Сущность, природа и функции торговли, ее место в хозяйственном комплексе государства

Внутренняя торговля – это отрасль национальной экономики, особый вид хозяйственной деятельности. Она представляет собой главное звено в системе потребительского рынка товаров и услуг, выступая, и как составная часть потребительского рынка и как активный его участник, организатор рыночных отношений.

Ее объектом, полем деятельности является товарообмен, купля-продажа товаров, а также обслуживание покупателей в процессе продажи товаров и в отдельных случаях оказание содействия в послепродажной эксплуатации технически сложных товаров.

Наличие товарного производства и товаро-денежных отношений обуславливают необходимость товарообмена.

Товарообмен осуществляется в трех формах:

1) материально-техническое снабжение,

2) закупка сельскохозяйственной продукции и сырья,

3) торговля товарами народного потребления.

То есть, торговля является одной из форм товарного обращения, которая возникла в результате общественного разделения труда.

Торговля – это отрасль экономики страны, которая специализируется на реализации товаров.

По своему материальному содержанию торговля товарами народного потребления представляет собой обмен одного вида труда – товаров на другой эквивалентный – деньги. В организационном отношении торговля является самостоятельной отраслью экономики. Торговля товарами народного потребления имеет ряд особенностей:

во-первых, товары переходят из общественной, кооперативной, частной формы собственности в индивидуальную, личную или кооперативную;

во-вторых, с помощью торговли происходит конечное распределение предметов потребления в соответствии с денежными доходами населения;

в-третьих, товары переходят из сферы производства или из сферы товарного обращения в сферу личного или коллективного потребления.

Поскольку большинство предметов личного потребления проходят через торговлю, то уровень ее развития характеризует объем и структуру потребления.

Как отрасль экономики торговля отличается от других отраслей ведения хозяйства характером функций, которые она выполняет, и местом, которое она занимает в системе расширенного воспроизводства.

Под функцией следует понимать круг вопросов, которые относятся к хозяйственной деятельности и решаются только этой отраслью экономики.

Торговля как отрасль экономики выполняет ряд функций.

Основными функциями торговли являются:

1) функция реализации произведенной стоимости, в процессе которой происходит смена форм стоимости товарной на денежную;

2) функция доведения товара до потребителя;

3) функция продолжение процесса производства в сфере обращения (доработка товара, сортировка, фасовка, транспортировка и т.д.).

Выполнение функции реализации произведенной потребительной стоимости тесно связывает торговлю с денежным обращением, с кредитной системой и бюджетом. На состояние денежного обращения торговля оказывает влияние следующим образом: ускорением обращения товаров, что дает возможность обслуживать товарооборот меньшим количеством денег; продажей товаров по устойчивым ценам, что служит одним из факторов устойчивости денег; снижением цен на товары, что способствует повышению покупательной способности денег.

Кроме того, торговля является одним из крупнейших получателей кредита банков и вкладчиком временно свободных денег.

С бюджетом торговля связана через налоговую систему. Торговля является источником поступления денежных средств в процессе денежного обращения, играет важную роль в финансовой стабильности государства. Налог на добавленную стоимость и акцизы – это элементы цены, которые реализуются при каждой операции купли-продажи и поступают в государственный и местные бюджеты.

Выполняя функцию доведения товара до потребителя торговля как отрасль экономики осуществляет связь между отраслями экономики и регионами страны, что вытекает из экономической сущности сферы товарного обращения.

В новых условиях функционирования торговли она играет чрезвычайно важную роль в активном влиянии на производство и потребление. Если в условиях распределительной системы торговля индифферентна относительно производства, то в рыночной среде она экономически заинтересована в увеличении товарных ресурсов и их реализации на внутреннем и внешнем рынках. В свою очередь товаропроизводители стремятся заручиться со стороны торговли гарантиями сбыта продукции с тем, чтобы снизить риск и опасность банкротства.

Третья функция является чужеродной или гетерогенной для торговли. Чем выше уровень развития промышленности в стране, тем меньшую долю в торговле занимают функции по продолжению процесса производства в сфере обращения.

В настоящий момент функции торговли усложняются, они приобретают качественно новое содержание и направленность, которая предопределяет глубинные изменения в ее функциональной структуре.

В хозяйственном комплексе стратны внутренняя торговля занимает особенное место.

Как многофункциональная социально-экономическая подсистема национальной экономики торговля обеспечивает реализацию потребительской стоимости совокупного продукта, функционирования внутреннего рынка товаров и услуг, развитие межрегиональных и межотраслевых экономических связей, удовлетворяет материальные потребности сферы личного и производственного потребления.

Как органическая составляющая рынка товаров и услуг торговля создает условия для реализации законов стоимости, спроса и предложения, способствует удовлетворению платежеспособного спроса, расширению емкости рынка, его инфраструктурного обеспечения.

Как сфера обращения товаров и услуг торговля сосредоточивает значительный ресурсный потенциал: необоротных активов, оборотных активов, потенциала трудовых ресурсов. Эта сфера формирует значительную часть ВВП страны и уступает лишь промышленности и сельскому хозяйству.

Как вид экономической деятельности торговля, в соответствии с классификатором видов экономической деятельности (КВЕД), охватывает широкий спектр видов и разновидностей торговой деятельности, объединенных в 105 классов и подклассов. Они обеспечивают все стадии процесса купли-продажи, и, в сущности, определяют новую функциональную модель торговли в условиях рыночных отношений.

Деятельность торговли как отрасли экономики характеризуется рядом экономических показателей. Основными из них являются:

– величина товарооборота (розничного, оптового, ресторанного хозяйства);

– численность предприятий розничной и оптовой торговли, ресторанного хозяйства;

– численность занятых работников;

– уровень производительности труда;

– средняя заработная плата;

– уровень издержек обращения;

– уровень коммерческой рентабельности,

– уровень рентабельности капитала.

Как самостоятельная отрасль экономики торговля играет важную роль в развитии всей экономики, в решении заданий материального и культурного обеспечения людей.

Основная роль торговли определяется, прежде всего, тем, что она выступает связующим звеном между производством и потреблением, тем самым осуществляя активное влияние, как на производство, так и на потребление.

В процессе выполнения своих функций торговые предприятия предоставляют различные торговые услуги. Успешное развитие торговли оказывает существенное влияние на экономику государства.

Своевременная реализация товаров обеспечивает возврат средств, затраченных на производство продукции, и создает базу для очередного производственного цикла. Торговля может ускорить и замедлить развитие экономики государства.

Торговая деятельность – это специфическая деятельность по осуществлению товарного обращения, то есть доведению товаров от производителя к потребителю путем купли-продажи в целях получения прибыли.

Природа торговли уходит в далекую историю. Согласно общепринятым положениям, торговлю относят к одной из форм товарного обращения при помощи денег. Выделяют две формы товарного обмена:

1. Т – Т – это обмен одной потребительной стоимости на другую, имеющий в своей основе стоимостную пропорцию (товарообменные операции).

2. Т – Д – Т – это торговля; присутствуют два самостоятельных акта (продажа Т-Д и купля Д-Т), которые отделяются один от другого во времени и пространстве.

Таким образом, торговля, находясь между производителями и потребителями, оказывает услуги и тем, и другим:

1. Торговля освобождает производителей от необходимости вступать в отношения с огромной массой потребителей.

2. Торговля обеспечивает синхронизацию ритма производства и ритма потребления, подверженных разновременным сезонным колебаниям путем создания запасов товаров.

3. Торговля способствует тому, что денежные доходы производителей становятся более регулярными и независимыми от задержки в сбыте продукции.

4. Торговля создает условия, чтобы любые товары стали доступными для потребителей в таком количестве и качестве, в таком месте и в такое время, которое удобно последним.

5. Торговля помогает информировать производителей относительно спроса потребителей и участвует в рекламе товаров и услуг.

6. Торговля способствует поддержанию конкуренции, осуществляя сравнение и выбор поставщиков.

7. Торговля принимает участие в формировании издержек производства и розничных цен.

Вывод. Торговля – это организм, стимулирующий производство и потребление и задающий им определенное направление; они являются необходимым элементом структуры рыночной экономики и оказывают существенное влияние на ее эффективность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: