности (занятий) человека, владеющего комплексом специальных теоретических знаний и практических навыков, приобретенных в результате специальной подготовки и опыта работы; является обычно источником существования |
Рефлексия педагогическая Способность учителя дать себе и своим поступкам объективную оценку, понять, как его воспринимают дети, др. люди, прежде всего те, с кем учитель взаимодействует в процессе пед. общения. В центре Р. п. — осознание того, что школьник воспринимает и понимает в воспитателе и в отношениях с ним, как он может настроиться на действия воспитателя |
Самоактуализация 1) стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих потенциальных возможностей и способностей; 2) самостоятельная учебная деятельность, направленная на то, чтобы привести знания, умения в соответствие с современными требованиями |
Самоанализ Способ самоорганизации духа, чувства, разума, воли и поведения; оценка своего конкретного поступка, формирование собственного мнения о своем поведении, о положении в коллективе, об отношениях с окружающими, родителями, преподавателями. Самоанализ укрепляет верховенство разума над эмоциями, комплексами, инстинктами в поведении |
Самоанализ педагогической деятельности Изучение учителем состояния, результатов своей собственной учебно-воспитательной работы, установление причинно-следственных взаимосвязей между элементами пед. явлений, определение путей дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся. Функции пед. анализа: диагностическая, познавательная, преобразующая, самообразовательная |
Самовоспитание Разновидность самосовершенствования; стремление индивида приобрести новые или изменить к лучшему сложившиеся черты характера и социальные качества, а также действия, предпринимаемые в этой связи. В процессе самовоспитания учащиеся анализируют свои поступки, выделяют положительные качества и недостатки, от которых нужно избавиться; ставят цели и разрабатывают программу деятельности по совершенствованию одних и устранению других качеств; участвуют в учебной, трудовой деятельности по достижению поставленных целей; осуществляют саморегуляцию этой деятельности: самоконтроль, самоанализ, самооценку ее хода и результатов, а при необходимости и корректировку целей и задач |
Самовоспитание Сознательная и целенаправленная работа личности по формированию и совершенствованию у себя положительных и устранению отрицательных качеств |
Самоконтроль Свободное, сознательное, лишенное внешнего принуждения регулирование своего поведения, его мотивов и побуждений. Способность к самоконтролю складывается в процессе освоения нравственно-этического опыта, в том числе и через систему образования, уровень развития которой зависит от убеждений, знаний, привычек, а также от самооценки своих действий, побуждений, моральных качеств. Самоконтроль укрепляет волю и дух, обеспечивает удержание себя в рамках принятых и внутренне одобренных правил |
Самоконтроль Одно из проявлений сознательной регуляции человеком собственного поведения и деятельности в интересах обеспечения соответствия их результатов поставленными целями, предъявляемым требованиям, правилам, образцам |
Самокритика Способность критически оценивать себя, свои отношения в обществе, коллективе, семье. Критическая самооценка у подростков и юношей бывает эмоциональной, изменчивой, недостаточно объективной: у одних она практически отсутствует, вытесняется самомнением, гордыней; у других, напротив, преобладает комплекс неполноценности, самоунижение. Молодые люди подвергают критическому осмыслению свое поведение и внутренний мир, как с помощью внутреннего монолога, так и в доверительных беседах с друзьями, в высказываниях о себе в кругу товарищей, на собраниях, диспутах. В результате самокритики совершается сложный духовный процесс приближения индивида к объективной самооценке |
Самонаблюдение Непосредственное изучение собственного сознания, психических проявлений. Трудность самонаблюдения заключается в том, что тот, кто наблюдает самого себя, является одновременно субъектом и объектом наблюдения, следовательно, лишь при постоянном осциллировании (колебании) между этими двумя состояниями могут быть достигнуты результаты (которые поэтому всегда являются неточными) |
Самообладание Форма психической саморегуляции через сознательное управление психическими процессами и волевое воздействие на них. С. проявляется в двух основных формах — сдержанности (умеренности) и мужестве. Первая означает способность противостоять побуждениям к наслаждению во всех формах, особенно в чувственной сфере. Мужество — аналогичная способность противостоять аффектам страха и боязни перед опасностью, борьбой, страданием, усилием; противостоять там, где существенные жизненные задачи требуют терпения и настойчивости. С. укрепляет волю, организует поведение, стимулирует сознательное проявление смелости, отваги и вместе с тем расчетливости, взвешенности в поступках. |
Самопознание Процесс осознания, осмысления человеком самого себя, причин своих поступков, действий, переживаний, характерных для него форм и способов реагирования на различные ситуации. |
Самореализация Реализация индивидом своей личности, своего «Я» как уникального, неповторимого, отличного от «Я» всех других людей |
Саморегуляция Система сознательных актов, действий, направленных на поддержание, достижение необходимого психического состояния, управление своей психикой. Может достигаться самоубеждением, самовнушением, самоприказом, самопринуждением, а также путем систематической аутогенной тренировки и др. |
Самостоятельность в профессиональной деятельности один из основных критериев эффективности профессионального обучения, предполагающий безошибочность выбора оптимальной технологии, обеспечивающей высокое качество и производительность труда; способность диагностировать производственную ситуацию, принять целесообразное решение; умение осуществлять регулярный самоконтроль |
Системный анализ Совокупность методических средств, используемых для подготовки и обоснования, решений по сложным проблемам экономического, научного, социального, политического, технического и военного характера. Опирается на системный подход, а также на ряд математических дисциплин и современных методов управления. Основная процедура — построение обобщенной модели, отображающей взаимосвязи реальной ситуации; техническая основа системного анализа — вычислительная техника и информационные системы. Системный анализ играет важную роль в процессе планирования и управления при выработке и принятии управленческих решений |
Сознательная дисциплина Гражданское качество и результат учебно-воспитательного процесса; характеризуется проявлением активности и инициативы, органическим сочетанием интересов личности и общества, ответственным отношением к труду и общественному достоянию; предполагает целеустремленное сосредоточение внимания, воли, всех интеллектуальных и творческих способностей и физических сил на решении реальных насущных задач жизни |
Структура деятельности Совокупность ориентировочных, исполнительных и контрольных действий |
Творческая деятельность Деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно – исторической уникальностью. С точки зрения некоторых ученых творчество — генерирование новой информация в той или иной области науки, техники, производства, искусства или жизнедеятельности людей в целом |
Тезаурус 1) словарь, в котором максимально полно представлены слова какого-либо языка и семантические отношения (родовидовые, синонимичные и др.) между ними |
Уверенность Отсутствие сомнений, основанное на опыте и, прежде всего, на званиях; положительное свойство личности, формируемое в процессе профессионального обучения и воспитания и активизируемое психологической подготовкой |
Формирование личности Процесс становления социально значимых качеств человека, его убеждений, взглядов, способностей, черт характера. Применительно к задачам образования имеется в виду достижение определенного уровня социальной зрелости, позволяющего человеку успешно и ответственно выполнять разнообразные роли взрослого члена общества — семьянина, работника, гражданина |
Ценностные ориентации Отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Существует взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей, потребностей общества и деятельностью личности |
|
|
|
|
|
|