Общие правила рекламы

Ведя рекламную деятельность, следуйте следующим общим правилам: 1. Позаботьтесь о создании положительного имиджа Ва­шего предприятия и постоянно его поддерживайте. 2. Всегда предпринимайте целую серию рекламных акций, поскольку повторяемость рекламы — необхо­димое условие ее эффективности. 3. Общайтесь с потенциальными потребителями Вашей продукции на понятном им языке, убеждайте их близкими и важными для них аргументами. 4. Будьте максимально правдивыми. Это — не только тре­бование Закона, но и самая выгодная для Вас позиция. 5. Основывайте свою рекламную деятельность на знании основ техники рекламы, описанных в предшествую­щих разделах. 2.9. Заключение по главе Приступая к изложению материала этой главы, мы уже отмечали, что теория маркетинга дает лишь общие методы решения рассматриваемых в нем проблем. Кон­кретные действия, предпринимаемые разными менедже­рами при разрешении одной и той же конкретной ситуа­ции, могут сильно различаться. Тем не менее, материал этой главы позволит Вам более уверенно чувствовать себя при выработке конкретных реше­ний по созданию Вашего предприятия, работе на рынке и преодолению возникающих в процессе этой работы проблем.

КОДЕКС ДЕЛОВОЙ ЭТИКИ (на примере компании ММБ)

Кодекс деловой этики - по сути - модель эффективного поведения в тех нестандартных, порой сложных ситуациях, с которыми мы неизбежно сталкиваемся в нашей повседневной рабочей деятельности, и которая позволяет помочь нам ответственно и профессионально принимать решения.

Кодекс деловой этики является результатом процесса, в котором участвовали многие сотрудники компании, сначала в ходе обсуждения корпоративной культуры, а затем при разработке комплекса основополагающих принципов нашего поведения на работе.

Кодекс деловой этики по своей сути отличается от других аналогичных, на первый взгляд, документов. Его характеризует особая логика - он вовлекает читателя на эмоциональном и рациональном уровнях и, таким образом, подводит его к выводам, своим ключевым идеям.

Цель Кодекса - определить модели эффективного поведения в тех нестандартных, порой сложных ситуациях, с которыми мы неизбежно сталкиваемся в нашей повседневной рабочей деятельности, и помочь нам ответственно и профессионально принимать решения.

Работа над Кодексом деловой этики не предусматривала разработку всеобъемлющего комплекса правил, поскольку закон (первая сфера правового регулирования) и корпоративные нормативные акты (вторая сфера) уже определяют круг наших личных должностных обязанностей. Этот документ, скорее, представляет собой структурированную систему, построенную на общих основных ценностях и нормах поведения, которыми мы можем руководствоваться.

Вот почему мы намерены разработать третью сферу регулирования или правил, чтобы предоставить конфликтующим сторонам возможность совместными усилиями урегулировать свои разногласия на основе честного признания допущенных ошибок или нанесенных обид, а также принятия на себя ответственности по отношению к пострадавшей стороне.

Цель Кодекса деловой этики заключается не в том, чтобы повлиять на наши личные ценности (напротив, уважение к другим культурам - это одна из наших корпоративных ценностей), а в том, чтобы для нашей корпоративной жизни, и для наших отношений со всеми заинтересованными лицами в том числе, была характерна твердая общность принципов, определяющих уникальный облик нашей Группы.

Введение

В Кодексе деловой этики компании изложены принципы, которые должны направлять и вести нас в повседневной деятельности.

Кодекс отражает систему ценностей, на которую мы можем опираться в критические моменты. Он задуман как основа для поиска выхода из проблемных ситуаций, которые не всегда регламентируются законами, подзаконными актами или внутренними корпоративными процедурами. Способствуя повышению профессионализма одновременно с сохранением личной свободы действий, Кодекс определяет облик нашего бизнеса.

Цель создания Кодекса деловой этики заключается в том, чтобы:

- установить нормы, которые помогут людям определять свое поведение в тех областях повседневной деятельности, где потенциально могут возникать конфликты между личными моральными принципами, бизнес-целями и различными культурами;

- создать сплоченность путем преодоления конфликтов и споров;

- поощрять формирование единого мнения и коллективного опыта среди всех наших коллег.

Бизнес, свобода и сферы регулирования

Бизнес представляет собой сложную и несовершенную систему. Его сложность объясняется, во-первых, наличием большого количества работников, во-вторых, трудностью сохранения последовательности в действиях, направленных на достижение общих целей, при зачастую противоречивых экономических, политических и социальных условиях. И, в-третьих, необходимостью согласовывать свои интересы с прежними и текущими потребностями экономической среды.

В связи с этим в странах с рыночной экономикой присутствует постоянное стремление к упрощению и усовершенствованию бизнес-процессов, в том числе посредством создания систем регулирования и правил поведения, предназначенных для развития ответственного подхода в деловых отношениях.

Не существует быстрых или простых способов, которые позволили бы избавиться от сложности и несовершенства бизнеса. Мы должны принять это как данность, при этом не закрывая глаза на существующие проблемы, оставляя возможности для дискуссии и диалога, а также признавая тот факт, что крупные организации могут страдать "болезнью", когда человек становится "винтиком в большой машине", когда отсутствует признание его заслуг со стороны коллег, непосредственного и вышестоящего руководителей.

Чем больше в корпоративной культуре и правилах бизнеса отражено внимание организации к росту и благополучию каждого сотрудника, тем шире возможности личного и профессионального самовыражения. В этом смысле корпорация может стать цитаделью свободы.

Законы, подзаконные нормативные акты, с одной стороны, процедуры, соглашения, система ценностей и традиционная практика бизнеса, с другой стороны, создают сложный комплекс правил поведения, принятых для того, чтобы предотвратить мошенничество, хищение, насилие и утрату доверия. Корпоративное управление является частью этой системы. Для того чтобы такой комплекс правил пользовался признанием и уважением, необходим постоянный диалог и дискуссии между всеми заинтересованными сторонами. Итак, существует тройная структура правил и регулирующих нормативных актов, на которую корпорация должна постоянно ориентироваться. Можно сказать, что существуют три сферы регулирования, которые, являясь разными по происхождению, в то же время преследуют общую цель - попытаться уменьшить уровень несовершенства в бизнесе. Первая сфера - это комплекс законов и нормативных правовых актов, которые регламентируют взаимодействие бизнеса с сотрудниками, клиентами, рынком, конкурентами и окружающей средой.

Вторая сфера регулирования содержит все правовые нормы, которые проистекают из внутрикорпоративных процессов, трудовых контрактов и обычаев делового оборота и которые устанавливаются компаниями.

И наконец, третья сфера содержит ценности, выражением которых является Кодекс деловой этики. Она не заменяет первые две сферы, а укрепляет их, поскольку существует наряду с ними и налагает на нас дополнительную ответственность. Это сфера личной ответственности. Она детально определяет цели, обязательства и ответственность всех работников компании, которые возрастают прямо пропорционально обязанностям, возложенным на данного работника, и должностному уровню, на котором он находится. В этой сфере регулирования особое внимание должно уделяться инвесторам и вкладчикам, а также социальным и культурным учреждениям, интересы которых либо сталкиваются, либо совпадают с интересами нашего бизнеса.

Основы деловой этики

Для нас деловая этика отождествляется с комплексом основополагающих ценностей, призванных оказывать влияние на наше поведение и способствовать завоеванию прочной репутации на рынке. В этом смысле деловая этика означает следование правилам, установленным тремя описанными выше сферами регулирования, не из страха перед санкциями, а как результат убежденности в том, что эти нормы составляют основу цивилизованного сосуществования.

Деловая этика должна сочетаться с необходимой степенью свободы, благодаря которой личные моральные устои (например, религиозные, философские, политические или социальные взгляды, сексуальная ориентация) могут по-прежнему вдохновлять людей, а корпорация остается открытой для культурного и социального плюрализма.

Путь от прибыли к деловой этике

Кодекс деловой этики касается всех работников, кто вносит важный вклад в формирование прибыли и развитие отношений между нашим бизнесом и обществом.

Прибыль является необходимым условием преемственности и свободы бизнеса. Однако прибыли самой по себе недостаточно, особенно в долгосрочной перспективе: создание прибыли должно осуществляться на основе норм деловой этики, которые способствуют укреплению нашей репутации как во внутренней, так и во внешней среде. Соблюдение норм деловой этики является условием устойчивого развития, что позволяет преобразовывать прибыль в успех для наших сотрудников, клиентов, инвесторов (нынешних или потенциальных акционеров и владельцев облигаций), местного населения и всего общества, то есть для всех тех, с кем компания стремится поддерживать хорошие отношения.

Поэтому в нашей повседневной деятельности необходимо постоянно руководствоваться ценностями, которые мы определяем как основу нашей корпоративной деловой этики. Эти ценности:

- справедливость;

- прозрачность;

- уважение;

- сотрудничество;

- свобода;

- доверие.

Эти ценности должны определять поведение работников UniCredit в их взаимодействии со всеми деловыми партнерами, включая государственные учреждения и работающих в них чиновников. Также работники Группы взаимодействуют с теми, кто играет определяющую роль в создании прибыли Группы и развитии социальных отношений:

- коллегами;

- клиентами и поставщиками;

- инвесторами;

- обществом.

Справедливость

Справедливость по отношению к коллегам. Необходимо всегда уважать гражданские права - иначе говоря, уважать религиозную, политическую и культурную свободу, право на объединение в профсоюзы и свободу сексуальной ориентации. Любая дискриминация в этих сферах должна быть исключена, ее место должно занять признание профессиональных навыков и способностей сотрудников. Принципы гражданской свободы необходимо укреплять, прилагая особые усилия для того, чтобы вовлекать в коллектив и проявлять уважение по отношению к новым сотрудникам, которые приходят в UniCredit по найму или в результате слияния/приобретения компаний.

Уважение, внимание к людям и их потребностям независимо от служебного положения должны стать характерными чертами нашего поведения внутри организации.

У нас не должно быть таких явлений, как покровительство или фаворитизм (в любой форме), как при назначении на должность или оценке возможностей продвижения по службе, так и в процессе применения поощрительных программ оплаты труда.

Справедливость по отношению к клиентам и поставщикам

Это означает, что мы должны неизменно проявлять должное внимание к нашим клиентам, стараясь удовлетворять их потребности, и рассматривать этот принцип как главный во всей нашей деятельности. Цель состоит в том, чтобы, приобретая наши продукты или услуги, клиент сознавал сопряженный с этим потенциальный риск для Банка и понимал ценность поставляемых ему продуктов или услуг.

Мы всегда должны быть беспристрастными при выборе поставщиков, вовлекая в этот процесс все заинтересованные подразделения. Таким образом, отношения с поставщиками должны обеспечивать Группе преимущества перед конкурентами.

Справедливость по отношению к инвесторам

Это означает, что мы должны уделять должное внимание каждому инвестору без проявлений дискриминации или личных предпочтений, чтобы сделать рынки еще более открытыми и конкурентными.

Справедливость по отношению к обществу

Мы должны проявлять инициативу в отношениях с обществом, предлагая ему поддержку, услуги и возможности без каких-либо проявлений дискриминации.

Мы должны содействовать развитию общества за счет таких действий, которые учитывают реальные потребности общества и находятся в соответствии с целью создания устойчивой прибыли для Группы.

Прозрачность

Прозрачность по отношению к коллегам. Знание - это актив бизнеса, которым надо делиться, а не монополизировать или использовать для усиления личного влияния в отношении окружающих или бизнеса как такового.

На каждом этапе карьеры работника следует информировать его об используемых критериях и фактических результатах оценки его деятельности. В тех случаях, когда считается необходимым соблюдение конфиденциальности, следует четко разъяснить причины и границы применения этого принципа.

Прозрачность по отношению к клиентам и поставщикам

Это означает, что мы должны доходчиво и своевременно разъяснить каждому клиенту характеристики предлагаемых нами продуктов и услуг, возможные последствия их приобретения.

Выбор поставщиков должен быть объективным.

Прозрачность по отношению к инвесторам

Предоставление информации участникам рынка является экономической и культурной ценностью и осуществляется четко, полно и своевременно, с использованием наиболее эффективного канала связи для каждой группы инвесторов.

Прозрачность по отношению к обществу

Уважение

Уважение по отношению к коллегам. Все наши работники должны иметь четко определенные функции и сферы ответственности.

Это означает, что мы должны постоянно прислушиваться к мнению наших работников, уделять им внимание, уважать их ценности, чувства и убеждения, никогда не прибегая к любым формам давления или действий, которые могут обидеть сотрудника.

Уважение по отношению к клиентам и поставщикам

Это означает, что мы должны регулировать и обеспечивать конфиденциальность информации, поступающей в наше распоряжение в результате установившихся отношений с клиентами, которым мы поставляем свои продукты и услуги. Этот же принцип должен применяться в отношении бизнеса, его активов и решений.

Отношения с поставщиками следует выстраивать на основе открытой коммуникации, что будет способствовать реализации наиболее инновационных и поэтому требующих к себе самого ответственного подхода процессов.

Уважение по отношению к инвесторам

Это означает, что по отношению к инвесторам мы должны придерживаться правил поведения, которые соответствуют корпоративным ценностям и принципам профессиональной этики, отражающим высшие стандарты рынка.

Уважение по отношению к обществу

Экономическое развитие общества должно поддерживаться проявлением чуткости и внимания к его социальной стабильности и экологической устойчивости окружающей его среды.

Сотрудничество

Сотрудничество с коллегами. Это означает партнерские отношения с коллегами, обмен с ними информацией и знаниями для достижения общего результата и признания нашего профессионализма со стороны партнеров, клиентов, инвесторов, общества.

Мы должны внимательно прислушиваться к просьбам наших коллег, таким образом стараясь позитивно влиять на рабочую атмосферу.

Сотрудничество в отношениях с клиентами и поставщиками

Это означает, что мы должны предлагать клиентам выгодные условия, удовлетворять их потребности и обеспечивать надежность в обмен на оплату наших продуктов и услуг.

Мы должны уметь находить индивидуальный подход к каждому клиенту и реализовать его в нашей практической деятельности, для того чтобы предложить клиенту соответствующие продукты и услуги.

Это означает сотрудничество с поставщиками на основе взаимного обмена знаниями и информацией, с тем чтобы и наш бизнес, и его поставщики могли увеличивать свою прибыль и укреплять свою репутацию.

Сотрудничество в отношениях с инвесторами

Это означает готовность бизнеса беспристрастно воспринимать со стороны инвесторов обратную связь, полученную официальным путем.

Сотрудничество в отношениях с обществом

Свобода

Свобода в отношениях с коллегами

Мы должны создать культуру, в которой люди могли бы свободно высказывать свое несогласие и не боялись пересматривать свои взгляды, преодолевая иерархические и бюрократические преграды. Те из нас, кто не поддерживает высказываемое несогласие, также не должны стесняться высказывать свое мнение, для того чтобы его учитывали, при этом те, кто занимает высокие должности, должны в данном случае проявлять справедливость и уважение.

Свобода предпринимательства и построения карьеры должна реализовываться и получать признание, только если сохраняется уважение к разнообразию культур.

Свобода в отношениях с клиентами и поставщиками

Мы должны научиться управлять межличностными отношениями на основе принципов свободы и равенства, без подобострастного отношения к более сильным и высокомерного отношения к более слабым.

Свобода в отношениях с инвесторами

Это означает стремление к свободе действий, которая позволяет нам избегать необоснованного чрезмерного контроля и при этом выполнять свои обязательства перед участниками рынка.

Свобода в отношениях с обществом

Доверие

Доверие в отношениях с коллегами. Это означает, что мы должны сделать надежность нашим стилем работы, всегда выполняя свои обещания и признавая свои ошибки, даже если они были совершены с хорошими намерениями.

Доверие в отношениях с клиентами и поставщиками

Доверие следует завоевывать исключительно путем постоянного подтверждения нашей репутации, построенной на основе профессионального поведения наших работников, высокого качества наших продуктов и услуг (в том числе и в долгосрочной перспективе) и способности признавать допущенные ошибки, а также корректировать свое поведение и решения.

Доверие в отношениях с инвесторами

Это означает стремление развивать прочные и долгосрочные отношения с финансовым сообществом путем сохранения последовательности в своих действиях, поддержания доверия к себе и учета мнений участников рынка.

Доверие в отношениях с обществом

1.8. Оценка эффективности предпринимательской деятельности

Принципы и методы оценки эффективности предпринимательской деятельности. Предпринимательский эффект от реализации идеи. Предпринимательские риски.

Пути повышения и контроля эффективности предпринимательской деятельности. Экономическая оценка уровня культуры предпринимательства. Оценка эффективности этических программ.

ОСНОВЫ ИНВЕСТИЦИОННОГО АНАЛИЗА

Разработка и мониторинг бизнес-планов

Программные вопросы:

основы инвестиционного анализа: сущность, назначение; понятие, цели и содержание бизнес-плана;

комплексный управленческий анализ, его роль в разработке и мониторинге бизнес-планов.

Основы инвестиционного анализа: сущность,

назначение; понятие, цели и содержание бизнес-плана

Инвестиционный анализ (или проектные исследования - Feasibility Studies) проводится для обоснования целесообразности инвестиций в производственно-хозяйственную деятельность, например, при создании нового предприятия. Для объективной оценки перспектив его развития необходимо собрать и обобщить значительный объем достоверной информации, провести трудоемкие расчеты, проведение которых регламентируют специальные методики, в частности Методика ЮНИДО (UNIDO) «UNIDO Manual for the Preparation of Industrial Feasibility Studies. - Vienna, UNIDO», ID/206, 1986. (Организации Объединенных Наций по промышленному развитию. От уровня проектных исследований в значительной степени зависит успех деятельности, так как учет всех факторов, правильные критерии оценки позволяют уменьшить риски, осуществить поставленные цели).

Инвестиционный анализ охватывает период времени, в течение которого воплощается в жизнь предпринимательская идея, связанная с созданием предприятия, его называют жизненным циклом инвестиционного проекта. Жизненный цикл проекта включает инвестиционную фазу (фазу основания предприятия) и этап реализации (производство) вплоть до ликвидации. Результаты инвестиционного анализа документируются в специальной пояснительной записке (бизнес-плане).

Бизнес-план представляет собой подробный, четко структурированный, тщательно обоснованный, динамичный, перспективный план развития, который:

позволяет оценить жизнеспособность предприятия в условиях конкуренции;

содержит ориентиры для лучшей организации деятельности - прогноз развития, выработку стратегии;

служит аргументом для переговоров с инвесторами;

содержит обоснование предпринимательской идеи.

Бизнес-план можно рассматривать как форму представления инвестиционного проекта, как своеобразную "дорожную карту", как средство оценки ожидаемых результатов и привлечения профессионалов, как инструмент финансирования и оперативного управления.

Бизнес-планы можно классифицировать по следующим признакам:

по масштабу деятельности - малый бизнес, средние или крупные предприятия;

по отраслевому признаку - производство, торговля, строительство и т.д.;

по организационно-правовой форме предприятия - ООО, ЗАО, ПБОЮЛ;

по виду инвестиций (по инвесторам) - прямые, финансовые, вещные и т.д.;

по способу финансирования - традиционное и венчурное, внутреннее и иностранное;

по назначению - план основания, развития, технического перевооружения, выхода на рынок и т.д.

Целью составления бизнес-плана является получение полной картины и ответов на вопросы о целесообразности использования располагаемых ограниченных финансовых ресурсов для производства товаров или оказания услуг:

определенным способом;

определенными работниками;

для определенных потребителей;

при условии гибкости принятия решений.

При составлении бизнес-плана подробно отвечают на определенные вопросы, которые интересуют собственников и кредиторов или других заинтересованных лиц. Обоснованный бизнес-план служит основанием для принятия решения инициатором проекта (инвестором, предпринимателем, организатором-реципиентом), а также является документом для его внешней презентации перед потенциальными партнерами, кредиторами и государственными учреждениями, ответственными за создание и регистрацию предприятия.

К содержанию и форме бизнес-плана предъявляются определенные требования, обязательные при проверке крупных проектов международными и национальными учреждениями, участвующими в финансировании. Так, развернутый план основания предприятия должен включать разделы:

анализ рынка;

технико-экономический анализ;

финансовый анализ;

общеэкономический (или национально-хозяйственный) анализ (для крупных проектов государственной важности).

Достоверность использованной при планировании информации подтверждают прилагаемые к бизнес-плану документы - отчеты, контракты, договоры, данные статистики.

Объем и детализация проектных исследований зависят от масштаба и вида предполагаемой деятельности, целей разработки бизнес-плана, требований кредиторов. Соответственно отдельные разделы могут освещаться более или менее подробно. Подробное содержание разделов бизнес-плана приводится ниже.

Резюме (основные положения)

Название инвестиционного проекта и его цель.

Инициатор и другие участники проекта.

Общая стоимость проекта, в том числе по этапам его реализации.

Срок реализации проекта.

Суть проекта и текущее состояние.

Источники финансирования проекта.

Критерии эффективности и финансовые показатели проекта.

Выводы о целесообразности инвестиций

Сущность инвестиционного проекта

Подробное описание сути проекта, этапов его реализации, задач и результатов каждого этапа.

Описание продукции или услуг (далее по тексту "продукции"), ее назначение, характеристика потребительских свойств, отличие продукции от имеющихся аналогов.

Обзор состояния дел в отрасли (динамика объемов реализации, освоение новых изделий, появление новых предприятий).

Место расположения предприятия.

Необходимые рабочие и специалисты (профессии, уровень квалификации).

Характеристика возможности реализации инвестиционного проекта.

Производственный план реализации проекта.

План маркетинга (исследование рынка)

Характеристика потенциальных потребителей продукции и конкурентов, анализ динамики и прогнозирование потребительского спроса.

Географические границы рынка реализации продукции предприятием и конкурентами (региональный, российский, внешний рынок).

Технический уровень предприятия в сравнении с конкурентами, уровень конкурентоспособности продукции.

Общий объем реализации аналогичной продукции конкурентами (анализ динамики за предыдущие годы).

Оценка и прогнозирование текущей емкости рынков (уровня спроса), анализ не удовлетворяемого аналогами спроса, прогноз объемов продаж продукции.

Анализ цен на товары-аналоги, обоснование собственных цен на продукцию.

Описание побочных продуктов или возможностей адаптации продукции или технологии для смежных рынков.

Характеристика каналов сбыта продукции.

Анализ существующих рекламных кампаний у конкурентов, необходимость рекламы, ее вид, направления и масштабы рекламных акций.

Наличие предварительных соглашений с потребителями продукции.

Производственный план

Описание производственного процесса (технология, необходимое оборудование, производственные помещения).

Расчет потребности и планирование создания основных фондов (приобретение земли или прав на нее, строительство зданий, сооружений и коммуникаций, покупка и монтаж оборудования).

Обоснование режима работы оборудования.

Расчет производственной мощности предприятия.

Обоснование производственной программы по выпуску продукции (включая предполагаемые объемы по этапам реализации проекта).

Система материально-технического обеспечения (поставщики, условия поставки и расчетов).

Система управления производственными запасами.

Расчет потребности в материалах, топливно-энергетических ресурсах, численности работающих.

Расчет себестоимости продукции (сметы затрат и калькуляции по изделиям).

Организационный план (план реализации проекта)

Обоснование организационной формы реализации инвестиционного проекта (на базе действующего предприятия, в рамках вновь создаваемого предприятия, выбор организационно-правовой формы нового предприятия, предполагаемый состав учредителей, доля участия, включая контрольный пакет, принципы распределения прибыли).

Эмиссионная и дивидендная политика. Порядок выпуска ценных бумаг (какие, сколько, порядок распространения, затраты на эмиссию). Размер дивидендов.

Обоснование форм и условий участия инвесторов-собственников в реализации инвестиционного проекта - права и обязанности, льготы, доля и порядок участия в распределении прибыли, ответственность за убытки, компенсации, дополнительные права и льготы инвесторов и др.

Структура управления предприятием, руководящий состав, должностные инструкции, условия оплаты и стимулирования работников.

Финансовый план (финансовый анализ инвестиций)

"Финансовый анализ инвестиций" является наиболее унифицированным разделом бизнес-плана. Он регламентируется методикой ЮНИДО. Для его разработки применяют средства программного обеспечения, например Comfar и Prospin (UNIDO), Project Expert, ПК Аналитик (фирма ИНЭК) и др. "Финансовый анализ инвестиций" включает ряд подразделов:

Обоснование ожидаемых поступлений и выплат

Обоснование единовременных затрат (стоимость земли или получения прав на нее, стоимость нематериальных активов (лицензий, патентов), строительно-монтажных работ, оборудования и его монтажа, прирост оборотных средств).

Обоснование текущих затрат (материальных, трудовых, амортизационных отчислений и пр.).

Расчет потребности в оборотных средствах для реализации проекта.

Обоснование доходов по проекту (выручка от реализации, внереализационные доходы).

Расчет прибыли от основной деятельности (от реализации).

Финансирование

Анализ возможностей финансирования. Собственные и заемные средства.

Условия финансирования (процентная ставка, график погашения, выплата дивидендов).

Планирование ликвидности и оценка эффективности

Формирование таблиц денежных потоков для обеспечения ликвидности, для оценки экономической эффективности.

Расчет показателей эффективности проекта (чистого дисконтированного дохода, срока окупаемости, внутренней процентной ставки, нормы доходности).

Анализ риска

Оценка оптимальности проекта и вероятности его реализации (расчет точки безубыточности, анализ чувствительности и устойчивости проекта).

Финансовое прогнозирование

Составление прогнозных балансов, планирование прибыли и потоков денежных средств.

Прогнозирование и анализ показателей финансового состояния (характеристики вертикальной и горизонтальной структуры баланса, коэффициенты ликвидности).

Приложения к бизнес-плану (исходные данные, документы, контракты и т.д.)

Комплексный управленческий анализ, его роль

в разработке и мониторинге бизнес-планов

Планирование неразрывно связано с анализом, который позволяет получить информацию о прошлом развитии отрасли и будущих перспективах, о ситуации на рынках сбыта и закупок, о внутренних возможностях предприятия, служит инструментом принятия решений на каждой стадии управления (см. рисунок).

Блоки и содержание управления

инвестиционными проектами

┌─────────────────────────────────────────────────────────────┐

│ Блоки управления │

├──────────────┬───────────┬───────────────┬────────┬─────────┤

│ Планирование │Организация│Координирование│ Учет и │Мотивация│

┌──────────┐ │ (проектные │ │ │контроль│ │

│Содержание│ │ исследования)│ │ │ │ │

│управления│ │ ├───────────┴──────────────┐│ │ │

└───────┬──┘ │ │ ││ │ │

│ │ │ Бизнес-план ││ │ │

│ │ │ ││ │ │

\ / │ │ ││ │ │

┌──────────────┬──────────────┼──────────────┴─────────┬────────────────┴┴────────┴─────────┤

│Управленческие│ Управление │┌──────────┐ │ │

│ расходы │эффективностью││ │<───────────┘ │

│ │ ││Разработка├────────────────────────────────────────────────┐│

│ │ ││ │ Мониторинг ││

│ │ Управление │└──────────┴────────────────────────────────────────────────┘│

│ │ ликвидностью │ │

└──────────────┴──────────────┴─────────────────────────────────────────────────────────────┘

Комплексный управленческий анализ необходим для:

повышения обоснованности планирования и жесткости нормативов управления;

обеспечения эффективной и бесперебойной организации деятельности;

своевременности координирования как реакции на внешние и внутренние изменения;

оценки достоверности учета и оперативности контроля;

мотивации работников к достижению поставленных целей.

Основным методом планирования служит сметное планирование (бюджетирование), при помощи которого:

стратегические задачи, потребности рынка увязываются с производственными возможностями;

определяются параметры, нормативы для организации деятельности;

общие цели детализируются и доводятся до подразделений и исполнителей в виде плановых показателей;

закладывается основа для контроля как обобщающих, так и частных показателей деятельности, сроков их достижения;

намечаются меры стимулирования эффективной работы персонала;

обеспечивается база для сравнения текущих показателей деятельности с плановыми, выявления отклонений и координирования действий.

Для соблюдения основных принципов анализа - системности и комплексности, экономичности, нацеленности на решение проблем перед его проведением формируют систему аналитических показателей. В систему включают необходимое и достаточное число взаимосвязанных аналитических показателей, среди которых:

натуральные и стоимостные;

абсолютные и относительные;

средние и удельные;

конечные и частные;

количественные и качественные.

Составляющими разработки и мониторинга бизнес-плана являются:

выработка стратегии (стратегическое планирование);

формирование системы целевых показателей;

создание модели предприятия;

обеспечение достижения стратегических целей при помощи текущего и оперативного планирования;

создание условий для гибкой корректировки системы целевых показателей в ответ на изменяющиеся внешние условия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: