Лекция 1.
Предмет и содержание курса. Связь возрастной физиологии и психофизиологии с другими науками о человеке. Человек как целостная: биологическая система. Понятие о физиологических системах (по Анохину П.К.).
План лекции.
1.Предмет и содержание курса.
2.Связь возрастной физиологии с педагогикой.
3.Задачи возрастной физиологии и психофизиологии.
4.Анохин П.К. о формировании функциональных систем.
Лекция 2.
Возрастные особенности процессов адаптации организма детей и подростков к действию факторов окружающей среды.
План лекции
1. Возрастные особенности процессов адаптации организма детей и подростков.
2. Акселерация и ретардация развития детей и подростков.
3. Адаптация организма детей и подростков к действию факторов окружающей среды.
4.Проблема биоритмов в жизни человека. Адаптация биоритмов к воздействию внешней среды.
Лекция 3.
Онтогенез. Проблемы возрастной периодизации. Антенатальный и постнатальный периоды онтогенеза.
План лекции.
1. Понятие о росте и развитии детского организма. Сущность онтогенеза
|
|
2. Физическое и психическое развитие детей и подростков. Оценка физического развития и здоровья детей и подростков.
З. Гетерохронность и гармоничность развития. Критические периоды в постнатальном развитии детей и подростков.
4. Принципы системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков.
5. Реактивность и резистентность детского организма. Проблема классификации возрастных периодов. Современная схема возрастной периодизации.
Лекция 4.
Возрастные особенности вегетативных функций организма детей и подростков.
План лекции.
1.Функциональное единство всех органов всех органов и систем организма ребенка.
2.Морфологические особенности системы крови. Значение крови.
3.Иммунитет. Возрастные изменения иммунитета. Группы крови.
4.Деятельность сердца. Периферическое кровообращение. Кровяное давление.
5.Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков.
6.Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Питание детей и подростков. Особенности пищевого рациона детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера.
Лекция 5.
Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата детей и подростков.
План лекции.
1. Значение опорно-двигательного аппарата. Роль движения в физическом и психическом развитии детей и подростков.
2. Значение знаний физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенствования учебно-воспитательной работы в школе.
3. Развитие костной системы. Строение и функции мышечной системы. Динамическая и статическая работа мышц.
|
|
4. Процессы физического утомления. Развитие двигательной активности, координации движения.
Лекция 6.
Физиология нервной системы.
План лекции.
1.Значение нервной системы. Общая схема строения нервной системы.
2.Классификация нервной системы. Нервная ткань и ее физиологические свойства.
3.Онтогенез и анатомо-физиологические особенности отделов нервной системы.
4.Соматическая и вегетативная нервная система.
Лекция 7.
Физиология высшей нервной деятельности детей и подростков.
План лекции.
1. Возникновение науки - физиология высшей нервной деятельности (Сеченов И.М., Павлов И.П., Анохин П.К., Ухтомский А.А.).
2. Важнейшие закономерности условно-рефлекторной деятельности и современные представления о ее нейрофизиологических основах.
3. Специфические особенности высшей нервной деятельности.
4. Формирование второй сигнальной системы и развитие совместной деятельности
сигнальных систем в онтогенезе.
Лекция 8.
Характеристика основных возрастных этапов развития высшей нервной деятельности.
План лекции.
1.Понятие об основных свойствах нервной системы и типы высшей нервной деятельности.
2. Классификация и физиологическая характеристика типов высшей нервной деятельности.
3.Формирование типов высшей нервной деятельности у детей и подростков.
4.Функциональная асимметрия мозга и ее связь с особенностями высшей нервной деятельности
Лекция 9.
Возрастные особенности эндокринной системы детей и подростков.
План лекции.
1.Понятие о гормонах и эндокринной системе.
2.Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза.
3.Половое развитие детей и подростков.
4.Влияние изменений функционального состояния эндокринной системы детей и подростков на высшую нервную деятельность. Гипоталамо-гипофизарная система.
Лекция 10.
Морфофункциональные особенности органов чувств у детей и подростков.
План лекции.
1. Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков.
2. Психофизиология восприятия. Строение и функции анализаторов.
3. Зрительное восприятие и его значение для высшей нервной деятельности.
4.Слуховое восприятие, вестибулярная система. Вкусовые восприятия. Обонятельные восприятия. Кожа как анализатор. Восприятие температуры, болевая чувствительность.
5.Пути передачи соматосенсорной информации в мозге.
Лекция 11.
Психофизиология внимания, памяти, речи, мышления. План лекции.
1. Особенности внимания и его виды. Внимание и функциональное состояние мозга.
2. Роль левого и правого полушария в процессе внимания. Внимание и ориентировочный рефлекс.
3. Психофизиология памяти. Виды памяти. Влияние эмоциональной значимости информации на память.
4. Эволюционный смысл появления речевого общения. Функциональная асимметрия и речь. Процесс произношения слов.
5.Мышление и его классификация. Процесс мышления. Факторы, определяющие развитие интеллекта.
Лекция 12.
Психофизиология сна и бодрствования.
План лекции.
1. Состояние бодрствования. Цикл сон - бодрствование.
2. Роль ретикулярной формации в формировании состояния бодрствования.
3. Сонкак особое состояние сознания. Стадии медленного сна. Парадоксальный сон. Периодичность стадий сна. Возрастные особенности сна. Нарушения сна.
Лекция 13.
Методы получения психофизиологической информации.
План лекции.
1. Электрофизиологические методы. Регистрация импульсной активности нервных клеток (ЭЭГ).
2. Регистрация электрической активности кожи, электроокулография, электромиография, электрокардиография.
3. Оценка локального кровотока мозга. Томографические методы. Метод ядерно-магнитного резонанса.
|
|
4. Ассоциативный эксперимент как инструмент анализа психических явлений.
5. Значение методов исследования психофизиологических функций.
Раздел 4. Глоссарий.
Абсолютная рефрактерная фаза — время полной невозбудимости мышцы.
Аккомодация возбудимой ткани — снижение возбудимости ткани к медленно нарастающему по силе раздражителю.
Н.Е. Введенского торможение (пессимум частоты) — явление торможения, когда частота раздражений превышает оптимальную.
Временная связь (ВС) — основа образования условного рефлекса. Возникает ВС между очагами возбуждения в нервных центрах.
Вторая сигнальная система — совокупность сигнальных раздражителей, которые носят характер отвлеченных, обобщающих понятий, выраженных словами.
Высшая нервная деятельность — «деятельность больших полушарий с ближайшей подкоркой, деятельность, обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру» (И. П. Павлов).
Генерализация условного рефлекса — первая фаза выработки дифферснцировочного торможения и характерна тем, что на все раздражители, сходные с основным сигналом, формируется условная реакция.
Гиперполяризация — сильное возрастание величины мембранного потенциала.
Деполяризация — понижение мембранной разницы потенциалов. Дендриты — короткие отростки нейрона.
Динамический стереотип раздражителей — набор раздражителей, расположенных в строго определенном порядке в пространстве и времени и неизменно повторяющиеся в том же порядке.
Индукция отрицательная — развитие вокруг очага возбуждения, а после прекращения возбуждения в самом очаге процесса торможения.
Индукция положительная (ИП) — возникает при развитии достаточно сильного процесса торможения (концентрации торможения). Общее значение ИП состоит в усилении действующих в данный момент условных рефлексов.
Концентрация возбуждения — сосредоточение возбудительного процесса в месте его первоначального возникновения.
Лабильность (функциональная подвижность) — скорость развития реакций, предельный ритм возбуждения возбудимой системы в соответствии с ритмом раздражения.
|
|
Локальное возбуждение (местное) — возбуждение при действии на ткань подпороговых раздражителей.
Локальный ответ — активные подпороговые изменения мембранного потенциала.
Мотонейроны — эфферентные нейроны, двигательные волокна которых идут к скелетным мышцам.
Нейросекреция — выработка биологически активных секретов (нейросекретов) клетками гипоталамуса
Нейроглия — совокупность всех клеточных элементов нервной ткани, кроме нейронов.
Нейронная теория — точка зрения, согласно которой нервная система построена из дискретных элементов (нейронов), соединенных друг с другом Посредством синапсов.
Нейрофизиология — раздел физиологии, изучающий механизмы деятельности нервной системы и процессы переработки в ней информации.
Нервная сеть — совокупность функционально связанных нейронов.
Обратная связь — воздействие результатов функционирования, системы на характер ее дальнейшего поведения.
Перенапряжение возбудительного процесса — явление, когда чрезмерно сильный раздражитель вызывает в нервных клетках перевозбуждение.
РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые произошли после утверждения программы.
Характер изменений в программе | Номер и дата протокола заседания кафедры, на котором было принято данное решение | Подпись заведующего кафедрой, утверждающего внесенное изменение | Подпись декана факультета (проректора по учебной работе), утверждающего данное изменение |
РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:
Ф.И.О., ученое звание и степень преподавателя | Учебный год | Факультет | Специальность |
Черношеина Л.А., ст. преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ | 2008/2009 | ХОТиД | 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)» со специализацией «Графический дизайн» |