Классификация рыночных структур

Основа для классификации – степень конкурентности рынка (способность фирмы воздействовать на рынок и, прежде всего, на цены).

Типы рыночных структур:

I. Чистая (совершенная, абсолютная) конкуренция. Конкурентный рынок – это рынок, где ни размер фирм, производящих идентичную продукцию, ни другие причины не позволяют ни одной из фирм воздействовать на рыночную цену. Колебания цены на продукт – результат взаимодействия спроса и предложения, а не результат действий отдельных продавцов. Спрос на продукцию отдельной фирмы не изменяется при изменении ее предложения. Изменения будут только, если наращивание/сокращение выпуска коснется данного рынка в целом. Рыночная цена в модели совершенной конкуренции – независимая переменная. Выбор фирмы сводится к принятию решения об объеме выпуска. Модель совершенной конкуренции – равновесная (то есть отсутствуют инфляция, безработица, перепроизводство). Фирма на данном рынке является ценополучателем.

Характеристики:

1) Множество мелких фирм.

2) Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и иных факторов производства.

3) Полная свобода входа и выхода с рынка (цена входа-выхода в отрасли равна нулю).

4) Свободный и равный доступ к полной информации всех участников. Полная информированность всех участников конкуренции о рыночных условиях, означает, что созданы все условия для рационального выбора в строгой форме. Полная информированность предполагает, что:

· покупатели и продавцы имеют полное представление о спросе и предложении, знают цены на факторы производства и готовую продукцию во всех секторах рынка и действуют в соответствии с ценовыми сигналами.

· нормы прибыли действующих в отрасли фирм известны всем потенциальным конкурентам.

5) Однородная продукция.

6) Объемы производства и предложения со стороны отдельных производителей составляют незначительную долю общего выпуска. Ни один участник рынка свободной конкуренции не может оказать влияния на решения, принимаемые другими участниками. Поскольку число рыночных субъектов велико, значение каждого в отдельности – ничтожно мало.

II. Чистая монополия. В случае чистой монополии границы фирмы расширяются до масштабов рынка данного товара (объем выпуска фирмы совпадает с объемом спроса на данный товар). Следовательно, выпуск продукции фирмой-монополистом аналогичен выпуску продукции отрасли в условиях совершенной конкуренции. Кривая спроса на продукт фирмы-монополиста является рыночной кривой спроса на данный продукт. Фирма на данном рынке является ценоискателем.

Характеристики:

1. В отрасли – единственный производитель.

2. Производимый товар не имеет субститутов. Производимый продукт однороден и уникален.

3. Непреодолимые барьеры на вход и выход из отрасли.

4. Ограничения на информацию.

5. Цена устанавливается фирмой.

III. Монополистическая конкуренция. Основана на дифференциации продукта (действительной или мнимой). В условиях, когда множество мелких фирм производят разнородную продукцию и каждая фирма – монополист на своем крохотном рынке, фирма имеет возможность устанавливать цену в значительной степени самостоятельно.

Характеристики:

1. Большое число сравнительно мелких фирм.

2. Разнородная продукция.

3. Нет барьеров на вход и выход.

4. Некоторые затруднения в доступе к информации.

IV. Монопсония. Рынок с одним покупателем (монополия покупателя). Пример: единственное предприятие-работодатель в данном населенном пункте выступает монопсонистом на рынке труда.

V. Двусторонняя монополия. Ситуация на рынке, на котором единственный продавец противостоит единственному покупателю. Чаще всего встречается на рынке труда: противостояние монопсониста-работодателя и монополиста-профсоюза.

VI. Дуополия. Монополия двух фирм.

VII. Олигополия. Преобладающую часть продукции на данном рынке производит небольшое число крупных фирм.

Характеристики:

1. Небольшое число сравнительно крупных фирм.

2. Продукция разнородная (дифференцированная олигополия) или однородная (чистая олигополия).

3. Отдельные препятствия для входа-выхода из отрасли. Например: размер стартового капитала, доступ к новейшей технике и т.п.

4. Некоторые ограничения в доступе к информации.

Функции рынка:

1. Информационная.

2. Посредническая.

3. Ценообразующая.

4. Регулирующая.

5. Санирующая.

Посредством рыночного механизма происходит оптимальное распределение основных факторов производства. Цепочка следующая: повышение спроса на товар ð повышение цен на него ð оживление производства ð повышение спроса на факторы производства со стороны данной отрасли и повышение цен на них ð перелив факторов производства в данную отрасль ðповышение предложения товара и превышение предложения над спросом ð затоваривание и снижение цен на товар ð отток факторов производства из отрасли. В результате описанных процессов структура распределения факторов производства приходит в соответствие с общественными потребностями.

Рыночный механизм стимулирует научно-технический прогресс. Фирмы, использующие новейшие технику и технологию, добиваются уменьшения индивидуальных затрат факторов производства до уровня ниже сложившейся рыночной цены и получают таким образом дополнительную прибыль, которую могут использовать для расширения и дальнейшего совершенствования производства. В конкурентной гонке выигрывает тот, чьи издержки меньше. Это весомый стимул для внедрения в производство новейших научно-технических разработок.

Рынок дифференцирует доходы субъектов рынка. Дифференциация доходов – объективный результат действия механизма цен. В зависимости от того, выше или ниже издержки производителя по отношению к цене, последние теряют или получают прибыль. Слабые фирмы разоряются и уходят с рынка. Сильные – расширяют свое производство.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: