Правовое регулирование денежного обращения осуществляется на основе Конституции РФ, федеральных законов, актов, издаваемых Президентом и Правительством РФ, а также Центральным банком РФ.
Особая роль в осуществлении денежной политики на территории РФ принадлежит Центральному банку РФ. Статья 35 Конституции РФ предусматривает, что защита и обеспечение устойчивости рубля - основная функция Центрального банка РФ, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти.
Конкретные функции ЦБ РФ в области денежного обращения изложены в Федеральном законе “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О Центральном банке РСФСР (Банке России)”. Наряду с компетенцией ЦБ РФ в этой области финансовой деятельности данный Закон содержит ряд положений, определяющих основы регулирования денежного обращения в России.
Под денежным обращением понимается движение денежной массы внутри страны в наличной и безналичной формах.
В современных условиях РФ в результате правового регулирования денежного обращения создана денежная система, включающая официальную денежную единицу, эмиссию наличных денег, а также организацию наличного денежного обращения.
Официальной денежной единицей (валютой) Российской Федерации является рубль.Введение на территории Российской Федерации других денежных единиц и выпуск денежных суррогатов запрещается.
Официальное соотношение между рублем и золотом или другими драгоценными металлами не устанавливается. Очень важно, что эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляется исключительно Банком России. На территории России банкноты (банковские билеты) и монета Банка России являются единственным законным средством платежа. Их подделка и незаконное изготовление преследуются по закону. Банкноты и монета являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады и для перевода на всей территории Российской Федерации. Закон устанавливает определенные гарантии действия выпущенных денежных знаков. Банкноты и монета Банка России не могут быть объявлены недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный срок их обмена на банкноты и монету нового образца. Не допускаются какие-либо ограничения по суммам или субъектам обмена. В соответствии с законодательством при обмене банкнот и монеты Банка России на денежные знаки нового образца срок изъятия банкнот и монеты из обращения не может быть менее одного года, но не более пяти лет.
Решение о выпуске в обращение новых банкнот и монеты и об изъятии старых принимает совет директоров Центрального банка РФ. Он же утверждает номиналы и образцы новых денежных знаков. Описание новых денежных знаков публикуется в средствах массовой информации. Очень важно, что о выпуске новых денежных знаков Центральный банк РФ обязан направить в Правительство Российской Федерации предварительную информацию.
В целях организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации законодатель возложил на Банк России следующие функции:
а) прогнозирование и организацию производства, перевозку и хранение банкнот и монеты, создание их резервных фондов;
б) установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций;
в) установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монеты, а также их уничтожения;
г) определение порядка ведения кассовых операций для кредитных организаций.
Следует подчеркнуть, что безналичный и наличный денежные обороты органически взаимосвязаны. Денежная масса, находящаяся в обращении, включает в себя как наличные деньги, так и денежные средства на счетах и во вкладах юридических лиц и граждан, другие безусловные денежные обязательства банков.
Банк России осуществляет регулирование единого денежного оборота как путем установления определенных нормативов, касающихся непосредственно наличных денег (определяя порядок использования наличных денег, правила ведения кассовых операций и т.д.), так и путем проведения своей учетной политики, операций с ценными бумагами, установления обязательных резервов, депонируемых в Банке России, экономических нормативов для коммерческих банков и другими инструментами и методами. Деятельность Банка России по регулированию безналичных операций непосредственно влияет на состояние наличного денежного обращения. Например, около 30 процентов предоставляемых банками кредитов хозорганами в безналичном порядке превращается в процессе их использования в наличные деньги (выплата зарплаты, премий, заготовка сельхозпродукции и т.д.) Поэтому, в частности, ограничивая возможности коммерческих банков на выдачу кредитов путем перечисления части их денежных средств в фонд обязательных резервов Банка России, этот банк непосредственно влияет на состояние наличного денежного обращения в стране.
Принципы организации денежного оборота в Российской Федерации в настоящее время определены Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. Этот Указ устанавливает, что предприятия, организации и учреждения независимо от их организационно-правовой формы:
- обязаны хранить свои денежные средства в учреждениях банков; должны производить расчеты по своим обязательствам с другими предприятиями в безналичном порядке через учреждения банков;
- могут иметь в своей кассе наличные деньги в пределах лимитов, установленных учреждениями банков по согласованию с руководителями предприятий;
- обязаны сдавать в банк всю денежную наличность сверх установленных лимитов остатка наличных денег в кассе в порядке и сроки, согласованные с учреждением банка;
- имеют право хранить в своих кассах наличные деньги сверх установленных лимитов только для оплаты труда, выплаты пособий по социальному страхованию, стипендий, пенсий и только на срок не свыше трех рабочих дней, включая день получения денег в учреждении банка.
В соответствии с указанными ограничениями Центральный банк РФ 23 сентября 1993 г. установил порядок ведения кассовых операций предприятиями и организациями на территории России. К кассовым операциям относятся операции юридических лиц по расчетам наличной валютой России в процессе их деятельности.
Все наличные деньги, поступающие на предприятия, в организации и учреждения, должны в обязательном порядке документально оприходоваться. Все наличные деньги, выдаваемые юридическими лицами, должны также документально оформляться. Основными денежными документами в данном случае выступают приходный и расходный кассовые ордера, которые оформляются на основе первичных документов (договоров, заявлений и т.п.). В кассовой книге отражаются все операции по приему и расходованию денег по каждому операционному дню. Приходные и расходные ордера, а также чеки на получение денег в кредитных организациях подписывает распорядитель кредита, которым выступает руководитель предприятия, учреждения, организации или специально уполномоченное им лицо.
Как уже отмечалось, у юридических лиц наличные деньги могут храниться лишь в пределах лимита, установленного обслуживающим данное лицо банком. По окончании рабочего дня сверхлимитные суммы наличных денег должны сдаваться в банк. В кассе предприятия, учреждения или организации может оставаться в пределах лимита лишь такая сумма денег, которая необходима для осуществления на следующий день неотложных небольших платежей. Исключения из этого правила специально оговариваются в соответствующих нормативных актах Правительства или Банка России.
В целях сохранности средств помещения кассы должны быть соответствующим образом оборудованы.
Ответственность за соблюдение правил ведения кассовых операций возлагается на руководителей предприятий, главных (старших) бухгалтеров, руководителей финансовых служб и кассиров.
Банки обязаны систематически проверять соблюдение предприятиями действующего порядка ведения кассовых операций и в случае выявления нарушений принимать необходимые меры к их устранению.
ГЛАВА 6. ВАЛЮТНЫЕ ЦЕННОСТИ И ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Валютные ценности - по российскому законодательству:
а) иностранная валюта;
б) ценные бумаги в иностранной валюте: платежные документы (чеки, векселя, аккредитивы и др.), фондовые ценности (акции, облигации) и другие долговые обязательства, выраженные в иностранной валюте;
в) драгоценные металлы: золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий) - в любом виде и состоянии, за исключением ювелирных и других бытовых изделий, а также лома таких изделий;
г) природные драгоценные камни: алмазы, рубины, изумруды, сапфиры и александриты в сыром и обработанном виде, а также жемчуг, за исключением ювелирных изделий из этих камней и лома таких изделий (п. 4 ст. 1 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”).
Порядок и условия отнесения изделий из драгоценных металлов и природных драгоценных камней к ювелирным и другим бытовым изделиям и лому таких изделий устанавливаются Правительством РФ.
До 1992 г. валютные операции были монополией государства. Вся поступающая в страну валюта в обязательном порядке продавалась Внешэкономбанку. При необходимости произвести платежи за импорт или для расчетов по другим операциям Внешэкономбанк продавал валюту в пределах утвержденного для каждого покупателя лимита. Валюта покупалась и продавалась за рубли по централизованно установленному курсу.
В 1991 г. использовались и публиковались три вида валютных курсов рубля: официальный, коммерческий и специальный. Наряду с ними существовал биржевой курс. Этот курс определялся на аукционах, которые проводил Внешэкономбанк с ноября 1989 г. до мая 1991 г. Всего проведено 19 аукционов, на которых реализовано свободно конвертируемой валюты на 300 млн. дол. США при заявленном спросе в 1042 млн. дол. США. Средний аукционный курс рубля составлял 22,6 руб. за 1 американский доллар.
Наряду с этими курсами существовал неофициальный курс “черного рынка”. Между ними был разрыв в десятки раз. Такое положение не могло продолжаться в условиях перехода к рыночным отношениям. Возникла объективная необходимость определения валютного курса рубля, адекватного таким отношениям.
На валютный курс оказывает влияние множество факторов: состояние платежного баланса, экспорта и импорта, доля внешней торговли в валовом внутреннем продукте, дефицит бюджета и источников его покрытия, экономическая и политическая ситуация и др. Реальный в данных конкретных условиях валютный курс может быть определен в результате свободных предложений по купле и продаже валюты на валютных биржах.
В 1991 г. в составе Госбанка СССР был создан Центр проведения межбанковских валютных операций. В 1992 г. 30 ведущих коммерческих банков (среди них банк “Санкт-Петербург”, Мосбизнесбанк и др.) и ЦБ РФ учредили Московскую межбанковскую валютную биржу в виде акционерного общества закрытого типа. Уставный фонд был сформирован путем выпуска 2490 именных акций по 100 тыс. руб. каждая.
На бирже регулярно определяется курс рубля к доллару США. С 1 июля 1992 г. биржевой курс рубля используется ЦБ РФ для официальной котировки рубля к иностранным валютам. В 1993 г. началось создание региональных валютных бирж. Первой стала функционировать Санкт-Петербургская биржа. В 1995 г. валютные операции стали проводиться на биржах в Новосибирске, Екатеринбурге, Владивостоке, Ростове-на-Дону и др.
В России было допущено наряду с рублем обращение твердой валюты - доллара США. По разным опубликованным источникам можно сделать вывод, что количество обращающихся долларов США составляет по биржевому курсу сумму, значительно превышающую рублевую сумму наличной денежной массы в России.
Биржевой курс рубля стал наиболее точным индикатором динамики макроэкономических процессов и инструментом воздействия на них. Исходя из роли валютного курса и его влияния на денежное обращение в стране ЦБ РФ осуществляет валютное регулирование, организует валютный контроль, публикует курс рубля по отношению к иностранным валютам и регламентирует порядок расчетов с иностранными государствами.
Эффективной системой валютного регулирования является валютная интервенция. Она заключается в том, что ЦБ РФ вмешивается в операции на валютном рынке с целью воздействия на курс рубля путем купли или продажи иностранной валюты. Для повышения курса рубля ЦБ РФ продает иностранную валюту, для снижения - скупает иностранную валюту в обмен на национальную. ЦБ РФ проводит валютные интервенции для того, чтобы максимально приблизить курс рубля к его покупательной способности и в то же время найти компромисс между интересами экспортеров и импортеров.
В некотором занижении курса рубля заинтересованы предприятия сырьевого комплекса, они обеспечивают основную часть валютной выручки России. В некотором завышении курса рубля заинтересованы предприятия, получающие сырье, материалы, комплектующие детали из-за рубежа, а также отрасли промышленности, пока производящие продукцию, которая неконкурентоспособна по сравнению с иностранной продукцией. Особо актуально это для сельскохозяйственного производства, так как более чем на 1/3 потребность страны в продовольствии удовлетворяется за счет импорта.
С переходом к свободному определению курса рубля на бирже его курс начал снижаться. Это было результатом углубления экономического кризиса в стране. Однако ЦБ РФ благодаря валютной интервенции обеспечил плавное изменение курса рубля и тем самым предотвратил развал денежной системы страны. Курс рубля снизился с 1255 руб. за 1 дол. США в декабре 1993 г. до 3550 руб. в декабре 1994 г., а затем до 4640 руб. в декабре 1995 г.
Наряду с валютной интервенцией ЦБ РФ предпринимает ряд административных мер, позволяющих регулировать валютный курс в направлении, отвечающем укреплению денежного обращения и повышению эффективности межгосударственных экономических отношений. К таким мерам, в частности, относятся:
- решение об обязательной продаже части экспортной выручки. Эту продажу осуществляют на валютных биржах экспортеры через уполномоченные коммерческие банки;
- лимитирование операций коммерческих банков по купле-продаже иностранной валюты на валютном рынке. Для этого банкам, имеющим валютную лицензию, устанавливается “ открытая позиция ”. Она определяется для банка как разница между суммой иностранной валюты, купленной за свой счет с 1 января отчетного года, и суммой иностранной валюты, проданной банком за свой счет и за тот же период времени;
- разработка ЦБ РФ совместно с Таможенным комитетом России системы методов экономического и административного воздействия на экспортеров, задерживающих возврат валюты в отечественные банки, что было вызвано оседанием значительной части валюты в иностранных банках;
- установление (как временной меры валютного регулирования) верхнего и нижнего пределов колебания курса рубля при операциях на валютном рынке - “ валютного коридора ”. До конца 1995 г. нижний предел был определен в 4300, а верхний - в 4900 руб. за один доллар США; с 1 января по 30 июня 1996 г. - от 4550 до 5150 руб. за один доллар США.
Введение “валютного коридора” способствует проведению регулируемого валютного курса. Нерегулируемая динамика валютного курса оказывает негативное влияние на развитие внутреннего денежного обращения, на финансовое положение предприятий, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, на финансовое положение банков.
“Валютный коридор” позволяет ЦБ РФ обеспечить равномерную и предсказуемую динамику валютного курса, увязанную с другими макроэкономическими показателями, в том числе с темпами инфляции и процессом сближения уровня внутренних цен с уровнем мировых цен.
Большое внимание ЦБ РФ уделяет регулированию обращения наличной иностранной валюты. Этот вопрос имеет для России актуальное значение, ибо, по ориентировочным данным, на руках у населения имеется 20 млрд. дол. США.
В России запрещается использование иностранной валюты в розничной торговле.
Предприятия, учреждения, организации не имеют права начислять и выплачивать в иностранной валюте на территории Российской Федерации физическим лицам, гражданам России заработную плату, премии, любые вознаграждения и выплаты, связанные с выполнением этими физическими лицами своих трудовых обязанностей, в том числе при заключении трудового договора или контракта, а также оплачивать в иностранной валюте услуги физических лиц.
В то же время коммерческие банки имеют право открывать обменные пункты по совершению официальных операций с иностранной валютой. Такие пункты открываются только по месту нахождения коммерческого банка на всей территории, подведомственной соответствующему Главному территориальному управлению ЦБ РФ.
В обменном пункте совершаются следующие операции:
- покупка и продажа наличной иностранной валюты за наличные рубли;
- покупка и продажа платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также продажа и оплата платежных документов в иностранной валюте за наличную иностранную валюту;
- прием для направления на инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
- прием на экспертизу денежных знаков иностранных государств и платежных документов в иностранной валюте, подлинность которых вызывает сомнение;
- выдача наличной иностранной валюты по кредитным и дебетовым картам, а также прием наличной иностранной валюты для зачисления на счета физических лиц в банках, для расчетов по кредитным и дебетовым картам;
- обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства;
- размен платежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же иностранного государства.
Курс покупки и курс продажи наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли, а также кросс-курс обмена (конверсии) наличной иностранной валюты устанавливаются банками самостоятельно. Вместе с тем в целях регулирования внутреннего валютного рынка России и ограничения размеров валютного и курсового рисков ЦБ РФ может устанавливать предел отклонения курса покупки наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте за наличные рубли от курса продажи, а также предел отклонения курсов покупки и продажи от курса иностранных валют к рублю, устанавливаемого ЦБ РФ.
В начале 1995 г. Правительство и ЦБ РФ приняли совместное заявление об экономической политике на 1995 г. В заявлении содержался ряд положений, имеющих актуальное значение и в последующие годы. В частности, Правительство и ЦБ РФ будут и впредь развивать функционирование рынка иностранной валюты, сохраняя при этом систему единого валютного курса; не будут вводиться никакие ограничения на рыночные принципы формирования обменного курса рубля; ЦБ РФ и Правительство будут совершенствовать адекватные инструменты наблюдения за валютными рынками.
Для обеспечения более эффективного определения официального обменного курса необходим тщательный анализ информации об обменных курсах и объемах торгов на валютных биржах и на межбанковском валютном рынке, а также об операциях с наличной валютой через обменные пункты. Правительство и ЦБ РФ намерены продолжать придерживаться системы плавающего обменного курса, ограничивая интервенцию на валютном рынке операциями по сглаживанию курсовых колебаний, адекватными кредитно-денежной программе. Они будут рассматривать политику в области обменного курса в свете развития макроэкономической ситуации.
Валютные операции - это:
а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;
б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;
в) осуществление международных денежных переводов.
Возникающие при функционировании валюты и валютных ценностей отношения в значительной части входят в предмет финансового права. Это касается отношений, возникающих в процессе валютного регулирования и валютного контроля.
За нарушение валютного законодательства, в зависимости от содержания правонарушения, устанавливается уголовная, административная и гражданско-правовая ответственность.
Указанный закон закрепляет статус всех субъектов валютных отношений, в том числе резидентов и нерезидентов.
Резиденты -это:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство в Российской Федерации, в том числе временно находящиеся за пределами Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, с местонахождением в Российской Федерации;
г) дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации;
д) находящиеся за пределами Российской Федерации филиалы и представительства резидентов, указанных в подпунктах “б” и “в”
Нерезидентами являются:
а) физические лица, имеющие постоянное местожительство за пределами Российской Федерации, в том числе временно находящиеся в Российской Федерации;
б) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
в) предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами Российской Федерации;
г) находящиеся в Российской Федерации иностранные дипломатические и иные официальные представительства, а также международные организации, их филиалы и представительства;
д) находящиеся в Российской Федерации филиалы и представительства нерезидентов, указанных в подпунктах “б” и “в”.
Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” устанавливает, что операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.
Под текущими валютными операциями понимаются:
а) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов без отсрочки платежа по экспорту и импорту товаров, работ и услуг, а также для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 180 дней;
б) получение и предоставление финансовых кредитов на срок не более 180 дней;
в) переводы в Российскую Федерацию и из Российской Федерации процентов, дивидендов и иных доходов по вкладам, инвестициям, кредитам и прочим операциям, связанным с движением капитала;
г) переводы неторгового характера в Российскую Федерацию и из Российской Федерации, включая переводы сумм заработной платы, пенсий, алиментов, наследства, а также другие аналогичные операции
Под валютными операциями, связанными с движением капитала, понимаются:
а) прямые инвестиции, то есть вложения в уставный капитал предприятия с целью извлечения дохода и получения прав на участие в управлении предприятием;
б) портфельные инвестиции, то есть приобретение ценных бумаг;
в) переводы в оплату права собственности на здания, сооружения и иное имущество, включая землю и ее недра, относимое по законодательству страны его местонахождения к недвижимому имуществу, а также иных прав на недвижимость;
г) предоставление и получение отсрочки платежа на срок не более 180 дней по экспорту и импорту товаров, работ и услуг;
д) предоставление и получение финансовых кредитов на срок более 180 дней;
е) все иные валютные операции, не являющиеся текущими валютными операциями.
Действует правило о том, что расчеты между резидентами осуществляются в валюте Российской Федерации.
Вывоз и пересылка из Российской Федерации валюты Российской Федерации и иных ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, а также ввоз и пересылка в Российскую Федерацию валюты Российской Федерации и ценных бумаг, выраженных в валюте Российской Федерации, осуществляются резидентами и нерезидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком России совместно с Министерством финансов РФ и Государственным таможенным комитетом РФ.
Законом определены правовые основы функционирования внутреннего валютного рынка.
Покупка и продажа иностранной валюты в Российской Федерации производятся через уполномоченные банки в порядке, устанавливаемом Центральным банком России.
Центральному банку России в целях регулирования внутреннего валютного рынка Российской Федерации предоставлено право устанавливать предел отклонения курса покупки иностранной валюты от курса ее продажи, а также проводить операции по покупке и продаже иностранной валюты.
Юридические лица обязаны продавать государству часть валютной выручки, полученной от реализации экспортной продукции. Освобождение от этой обязанности производится на основании указов Президента Российской Федерации при условии, что выручка будет использована на государственные или общественные цели.
Например, Указом Президента Российской Федерации “Об освобождении Информационного телеграфного агентства России и Российского информационного агентства “Новости” от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг” от 22 ноября 1994 г. эти агентства освобождены от обязательной продажи части валютной выручки, поступающей от распространения информации и услуг, при условии направления высвобождаемых валютных средств на приобретение современного оборудования и совершенствование базисного сбора, обработки и передачи информации.
Закон “О валютном регулировании и валютном контроле” устанавливает следующий порядок осуществления текущих валютных операций резидентами:
- текущие валютные операции осуществляются без ограничений;
- валютные операции, связанные с движением капитала, осуществляются в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации;
- резиденты имеют право без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил; порядок обязательного перевода, ввоза и пересылки в Российскую Федерацию иностранной валюты и ценных бумаг в иностранной валюте, принадлежащих резидентам, устанавливает Центральный банк Российской Федерации; порядок обязательного ввоза и пересылки в Российскую Федерацию драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также жемчуга, принадлежащих резидентам, определяет Правительство Российской Федерации;
- резиденты имеют право продавать иностранную валюту за валюту Российской Федерации на внутреннем валютном рынке Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 4 Закона;
- порядок формирования государственных валютных резервов устанавливается высшим представительным органом Российской Федерации. Порядок обязательной продажи резидентами поступлений иностранной валюты на внутреннем валютном рынке России устанавливается Президентом Российской Федерации с последующим представлением информации высшему представительному органу Российской Федерации;
- физические лица - резиденты имеют право переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации ранее переведенные, ввезенные или пересланные в Российскую Федерацию валютные ценности при соблюдении таможенных правил в пределах, указанных в декларации или ином документе, подтверждающем их перевод, ввоз или пересылку в Российскую Федерацию;
- порядок вывоза и пересылки из Российской Федерации валютных ценностей (за исключением случаев, указанных в п. 6 ст. 6 Закона) устанавливает Центральный банк России совместно с Государственным таможенным комитетом РФ.
Нерезиденты имеют право:
- иметь счета в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации в уполномоченных банках. Порядок открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации устанавливает Центральный банк России;
- без ограничений переводить, ввозить и пересылать валютные ценности в Российскую Федерацию при соблюдении таможенных правил;
- продавать и покупать иностранную валюту за валюту Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Центральным банком России;
- беспрепятственно переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности при соблюдении таможенных правил, если эти валютные ценности были ранее переведены, ввезены или пересланы в Российскую Федерацию или приобретены в Российской Федерации на основаниях, указанных в Законе, и в иных случаях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- переводить, вывозить и пересылать из Российской Федерации валютные ценности, за исключением случаев, указанных в Законе, в порядке, установленном Центральным банком России совместно с Государственным таможенным комитетом РФ.
Иностранным инвесторам после уплаты соответствующих налогов и сборов гарантируется беспрепятственный перевод за границу платежей в связи с осуществляемыми ими инвестициями, если эти платежи получены в иностранной валюте.
Порядок реализации гражданам на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту устанавливается Центральным банком России.
В целях усиления контроля за валютными операциями с 1 января 1994 г. Центральный банк России запретил реализацию гражданам на территории России товаров (работ, услуг) за наличную иностранную валюту. При этом все расчеты между уполномоченными предприятиями и гражданами за реализуемые последним товары (работы, услуги) на территории Российской Федерации могут осуществляться в рублях и иностранной валюте во всех формах, принятых в международной практике (включая оплату кредитными и дебетными картами), за исключением расчетов наличной иностранной валютой.
Порядок совершения сделок с драгоценными металлами урегулирован Положением о совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 1994 г. Положение распространяется на сделки с золотом и серебром: в стандартных слитках; в минеральном и вторичном сырье, содержащем золото и серебро; с изделиями, содержащими золото и серебро и не относящимися к ювелирным и иным бытовым изделиям; с полуфабрикатами, содержащими золото и серебро и используемыми для изготовления изделий, содержащих золото и серебро (включая ювелирные и другие бытовые изделия); с драгоценными металлами, содержащимися в монетах.
Сделки с перечисленными выше объектами вправе совершать следующие субъекты (в отношении ряда из них названное Положение содержит соответствующие дополнительные предписания): Комитет Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням; Центральный банк Российской Федерации; специально уполномоченные банки (коммерческие банки); пользователи недр (юридические и физические лица); скупочные предприятия; предприятия‑заготовители; предприятия‑переработчики; аффинажные заводы (государственные предприятия, производящие слитки с содержанием основного металла не менее 99,5%); промышленные потребители (юридические и физические лица); инвесторы.
Произведенные на территории Российской Федерации слитки золота и серебра покупаются у пользователей недр Комитетом Российской Федерации по драгоценным металлам и драгоценным камням, а также Центральным банком Российской Федерации и коммерческими банками, специально уполномоченными им по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации на совершение в установленном порядке операций с драгоценными металлами.
Драгоценности, принадлежащие государству, хранятся в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации. Отпуск из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации золота для проведения операций на внешнем и внутреннем рынках, а также отпуск из Фонда иных драгоценных металлов и драгоценных камней сверх объемов, установленных в годовых планах (лимитах) их отпуска, утвержденных Правительством Российской Федерации, и на цели, не предусмотренные этими планами, производится по решениям Президента Российской Федерации на основании представления Правительства Российской Федерации.
Такое представление должно содержать информацию об общем количестве соответствующих ценностей, находящихся на хранении в Государственном фонде драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации на момент направления представления, и об их планируемых поступлениях, о наличии задолженности государства сдатчикам ценностей, о конкретных направлениях расходования средств от предполагаемых операций с ценностями, а также о фактическом выполнении предыдущих решений Президента Российской Федерации по этим вопросам.
Операции с драгоценными металлами в случаях, не предусмотренных названной правовой нормой, осуществляются через уполномоченные банки и внешнеторговое объединение (“Алмазювелирэкспорт”) по решению Правительства Российской Федерации.
ГЛАВА 7. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ
Порядок функционирования валютного рынка в России, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, права и обязанности юридических и физических лиц в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, ответственность за нарушение валютного законодательства определяются Законом РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”, принятым Верховным Советом России в 1992 г. Закон и издаваемые на его основе нормативные акты предусматривают, что все расчеты в иностранной валюте осуществляются только через уполномоченные банки, т.е. банки, имеющие лицензии Центрального банка на проведение валютных операций.
До апреля 1996 г. лицензии, выдаваемые Центральным банком, подразделялись на генеральные, внутренние и расширенные внутренние.
Согласно письму Банка России № 276 от 19 апреля 1996 г. лицензии, получаемые коммерческими банками, стали подразделяться на генеральные; лицензии на осуществление банковских операций (за исключением привлечения во вклады средств физических лиц) со средствами в рублях и иностранной валюте; лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях либо в рублях и иностранной валюте.
Одновременно с лицензией, предусматривающей операции со средствами в иностранной валюте, или после ее получения банку может быть выдана лицензия на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов. Такие банки должны располагать уставным капиталом в размере, эквивалентном 5 млн. экю.
Для получения генеральной лицензии банк должен иметь право на выполнение всех банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте, причем следует отметить, что наличие лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов не является обязательным. Банк должен располагать капиталом в размере, эквивалентном 5 млн. экю, и положительным заключением подразделения инспектирования Банка России по результатам комплексной инспекционной проверки, завершенной не позднее чем за три месяца до предоставления документов в Главное территориальное управление (Национальный банк) ЦБ РФ.
Генеральная лицензия не расширяет круг выполняемых банком операций, однако дает право в установленном порядке открывать филиалы за рубежом и приобретать акции кредитных организаций-нерезидентов.
Следует отметить, что согласно указанному выше письму действующие банки, ходатайствующие о расширении круга выполняемых ими операций, должны иметь устойчивое финансовое положение в течение последних месяцев, выполнять обязательные резервные требования Банка России, экономические нормативы, не иметь убытков и задолженности перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами. Для получения лицензии на привлечение во вклады средств физических лиц в рублях банк должен иметь собственные средства (капитал) в размере не ниже установленного инструкцией Банка России от 30 января 1996 г. № 1 “О порядке регулирования деятельности кредитных организаций” на соответствующий период.
Для получения лицензии коммерческий банк представляет в Центральный банк комплект документов, содержание и порядок оформления их регламентирует отдельными инструкциями, которые в настоящее время существенно перерабатываются.
Основными участниками валютного рынка являются коммерческие банки, имеющие соответствующую лицензию. Они называются уполномоченными банками и проводят следующие операции:
- покупку и продажу иностранной валюты за счет собственных средств банка, за счет средств обслуживаемой клиентуры;
- расчеты в иностранной валюте, связанные с экспортом товаров и услуг, а также проведением различного рода нетоварных операций;
- установление корреспондентских отношений с другими российскими уполномоченными и иностранными банками;
- пассивные и активные операции в иностранной валюте;
- депозитные и конверсионные операции на международных денежных рынках;
- обмен для населения иностранной валюты на рублевую и рублевой на иностранную;
- операции с чеками и другими ценными бумагами в иностранной валюте.
ГЛАВА 8. ОТКРЫТИЕ И ВЕДЕНИЕ СЧЕТОВ В ИНОСТРАННОЙ ВАЛЮТЕ И РУБЛЕВЫХ СЧЕТОВ НЕРЕЗИДЕНТОВ
Нерезидентами признаются:
1) иностранные и российские граждане и лица без гражданства, имеющие постоянное место жительства за границей, в том числе временно находящиеся на территории России;
2) юридические лица с местонахождением за границей и действующие в соответствии с законодательством иностранного государства, в том числе с участием российских предприятий и организаций;
3) находящиеся на территории России иностранные дипломатические, торговые и иные официальные представительства, международные организации (и их филиалы), пользующиеся иммунитетом и дипломатическими привилегиями, а также представительства иных организаций и фирм, не осуществляющие хозяйственную или другую коммерческую деятельность.
Счета в иностранной валюте нерезидентам могут открываться на основании ст. 7 Закона РФ “О валютном регулировании и валютном контроле”.
Для открытия валютного счета нерезидент представляет в уполномоченный российский банк следующие документы:
1) заявление по установленной форме;
2) легализованную в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей либо в посольстве (консульстве) иностранного государства в Российской Федерации копию разрешения национального (центрального) банка иностранного государства, если наличие такого документа требуется для открытия валютного счета нерезидента в Российской Федерации в соответствии с международными договорами с участием Российской Федерации (с заверенным переводом на русский язык, если разрешение составлено на иностранном языке);
3) легализованные в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей (с заверенным переводом на русский язык) копии учредительных документов, выписку (копию выписки) из торгового реестра, для банка - выписку (копию выписки) из банковского реестра (лицензию);
4) удостоверенную нотариально либо посольством (консульством) иностранного государства в Российской Федерации либо посольством (консульством) Российской Федерации за границей (с заверенным переводом на русский язык) доверенность на директора представительства, филиала, доверенное лицо нерезидента (распорядителя), открывающего счет, предусматривающую право соответствующего лица открывать валютные счета в банках Российской Федерации и распоряжаться ими (доверенность, присланная (ввезенная) из-за границы должна быть легализована либо удостоверена в посольстве (консульстве) Российской Федерации за границей и представлена в уполномоченный банк с заверенным переводом на русский язык);
5) для представительств и филиалов - нотариально заверенную копию документа, свидетельствующего о согласовании вопроса о размещении представительства, филиала нерезидента с соответствующими местными государственными органами, а также для представительств нерезидента;
6) нотариально заверенную копию разрешения на открытие представительства нерезидента либо иных документов, свидетельствующих об аккредитации нерезидента на территории Российской Федерации (разрешение ЦБ России на открытие представительства иностранного банка; разрешение Министерства экономики РФ на открытие иных представительств);
7) нотариально заверенную карточку с образцами подписей лиц, уполномоченных распоряжаться счетом, с приложением документов, подтверждающих их полномочия, а также оттиска печати нерезидента, если таковая имеется;
8) справку (подлинник или нотариально заверенную копию) из налогового органа Российской Федерации, подтверждающую постановку будущего владельца счета на налоговый учет (банком‑нерезидентом открываются валютные корреспондентские счета без предъявления справки налогового органа о постановке на учет в качестве налогоплательщика);
9) справку (подлинник) налогового органа Российской Федерации об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке или ином кредитном учреждении валютный счет.
Уполномоченные банки и кредитные учреждения в течение пяти рабочих дней после дня открытия валютного счета направляют налоговому органу, выдавшему справку об уведомлении налогового органа о намерении налогоплательщика открыть в банке валютный счет, извещение об открытии валютного счета. При этом днем открытия счета является день оформления открытия счета и занесения банком его номера в книгу регистрации счетов.
Расчетный счет открывается в коммерческих банках непосредственно организациям, имеющим собственные оборотные средства и самостоятельный баланс (или предпринимателям без образования юридического лица); предназначен для хранения денежных средств и проведения безналичных расчетов. Структурным подразделениям предприятий могут открываться в банках по месту их нахождения расчетные субсчета для зачисления выручки и проведения расчетов. Порядок открытия и ведения расчетного счета регламентируется действующим законодательством и нормативными документами ЦБ РФ. Для открытия расчетного счета в банк представляются: заявление на открытие счета, свидетельство о регистрации, нотариально заверенные копии учредительного договора и устава, карточка в 2-х экземплярах с образцами подписей и оттиска печати, справка налоговой инспекции. На проведение операций по расчетному счету клиенты заключают договоры с банками, в которых предусматривается порядок функционирования счета и оплаты денежно-расчетных документов, ответственность банка за своевременное зачисление всех поступающих клиенту денежных средств и оплату его поручений и другие условия. В случае задержки оплаты расчетных документов клиентов при наличии средств на их счетах или несвоевременном зачислении денежных поступлений коммерческие банки в соответствии с Правилами безналичных расчетов обязаны уплатить клиентам штраф. Аналогичная ответственность установлена и за несвоевременное выполнение банками инкассовых поручений налоговых органов. Очередность оплаты расчетных документов устанавливает само предприятие, при этом в первоочередном порядке оплачиваются расчетные документы по налоговым перечислениям и обязательным фондам, а также производится безакцептное списание платежей в пользу коммунальных служб, оплата сельскохозяйственной продукции. При безналичных перечислениях используются платежные поручения, требования-поручения, чеки, аккредитивы. Выдача наличных денег с расчетного счета производится по денежным чекам клиентов. Расчетные счета ведутся в банках, как правило, на компьютерах и распечатываются в двух экземплярах. Первый экземпляр остается в банке как деталь аналитического учета, второй (выписка из счета) передается клиенту вместе с приложением первичных документов, послуживших основанием для совершения бухгалтерских записей по счету. Обязательными атрибутами лицевых расчетных счетов клиентов (и выписок) являются: номер счета клиента, дата совершения операций, номер документа, на основании которого совершена запись, номер корреспондирующего счета, обороты по дебету и кредиту счета. Входящий и исходящий остатки расчетного счета относятся к пассивным счетам, платежи по ним осуществляются в пределах кредитовых остатков денежных средств. В отдельных случаях первоклассным клиентам могут разрешать дебетовое сальдо по счету с установлением срока и суммы в соответствии с договором овердрафта. Расчетные счета относятся к депозитам “до востребования”, по которым банки, как правило, начисляют проценты в соответствии с договором.
ЛИТЕРАТУРА
1. Финансовое право: Учебник / Под ред. Н.И. Химичевой. М., 1996.
2. Финансовое право: Учебник / Под ред. О.Н. Горбуновой М., 1996.
3. Дадашев А.З., Черник Д.Г. Финансовая система России. М., 1997.
4. Жданов П. Финансовое право. М., 1995.
5. Андреев А.В. Финансово-правовые санкции. Саратов, 1984.
Нормативные акты
1. Конституция РФ.
2. Гражданский кодекс РФ.
3. Закон РФ “О Центральном банке РФ (Банке России)” // СЗ РФ. 1995. № 18; 1996. № 1. Ст. 37; № 2. Ст. 55; № 26. Ст.3032.
4. Закон РФ “О банках и банковской деятельности в РФ” // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492.
5. Закон РФ “О Государственной налоговой службе РФ” // ВВС РФ. 1991. № 15. Ст. 493; СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2958.
6. Закон РФ “О валютном регулировании и валютном контроле” // ВВС РФ. 1992. № 45. Ст. 2542.
7. Федеральный закон “О Счетной палате РФ” // СЗ РФ. 1995. № 3. Ст. 167.
8. Федеральный закон “О бухгалтерском учете” // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст.5369.
9. Указ Президента РФ “О Федеральном казначействе” от 08.12.92 //САПиП РФ. 1992. № 24. Ст. 2101.
10. Указ Президента РФ “О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в РФ” от 25.07.96 // СЗ РФ. 1996. № 31. Ст. 3696.
11. Положение о Федеральном казначействе РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.93 // САПиП РФ. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1997. № 5. Ст. 696.
12. Положение о федеральной службе России по надзору за страховой деятельностью, утв. постановлением Правительства РФ от 22.12.93 // САПиП РФ. 1993. № 17. Ст. 1464.
13. Временные правила аудиторской деятельности в РФ, утв. Указом Президента РФ от 22.12.93 // САПиП РФ. 1993. № 52. Ст. 5069.
14. Положение о Государственной налоговой службе РФ, утв. Указом Президента РФ от 31.12.91 // САПиП РФ. 1994. № 15. Ст. 1177; СЗ РФ. 1994. № 37. Ст. 3586.






