Виды и органы финансового контроля

Финансовый контроль подразделяется на несколько видов, исходя из разных оснований. В зависимости от времени проведения он может быть предварительным, текущим и последующим. Такие виды контроля свойственны деятельности всех контролирующих органов.

Предварительный финансовый контроль проводится до совершения операций по образованию, распределению и использованию денежных фондов. Поэтому он имеет важное значение для предупреждения нарушений финансовой дисциплины. В этом случае проверяются подлежащие утверждению и исполнению документы, которые служат основанием для осуществления финансовой деятельности, - проекты бюджетов, финансовых планов и смет, кредитные и кассовые заявки и т.п.

Текущий финансовый контроль - это контроль в процессе совершения денежных операций (в ходе выполнения финансовых обязательств перед государством, получения и использования денежных средств для административно-хозяйственных расходов, капитального строительства и т.д.).

Последующий финансовый контроль - это контроль, осуществляемый после совершения финансовых операций (после исполнения доходной и расходной частей бюджета, использования предприятием или учреждением денежных средств и т.п.). В этом случае определяется состояние финансовой дисциплины, выявляются ее нарушения, пути предупреждения и меры по их устранению.

Можно выделить обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный проводится:

а) в силу требований законодательства, например, контроль со стороны представительных (законодательных) органов власти за исполнением бюджета по итогам за год;

б) по решению компетентных государственных органов (например, проверки и обследования налогоплательщиков по вопросам налогообложения со стороны органов государственной налоговой службы, контроль, проводимый на основе решения правоохранительных органов).

Инициативный финансовый контроль осуществляется по самостоятельному решению хозяйствующих субъектов.

Возможны и другие основания классификации финансового контроля, в частности, в зависимости от органов (субъектов), осуществляющих его. В этом случае выделяется финансовый контроль:

а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;

б) президентский контроль;

в) контроль исполнительных органов власти общей компетенции;

г) финансово-кредитных органов;

д) ведомственный и внутрихозяйственный контроль;

е) общественный контроль;

ж) аудиторский финансовый контроль.

Принцип разделения властей придает финансовому контролю за деятельностью органов исполнительной власти со стороны органов представительной власти исключительно важную роль, определяет его новое содержание. Основы этого контроля закреплены конституционно: в Конституции Российской Федерации, в Конституциях республик в составе Федерации, а также в уставах краев, областей, других субъектов Федерации. Финансовый контроль в них выделен особо. Так, согласно статье 101, п. 5 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату. Состав и порядок деятельности Счетной палаты определяются федеральным законом.

К ведению Государственной Думы относится назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. Совет Федерации назначает и освобождает от должности заместителя Председателя Счетной палаты и также половину состава ее аудиторов.

Непосредственно Федеральное Собрание осуществляет финансовый контроль так. Государственная Дума рассматривает и подтверждает отчет об исполнении федерального бюджета, представляемый ей Правительством Российской Федерации (ст. 114 Конституции Российской Федерации), а также отчеты о внебюджетных государственных (федеральных) фондах.

Контрольные функции в области финансов выполняют также комитеты и комиссии, образуемые Советом Федерации и Государственной Думой в рамках своих предметов ведения. Особая роль среди них принадлежит Комитету по бюджету, налогам, банкам и финансам, осуществляющему контроль в этой области в целом. Финансовый контроль Совета Федерации и Государственной Думы проводится также в процессе слушаний соответствующих вопросов на их заседаниях. Государственная Дума проводит слушания по вопросам формирования и исполнения федерального бюджета.

Контрольные функции в области финансов осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних правовой основой контрольной деятельности являются: законодательные акты субъектов Федерации, принятые в соответствии с Конституцией Российской Федерации (в том числе законы о местном самоуправлении), и уставы или положения о местном самоуправлении соответствующего уровня.

Контрольные функции в области финансов свойственны и президентской власти. В целях эффективности президентского контроля создан в ведении Президента Российской Федерации специальный контрольный орган - Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Контрольное управление имеет территориальные подразделения (окружные инспекции). Все эти органы действуют как система обеспечения конституционных контрольных полномочий Президента Российской Федерации. Они осуществляют от имени и по поручению Президента Российской Федерации президентский контроль за исполнением федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации Конституции Российской Федерации, указов и распоряжений Президента. Управление подчиняется непосредственно Президенту Российской Федерации в качестве структурного подразделения его Администрации.

При осуществлении контрольных функций этот орган взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации Президента, соответствующими комитетами и комиссиями при нем, аппаратами Правительства Российской Федерации, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры, с различными федеральными службами, Департаментом налоговой полиции и другими федеральными органами исполнительной власти.

Контрольное управление Президента РФ - орган широкой сферы контрольной деятельности. Финансовый контроль входит в него составной частью.

Управление не наделено правом применения каких-либо санкций, однако оно вправе направлять предписания об устранении выявленных нарушений руководителям федеральных органов исполнительной власти, главам исполнительной власти субъектов Федерации. Эти предписания должны быть рассмотрены соответствующими государственными органами и должностными лицами в течение 10 дней.

В финансовом контроле, осуществляемом органами исполнительной власти общей компетенции, имеются две стороны:

а) Правительство Российской Федерации, правительства республик, администрации (правительства) других субъектов Федерации направляют контрольную деятельность подведомственных им органов государственного управления, в том числе финансовых;

б) непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.

В пределах своих полномочий Правительство Российской Федерации на основании Конституции Российской Федерации (ст. 114) и Закона “О Совете Министров - Правительстве Российской Федерации” контролирует составление и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет систематический контроль за исполнением законов Российской Федерации и иных актов, регулирующих финансовые отношения, другими органами исполнительной власти субъектов Федерации, принимает меры по устранению их нарушения.

Одновременно в полномочия Правительства Российской Федерации входит контроль за деятельностью в области финансов подведомственных ему министерств, государственных комитетов и других органов, включая органы федеральной службы финансовой сферы. При этом Правительство Российской Федерации вправе отменять акты указанных органов.

Направляя деятельность подведомственных ему органов по осуществлению финансового контроля, Правительство Российской Федерации принимает правовые акты (нормативные и индивидуальные), регулирующие порядок этой деятельности.

Так, Правительством Российской Федерации утверждены Положение о Министерстве финансов Российской Федерации (Постановление от 19 августа 1994 г.), Положение о Федеральном казначействе Российской Федерации (Постановление от 27 августа 1993 г.), о других службах, где закреплены функции по финансовому контролю.

Правительство вправе образовывать свои комиссии, другие органы при нем с контрольными функциями, включая финансовые (например, контрольно-наблюдательный совет при Правительстве Российской Федерации).

Важное значение в силу своей повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль, осуществляемый специальными государственными органами финансового контроля. К ним относятся Министерство финансов РФ и входящие в его структуру Контрольно-ревизионное управление (КРУ), Федеральное казначейство. В число органов финансового контроля входит и Государственный таможенный комитет РФ, осуществляющий его в сфере своей деятельности.

Органы Федерального казначейства, осуществляя финансовый контроль по использованию федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, вправе производить проверки денежных документов, смет и т.п. в органах управления, на предприятиях, в организациях, банках; получать от банков, иных финансово-кредитных учреждений справки о состоянии счетов предприятий, учреждений и организаций, использующих федеральные бюджетные и внебюджетные средства; изымать у предприятий, организаций и учреждений документы, свидетельствующие о нарушениях порядка исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов.

Кроме того, органы федерального казначейства могут применять меры принудительного воздействия: требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых органов государственного управления и предприятий, организаций, учреждений устранения выявленных нарушений; приостанавливать операции по счетам предприятий, учреждений и организаций; выдавать предписания о взыскании с предприятий, организаций и учреждений в бесспорном порядке бюджетных или внебюджетных средств, используемых не по целевому назначению, с наложением штрафа в размере действующей учетной ставки Центрального банка РФ; налагать на банки штрафы в случаях несвоевременного зачисления ими средств, поступивших в федеральный бюджет или внебюджетные фонды, в размере действующей в данном банке процентной ставки при краткосрочном кредитовании, увеличенной на 10 пунктов.

Государственная налоговая служба РФ в качестве своей главной задачи обеспечивает единую систему контроля за соблюдением налогового законодательства, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством. В связи с этим органы Госналогслужбы контролируют также соблюдение законодательства о предпринимательской деятельности, законность сделок.

Законодательство закрепляет за органами Госналогслужбы РФ соответствующие права:

- производить проверки денежных документов бухгалтерских книг, деклараций и других документов в министерствах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях и организациях, у граждан, получать необходимые объяснения, справки и сведения, за исключением сведений, составляющих коммерческую тайну, определяемую в установленном законодательством порядке;

- контролировать соблюдение законодательства гражданами, занимающимися предпринимательской деятельностью;

- получать от предприятий, учреждений и организаций (включая банки и иные финансово-кредитные учреждения), а также от граждан с их согласия справки, документы, копии с них;

- обследовать с соблюдением соответствующих правил любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения производственные, складские, торговые и иные помещения.

Органы Государственной налоговой службы в процессе выполнения своих контрольных функций вправе применять меры принудительного воздействия:

- требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от граждан устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и предпринимательской деятельности и контролировать их исполнение;

- приостанавливать операции предприятий, учреждений, организаций и граждан по счетам в банках в случае непредставления бухгалтерских отчетов, балансов, расчетов, деклараций и других документов;

- изымать у предприятий, учреждений и организаций документы, свидетельствующие о сокрытии прибыли или иных объектов от налогообложения.

При установлении правонарушений органы Государственной налоговой службы вправе применять к налогоплательщикам - предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам финансовые санкции, на должностных лиц и граждан налагать административные штрафы, а также принимать меры к принудительному взысканию недоимок по налогам, сумм штрафов и иных санкций.

Банки (уполномоченные) осуществляют контроль в области валютных операций и денежного обращения.

Важные контрольные функции выполняет Центральный банк РФ, помимо валютного контроля осуществляющий надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства без вмешательства в их оперативную деятельность. Для выполнения функций надзора ЦБ РФ проводит проверки кредитных организаций. При установлении нарушений законов, нормативных актов и предписаний Центрального банка РФ со стороны кредитных организаций, непредставления ими информации, предоставления неполной или недостоверной информации ЦБ РФ вправе требовать от этих кредитных организаций устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до одной десятой процента от размера минимального уставного капитала либо ограничивать проведение отдельных операций на срок до шести месяцев. В случае невыполнения предписаний Банка России об устранении нарушений, а также при создании этими нарушениями или совершаемыми кредитной организацией операциями реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) Банк России имеет право применить более жесткие меры воздействия. В этих случаях Банк России вправе:

- взыскать с кредитной организации штраф до 1 процента от размера оплаченного уставного капитала, но не более 1 процента от минимального размера уставного капитала;

- потребовать от кредитной организации осуществления мероприятий по ее финансовому оздоровлению, реорганизации, замены руководителей;

- изменить для кредитной организации обязательные нормативы на срок до шести месяцев;

- ввести запрет на осуществление отдельных банковских операций и на открытие филиалов на срок до одного года;

- назначить временную администрацию по управлению кредитной организацией на срок до 18 месяцев;

- отозвать лицензию на осуществление банковских операций.

Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств за деятельностью входящих в их систему предприятий, учреждений, организаций.

В рамках ведомственного контроля, как его разновидность, проводится внутрихозяйственный финансовый контроль. Он осуществляется на конкретных предприятиях, в организациях и учреждениях их руководителями и структурными подразделениями. Исключительно важная роль в проведении этого контроля принадлежит главному бухгалтеру предприятия, организации, учреждения. Его правовое положение и задачи бухгалтерского учета определены Законом от 21 ноября 1996 года “О бухгалтерском учете”. Этот Закон распространятся на все организации, находящиеся на территории РФ.

Большую роль на современном этапе выполняет аудиторский финансовый контроль. Появление такого вида контроля связано с переходом к рыночным отношениям и изменением методов регулирования экономики. Создание предприятий, коммерческих банков, других хозяйственных структур, основанных на негосударственных формах собственности, потребовало решения вопроса о формах и субъектах проведения контроля за их финансово‑хозяйственной деятельностью в целом, поскольку контроль компетентных государственных органов в рассматриваемых отношениях направлен главным образом на интересы государственной казны. В то же время сами хозяйствующие субъекты заинтересованы в достоверности и доброкачественности учета и отчетности по финансово-хозяйственной деятельности, что в конечном итоге отвечает и интересам государства. Использование аудиторской формы контроля позволяет сочетать интересы этих двух сторон, причем, что немаловажно, без затрат бюджетных средств на контрольную деятельность.

В становлении и развитии в России аудиторского финансового контроля нашел отражение опыт развитых зарубежных стран, где такая форма контроля широко распространена.

Аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомственный финансовый контроль. Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов и аудиторских фирм по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторская проверка может быть инициативной (то есть проводимой по решению самого проверяемого предприятия, учреждения) и обязательной. Последние проводятся в случаях, прямо предусмотренных в законодательстве (в частности, по поручению следователя при наличии санкции прокурора). При уклонении от обязательной проверки применяются санкции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: