Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Потребление и покупательная способность населения.




Личное потребление неразрывно связано и непрерывно взаимодействует с потребностями. Каждая из этих категорий является необходимым условием для существования другой. Без потребления не могут возникать потребности, но и без потребностей не может быть потребления. В этом взаимодействии первенство принадлежит потреблению.

Содержание и формирование потребностей находятся под определенным влиянием и субъективных факторов.

Спрос является формой проявления потребностей в сфере обращения. Он представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами, и выступает в виде платежеспособного спроса населения на товары личного потребления и платные услуги.

Платежеспособный спрос не охватывает все потребности. Он отражает только их наиболее активную и удовлетворяемую в первую очередь часть.

Спрос выступает как предъявляемая и еще не реализованная часть потребностей. Определенная его доля может и зачастую остается неудовлетворенной, либо удовлетворенной не в полном соответствии со вкусами, запросами и желаниями покупателей.

Общий размер платежеспособного спроса равен сумме всех денежных доходов, которые население обменивает на товары и платные услуги.

Различают покупательный спрос. Покупательный спрос – это прежде всего, платежеспособная потребность, и не только потребность, но и возможность приобрести товар, имея при этом соответствующие средства. Наличие покупательного спроса означает возможность обмена и завершения кругооборота товара в процессе его воспроизводства.

Спрос как экономическая категория тесно связанный с предложением.

Предложение – это категория рыночной экономики, которая характеризует количество и стоимость товаров и услуг, предоставленных товаропроизводителями на рынок для реализации. Размер предложения определяется как в натуральной, так и в стоимостной форме.

Преобладающая часть предложения выступает в виде товарного предложения. К.Маркс указывал, что предложение – это «продукт, который находится на рынке или может быть доставлен на него»[1].

Объем и состав товарного предложения не остаются неизменными; товарное предложение находится в непрерывном движении. С одной стороны, оно постоянно реализуется, а с другой – непрерывно пополняется, видоизменяется как по общему объему, так и по структуре. Подобнее товарное предложение будет рассмотрено в следующем вопросе.

Товарное предложение и спрос выступают как две противоположные, но в то же время взаимосвязанные категории. «В отношении между спросом и предложением товаров отражается, - во-первых, отношение между потребительной стоимостью и меновой стоимостью, между товаром и деньгами, покупателем и продавцом; во-вторых, - отношение между производителем и потребителем…»[2]




Противоречия между предложением и спросом разрешаются в процессе их постоянного взаимодействия. Центральной проблемой является определение оптимального соотношения между предложением и спросом как по общему объему, так и по структурным элементам.

Одним из основных показателей, характеризующих спрос, является его общий объем. Он складывается из денежных средств, предназначенных для покупки товаров народного потребления населением, а также предприятиями, учреждениями и организациями. Основную часть общего объема платежеспособного спроса составляют покупательные фонды населения.

Покупательные фонды населения, величиной которых определяется спрос, - это часть денежных доходов населения, которая направляется (предназначена или может быть использована) на приобретение товаров народного потребления (услуг).

Денежные доходы населения представляют собой все виды доходов в денежной и натуральной форме. К ним относятся:

– оплата труда рабочих и служащих, включая все виды оплаты труда в денежной и натуральной форме, премии, постоянные надбавки к заработной плате и средства на командировочные расходы;

– доходы от сельскохозяйственных предприятий – оплата труда сельскохозяйственных работников в денежной и натуральной форме, а также заработки работников, привлеченных на сельскохозяйственные работы;

– поступления от продажи продуктов сельского хозяйства, состоящие из выручки от продажи продукции государству, кооперативам и на рынке;

– пенсии и пособия, охватывающие все виды получаемых населением пенсий и пособий;



– стипендии, включая все виды стипендий учащихся высших и средних специальных учебных заведений, училищ, курсов, институтов усовершенствования, аспирантов, докторантов;

– поступления из финансовой системы – возмещения по государственному и коммерческому страхованию (обязательное и добровольное страхование строений, животных, пассажиров и т.д.), выдача населению кредитов на индивидуальное жилищное строительство и строительство садовых домиков, покупку скота, потребительские нужды и другие цели, проценты по депозитам, выигрыши и погашения по займам и лотереям, возмещение ущерба репрессированным гражданам и т.д.;

– дивиденды – доходы, полученные населением по акциям;

– прочие поступления, учитывающие доходы населения от официально неучтенной предпринимательской деятельности, продажа валюты и другие доходы;

– деньги, полученные по переводам и аккредитивам (за вычетом переведенных и внесенных сумм) и увеличивающие объем денежных ресурсов населения.

Денежные расходы и сбережения населения включают:

– покупку товаров и оплату услуг, то есть расходы населения на приобретение их на официально учтенных предприятиях, рынках, у частных лиц;

– обязательные платежи и добровольные взносы – налоги и сборы, взносы на государственное и коммерческое страхование, взносы в общественные организации и фонд социальной защиты населения, возврат банковских кредитов, проценты за пользование кредитом и др.;

– покупку жилых помещений – приобретение населением квартир, жилых домов;

– прирост депозитов, приобретение ценных бумаг, покупка валюты – это годовой объем сбережений населения. В прирост депозитов включают также проценты, причисляемые к остатку вкладов;

– деньги, отосланные по переводам и внесенные на аккредитивы (за вычетом полученных сумм).

Расчет покупательных фондов населения производится на основании баланса денежных доходов и расходов населения (табл.1.2 и 1.3). Баланс показывает размер и источники денежных доходов, а также структуру расходов денежных средств населения.

Баланс денежных доходов и расходов населения разрабатывается с учетом данных статистических управлений, предприятий промышленности и банков. Разрабатывается за три периода:

отчетный (табл. 1.3)

текущий

плановый (табл. 1.2)

Баланс целесообразно разрабатывать в территориальном разрезе:

по области

по Украине

для города и села.

За отчетный и текущий годы по данным баланса определяются фактические расходы на покупку товаров, а на будущий год рассчитываются покупательные фонды и делается прогноз товарных расходов определенного экономического региона.

Таблица 1.2

Схема баланса денежных доходов и расходов населения

(плановый)

Доходы Сумма Расходы Сумма
1.Заработная плата 2.Другие доходы от предприятий 3.Доходы от сельскохозяйственных предприятий 4. Доходы от реализации сельскохозяйственной продукции населением 5. Пенсии 6. Пособия 7. Стипендии 8. Поступления от финансовой системы (% по вкладам, дивиденды и т.д.) 9. Прочие поступления   1. Покупательные фонды 2. Нетоварные расходы 2.1. Обязательные платежи и добровольные взносы 2.2. Оплата нетоварных услуг (коммунальные и т.д.) 2.3. Прирост сбережений и покупка валюты 2.4. Другие нетоварные расходы 3. Прочие расходы  
Баланс   Баланс  

Таблица 1.3 - Схема баланса денежных доходов и расходов населения

(за отчетный период)

Доходы Сумма Расходы Сумма
1.Заработная плата 2.Другие доходы от предприятий 3.Доходы от сельскохозяйственных предприятий 4. Доходы от реализации сельскохозяйственной продукции населением 5. Пенсии 6. Пособия 7. Стипендии 8. Поступления от финансовой системы (% по вкладам) 9. Прочие поступления Всего доходов 10. Превышение расходов над доходами   1. Покупка товаров   2. Нетоварные расходы 2.1. Обязательные платежи и добровольные взносы 2.2. Оплата нетоварных услуг (коммунальные и т.д.) 2.3. Прирост сбережений и покупка валюты 2.4. Другие нетоварные расходы 3. Прочие расходы Всего расходов 4. Превышение доходов над расходами    
Баланс   Баланс  

Покупательные фонды рассчитываются по формуле:

, (1.1)

где ПФ – покупательные фонды населения региона, млн грн;

ДДН – денежные доходы населения, млн грн;

НР – нетоварные расходы, млн грн;

ПС – прирост сбережений населения, млн грн.

Сведения о покупательных фондах населения можно использовать:

- для прогнозирования структуры спроса и розничного товарооборота как по региону, так и на уровне торгового предприятия;

- поквартальный анализ ПФ для определения особенностей сезонного спроса;

- для определения модели стратегического регулирования товарооборота Іт.р > Іт > Іт.з. > Іс. (индексы соотношения отчетных и базисных или планируемых показателей: товарных ресурсов, товарооборота, товарных запасов и объема спроса);

- для определения эластичности товарооборота по покупательным фондам по формуле:

;

- для расчета емкости рынка на уровне региона или крупных торговых предприятий (систем).

Рынок товаров народного потребления обладает определенной емкостью.

Емкость рынка – это экономическая категория, которая определяется объемом реализованных товаров в течение определенного периода времени в физических или стоимостных единицах и в конечном счете – объемом возможного потребления товаров.

Емкость рынка соответствует общему объему спроса на рынке, который, в свою очередь, характеризуется размером покупательных фондов населения. Другими словами, емкость рынка - это максимально возможный объем реализации товаров при данном уровне спроса, предложения и цен.

Для экономической работы на торговом предприятии важно различать три вида емкости рынка: а) емкость национального рынка, б) емкость рынка зоны деятельности торгового предприятия и в) емкость рынка отельного товара.

1. Емкость национального рынка, рассчитываемая по формуле:

Ен.р. = Qн.п. + Qи – Qэ,

где Qн.п. – объем товарной продукции национального производства;

Qи – объем импорта;

Qэ – объем экспорта.

2. Емкость рынка зоны деятельности торгового предприятия, которая рассчитывается по формуле:

Ез.д. = Qп.ф. + Qм.о. + Qо.с. + Qи.с. - Qс,

где Qп.ф. – покупательные фонды населения;

Qм.о. – продажа товаров субъектам хозяйствования;

Qо.с. – объем отложенного спроса;

Qи.с. – инорайонный спрос

Qс – покупка товаров у других торговых предприятий или систем.

3. Емкость рынка отельного товара рассчитывается аналогично емкости рынка зоны деятельности торгового предприятия.

Емкость потребительского рынка определяется общим объемом платежеспособного спроса населения, а также спросом предприятий и организаций на товары, приобретаемые для коллективного потребления. Соотношение между спросом и предложением является основной пропорцией рынка.

Мелкий опт - это покупки товаров и оплата услуг предприятиями, учреждениями и организациями для хозяйственных нужд или коллективного пользования.

Инорайонный спрос зависит от миграции денег в экономическом регионе и определяется соотношением ввоза и вывоза денег в этом регионе.

Данные о емкости рыка и покупательных фондах используются для обоснования объема продаж

в целом по стране

по основным социальным формам реализации

в разрезе отдельных предприятий.

Емкость рынка как способность поглотить определенное количество товаров и услуг предопределяет развитие торговли в этом регионе. Чем выше емкость рынка, тем более развита торговля, больше товарооборот.

Фактическое использование покупательных фондов населения на покупку товаров (Тнас) зависит от степени охвата покупательных фондов товарооборотом (Z%ПФ).

Z%ПФ = (1.4)

Отсюда, объем продаж товаров населению (Тнас) означает: какая сумма покупательных фондов реально используется на покупку товаров.

Тнас = Тгос + Т кооп + Тчаст (колх.торг. + частн.лица) (1.5а)

Тнас = (1.5б)

Нереализованные покупательные фонды (Пфнереализ) определяются как разница между покупательными фондами (Пф) и объемом продаж товаров населению (Тнас).

Пфнереализ = Пф – Тнас (1.6)

или

Пфнереализ = (1.7)

Если Пф > Тнас, то формируется отложенный спрос.

Если Пф < Тнас, то на покупку товаров использованы или средства отложенные в сбережения, или превышение доходов над расходами прошлого периода.

Нереализованные покупательные фонды увеличивают остаток денег на руках у населения и являются резервом опережающего роста товарооборота над денежными доходами в будущем (если нет инфляции).

Исходя из этого обосновывается товарооборот организованного рынка страны, т.е. государственной и кооперативной торговли.

Ер - Пф нереализ - Т част

Т орг.рынка

Тнас (гос+кооп) + Мо ± Ис

где Ер – емкость рынка страны;

Пф нереализ – нереализованные покупательные фонды населения;

Мо – мелкий опт (продажа товаров субъектам хозяйствования);

Ис – инорайонный спрос;

Тчаст – товарооборот частных форм торговли;

Тнас(гос+кооп) – товарооборот по продаже товаров населению предприятиями государственной и кооперативной торговли.

Предложение и спрос в ходе своего развития непрерывно изменяются как в целом по объему, так и по структуре. Пропорции внутреннего рынка находятся под влиянием соотношения между ростом производства товаров народного потребления и увеличением денежных доходов населения, ростом производительности труда и заработной платы, фондами накопления и потребления, а также под воздействием других общеэкономических пропорций.

Достижение необходимого соответствия между общим объемом предложения и платежеспособного спроса на общем внутреннем рынке страны предполагает установление такого же соответствия на рынках отдельных товаров и товарных групп.

Большое значение для оценки участия торгового предприятия в рыночных процессах имеет расчет доли рынка, занимаемым конкретным торговым предприятием или системой:

,

где Т – товарооборот конкретного торгового предприятия (системы);

ТЗД – товарооборот во всей зоне деятельности (район, город, область, страна).

Таким образом, основными элементами рынка выступают товарное предложение, спрос и цена. Соотношение этих элементов в конкретный момент времени, на конкретном рынке характеризуют его конъюнктуру.

Потребительский спрос заканчивает свое существование в сфере потребления, но удовлетворенная потребность порождает новые запросы. В рыночной экономике объективно действует «закон возвышения потребностей».

Зависимость потребления от производства очевидна. Производство оказывает прямое воздействие на уровень и структуру потребительского спроса. Потребление - это сфера, в которой реализуется естественная цель экономической деятельности общества.

Динамика потребительского спроса, в первую очередь, определяется:

- уровнем доходов населения;

- общей культурой населения;

- занятостью населения в экономике;

- степенью эффективности использования ресурсов производства;

- национальными особенностями и традициями;

- природно-климатическими условиями.

Спрос и потребление, в первую очередь, зависят от уровня развития экономики, денежных доходов населения и динамики цен.

Для определения влияния на спрос уровня доходов населения или изменения цен можно использовать коэффициент эластичности спроса:

,

где ∆%Q – прирост (снижение) спроса на товар в процентах;

∆%D – прирост (снижение) доходов населения региона (страны).

Подобная зависимость может быть выражена между ценой (Р) и спросом:

.

С увеличением доходов населения потребление товаров первой необходимости уменьшается, а увеличивается потребление товаров длительного пользования, престижных услуг, элитных товаров, больше денег направляется на организацию отдыха, приобретение недвижимости.

Всем субъектам рынка необходимо помнить о «законе спроса», согласно которому при прочих равных условиях спрос на товары в количественном выражении складывается в обратной зависимости от цены.





Дата добавления: 2015-10-22; просмотров: 2701; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8913 - | 7588 - или читать все...

Читайте также:

 

3.94.129.211 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.011 сек.