Внутренняя торговля – это отрасль национальной экономики, особый вид хозяйственной деятельности. Она представляет собой главное звено в системе потребительского рынка товаров и услуг, выступая, и как составная часть потребительского рынка и как активный его участник, организатор рыночных отношений.
Ее объектом, полем деятельности является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и в отдельных случаях оказание содействия в послепродажной эксплуатации технически сложных товаров.
Наличие товарного производства и товаро-денежных отношений обуславливают необходимость товарообмена.
Товарообмен осуществляется в трех формах:
1) материально-техническое снабжение,
2) закупка сельскохозяйственной продукции и сырья,
3) торговля товарами народного потребления.
То есть, торговля является одной из форм товарного обращения, которая возникла в результате общественного разделения труда.
Торговля – это отрасль экономики страны, которая специализируется на реализации товаров.
|
|
По своему материальному содержанию торговля товарами народного потребления представляет собой обмен одного вида труда – товаров на другой эквивалентный – деньги. В организационном отношении торговля является самостоятельной отраслью экономики. Торговля товарами народного потребления имеет ряд особенностей:
во-первых, товары переходят из общественной, кооперативной, частной формы собственности в индивидуальную, личную или кооперативную;
во-вторых, с помощью торговли происходит конечное распределение предметов потребления в соответствии с денежными доходами населения;
в-третьих, товары переходят из сферы производства или из сферы товарного обращения в сферу личного или коллективного потребления.
Поскольку большинство предметов личного потребления проходят через торговлю, то уровень ее развития характеризует объем и структуру потребления.
Как отрасль экономики торговля отличается от других отраслей ведения хозяйства характером функций, которые она выполняет, и местом, которое она занимает в системе расширенного воспроизводства.
Под функцией следует понимать круг вопросов, которые относятся к хозяйственной деятельности и решаются только этой отраслью экономики.
Торговля как отрасль экономики выполняет ряд функций.
Основными функциями торговли являются:
1) функция реализации произведенной стоимости, в процессе которой происходит смена форм стоимости товарной на денежную;
2) функция доведения товара до потребителя;
3) функция продолжение процесса производства в сфере обращения (доработка товара, сортировка, фасовка, транспортировка и т.д.).
|
|
Выполнение функции реализации произведенной потребительной стоимости тесно связывает торговлю с денежным обращением, с кредитной системой и бюджетом. На состояние денежного обращения торговля оказывает влияние следующим образом: ускорением обращения товаров, что дает возможность обслуживать товарооборот меньшим количеством денег; продажей товаров по устойчивым ценам, что служит одним из факторов устойчивости денег; снижением цен на товары, что способствует повышению покупательной способности денег.
Кроме того, торговля является одним из крупнейших получателей кредита банков и вкладчиком временно свободных денег.
С бюджетом торговля связана через налоговую систему. Торговля является источником поступления денежных средств в процессе денежного обращения, играет важную роль в финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость и акцизы – это элементы цены, которые реализуются при каждой операции купли-продажи и поступают в государственный и местные бюджеты.
Выполняя функцию доведения товара до потребителя торговля как отрасль экономики осуществляет связь между отраслями экономики и регионами страны, что вытекает из экономической сущности сферы товарного обращения.
В новых условиях функционирования торговли она играет чрезвычайно важную роль в активном влиянии на производство и потребление. Если в условиях распределительной системы торговля индифферентна относительно производства, то в рыночной среде она экономически заинтересована в увеличении товарных ресурсов и их реализации на внутреннем и внешнем рынках. В свою очередь товаропроизводители стремятся заручиться со стороны торговли гарантиями сбыта продукции с тем, чтобы снизить риск и опасность банкротства.
Третья функция является чужеродной или гетерогенной для торговли. Чем выше уровень развития промышленности в стране, тем меньшую долю в торговле занимают функции по продолжению процесса производства в сфере обращения.
В настоящий момент функции торговли усложняются, они приобретают качественно новое содержание и направленность, которая предопределяет глубинные изменения в ее функциональной структуре.
В хозяйственном комплексе стратны внутренняя торговля занимает особенное место.
Как многофункциональная социально-экономическая подсистема национальной экономики торговля обеспечивает реализацию потребительской стоимости совокупного продукта, функционирования внутреннего рынка товаров и услуг, развитие межрегиональных и межотраслевых экономических связей, удовлетворяет материальные потребности сферы личного и производственного потребления.
Как органическая составляющая рынка товаров и услуг торговля создает условия для реализации законов стоимости, спроса и предложения, способствует удовлетворению платежеспособного спроса, расширению емкости рынка, его инфраструктурного обеспечения.
Как сфера обращения товаров и услуг торговля сосредоточивает значительный ресурсный потенциал: необоротных активов, оборотных активов, потенциала трудовых ресурсов. Эта сфера формирует значительную часть ВВП страны и уступает лишь промышленности и сельскому хозяйству.
Как вид экономической деятельности торговля, в соответствии с классификатором видов экономической деятельности (КВЕД), охватывает широкий спектр видов и разновидностей торговой деятельности, объединенных в 105 классов и подклассов. Они обеспечивают все стадии процесса купли-продажи, и, в сущности, определяют новую функциональную модель торговли в условиях рыночных отношений.
Деятельность торговли как отрасли экономики характеризуется рядом экономических показателей. Основными из них являются:
|
|
– величина товарооборота (розничного, оптового, ресторанного хозяйства);
– численность предприятий розничной и оптовой торговли, ресторанного хозяйства;
– численность занятых работников;
– уровень производительности труда;
– средняя заработная плата;
– уровень издержек обращения;
– уровень коммерческой рентабельности,
– уровень рентабельности капитала.
Как самостоятельная отрасль экономики торговля играет важную роль в развитии всей экономики, в решении заданий материального и культурного обеспечения людей.
Основная роль торговли определяется, прежде всего, тем, что она выступает связующим звеном между производством и потреблением, тем самым осуществляя активное влияние, как на производство, так и на потребление.
В процессе выполнения своих функций торговые предприятия предоставляют различные торговые услуги. Успешное развитие торговли оказывает существенное влияние на экономику государства.
Своевременная реализация товаров обеспечивает возврат средств, затраченных на производство продукции, и создает базу для очередного производственного цикла. Торговля может ускорить и замедлить развитие экономики государства.
Торговая деятельность – это специфическая деятельность по осуществлению товарного обращения, то есть доведению товаров от производителя к потребителю путем купли-продажи в целях получения прибыли.
Природа торговли уходит в далекую историю. Согласно общепринятым положениям, торговлю относят к одной из форм товарного обращения при помощи денег. Выделяют две формы товарного обмена:
1. Т – Т – это обмен одной потребительной стоимости на другую, имеющий в своей основе стоимостную пропорцию (товарообменные операции).
2. Т – Д – Т – это торговля; присутствуют два самостоятельных акта (продажа Т-Д и купля Д-Т), которые отделяются один от другого во времени и пространстве.
Таким образом, торговля, находясь между производителями и потребителями, оказывает услуги и тем, и другим:
|
|
1. Торговля освобождает производителей от необходимости вступать в отношения с огромной массой потребителей.
2. Торговля обеспечивает синхронизацию ритма производства и ритма потребления, подверженных разновременным сезонным колебаниям путем создания запасов товаров.
3. Торговля способствует тому, что денежные доходы производителей становятся более регулярными и независимыми от задержки в сбыте продукции.
4. Торговля создает условия, чтобы любые товары стали доступными для потребителей в таком количестве и качестве, в таком месте и в такое время, которое удобно последним.
5. Торговля помогает информировать производителей относительно спроса потребителей и участвует в рекламе товаров и услуг.
6. Торговля способствует поддержанию конкуренции, осуществляя сравнение и выбор поставщиков.
7. Торговля принимает участие в формировании издержек производства и розничных цен.
Вывод. Торговля – это организм, стимулирующий производство и потребление и задающий им определенное направление; они являются необходимым элементом структуры рыночной экономики и оказывают существенное влияние на ее эффективность.