Раздел 3. Содержательный компонент теоретического материала

Лекция 1.

Предмет и содержание курса. Связь возрастной физиологии и психофизиологии с другими науками о человеке. Человек как целостная: биологическая система. Понятие о физиологических системах (по Анохину П.К.).

План лекции.

1.Предмет и содержание курса.

2.Связь возрастной физиологии с педагогикой.

3.Задачи возрастной физиологии и психофизиологии.

4.Анохин П.К. о формировании функциональных систем.

Лекция 2.

Возрастные особенности процессов адаптации организма детей и подростков к дей­ствию факторов окружающей среды.

План лекции

1. Возрастные особенности процессов адаптации организма детей и подростков.

2. Акселерация и ретардация развития детей и подростков.

3. Адаптация организма детей и подростков к действию факторов окружающей сре­ды.

4.Проблема биоритмов в жизни человека. Адаптация биоритмов к воздействию внешней среды.

Лекция 3.

Онтогенез. Проблемы возрастной периодизации. Антенатальный и постнатальный периоды онтогенеза.

План лекции.

1. Понятие о росте и развитии детского организма. Сущность онтогенеза

2. Физическое и психическое развитие детей и подростков. Оценка физического раз­вития и здоровья детей и подростков.

З. Гетерохронность и гармоничность развития. Критические периоды в постнатальном развитии детей и подростков.

4. Принципы системогенеза и опережающего развития органов и функциональных систем у детей и подростков.

5. Реактивность и резистентность детского организма. Проблема классификации воз­растных периодов. Современная схема возрастной периодизации.

Лекция 4.

Возрастные особенности вегетативных функций организма детей и подростков.

План лекции.

1.Функциональное единство всех органов всех органов и систем организма ребенка.

2.Морфологические особенности системы крови. Значение крови.

3.Иммунитет. Возрастные изменения иммунитета. Группы крови.

4.Деятельность сердца. Периферическое кровообращение. Кровяное давление.

5.Анатомо-физиологические особенности органов дыхания у детей и подростков.

6.Возрастные особенности обмена веществ и энергии. Питание детей и подростков. Особенности пищевого рациона детей и подростков, проживающих в условиях Крайнего Севера.

Лекция 5.

Морфофункциональные особенности опорно-двигательного аппарата детей и под­ростков.

План лекции.

1. Значение опорно-двигательного аппарата. Роль движения в физическом и психи­ческом развитии детей и подростков.

2. Значение знаний физиологии опорно-двигательного аппарата для совершенство­вания учебно-воспитательной работы в школе.

3. Развитие костной системы. Строение и функции мышечной системы. Динамиче­ская и статическая работа мышц.

4. Процессы физического утомления. Развитие двигательной активности, координа­ции движения.

Лекция 6.

Физиология нервной системы.

План лекции.

1.Значение нервной системы. Общая схема строения нервной системы.

2.Классификация нервной системы. Нервная ткань и ее физиологические свойства.

3.Онтогенез и анатомо-физиологические особенности отделов нервной системы.

4.Соматическая и вегетативная нервная система.

Лекция 7.

Физиология высшей нервной деятельности детей и подростков.

План лекции.

1. Возникновение науки - физиология высшей нервной деятельности (Сеченов И.М., Павлов И.П., Анохин П.К., Ухтомский А.А.).

2. Важнейшие закономерности условно-рефлекторной деятельности и современные представления о ее нейрофизиологических основах.

3. Специфические особенности высшей нервной деятельности.

4. Формирование второй сигнальной системы и развитие совместной деятельности

сигнальных систем в онтогенезе.

Лекция 8.

Характеристика основных возрастных этапов развития высшей нервной деятельно­сти.

План лекции.

1.Понятие об основных свойствах нервной системы и типы высшей нервной дея­тельности.

2. Классификация и физиологическая характеристика типов высшей нервной дея­тельности.

3.Формирование типов высшей нервной деятельности у детей и подростков.

4.Функциональная асимметрия мозга и ее связь с особенностями высшей нервной деятельности

Лекция 9.

Возрастные особенности эндокринной системы детей и подростков.

План лекции.

1.Понятие о гормонах и эндокринной системе.

2.Физиологическое значение желез внутренней секреции и их развитие в процессе онтогенеза.

3.Половое развитие детей и подростков.

4.Влияние изменений функционального состояния эндокринной системы детей и подростков на высшую нервную деятельность. Гипоталамо-гипофизарная система.

Лекция 10.

Морфофункциональные особенности органов чувств у детей и подростков.

План лекции.

1. Сенсорная информация как фактор развития детей и подростков.

2. Психофизиология восприятия. Строение и функции анализаторов.

3. Зрительное восприятие и его значение для высшей нервной деятельности.

4.Слуховое восприятие, вестибулярная система. Вкусовые восприятия. Обонятель­ные восприятия. Кожа как анализатор. Восприятие температуры, болевая чувстви­тельность.

5.Пути передачи соматосенсорной информации в мозге.

Лекция 11.

Психофизиология внимания, памяти, речи, мышления. План лекции.

1. Особенности внимания и его виды. Внимание и функциональное состояние мозга.

2. Роль левого и правого полушария в процессе внимания. Внимание и ориентиро­вочный рефлекс.

3. Психофизиология памяти. Виды памяти. Влияние эмоциональной значимости информации на память.

4. Эволюционный смысл появления речевого общения. Функциональная асимметрия и речь. Процесс произношения слов.

5.Мышление и его классификация. Процесс мышления. Факторы, определяющие развитие интеллекта.

Лекция 12.

Психофизиология сна и бодрствования.

План лекции.

1. Состояние бодрствования. Цикл сон - бодрствование.

2. Роль ретикулярной формации в формировании состояния бодрствования.

3. Сонкак особое состояние сознания. Стадии медленного сна. Парадоксальный сон. Периодичность стадий сна. Возрастные особенности сна. Нарушения сна.

Лекция 13.

Методы получения психофизиологической информации.

План лекции.

1. Электрофизиологические методы. Регистрация импульсной активности нервных клеток (ЭЭГ).

2. Регистрация электрической активности кожи, электроокулография, электромиография, электрокардиография.

3. Оценка локального кровотока мозга. Томографические методы. Метод ядерно-магнитного резонанса.

4. Ассоциативный эксперимент как инструмент анализа психических явлений.

5. Значение методов исследования психофизиологических функций.

Раздел 4. Глоссарий.

Абсолютная рефрактерная фаза — время полной невозбудимости мышцы.

Аккомодация возбудимой ткани — снижение возбудимости ткани к медленно нарастающему по силе раздражителю.

Н.Е. Введенского торможение (пессимум частоты) — явление торможения, когда частота раздражений превышает оптимальную.

Временная связь (ВС) — основа образования условного рефлекса. Возникает ВС между очагами возбуждения в нервных центрах.

Вторая сигнальная система — совокупность сигнальных раздражителей, которые но­сят характер отвлеченных, обобщающих понятий, выраженных словами.

Высшая нервная деятельность — «деятельность больших полушарий с ближайшей подкоркой, деятельность, обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма к внешнему миру» (И. П. Павлов).

Генерализация условного рефлекса — первая фаза выработки дифферснцировочного торможения и характерна тем, что на все раздражители, сходные с основным сиг­налом, формируется условная реакция.

Гиперполяризация — сильное возрастание величины мембранного потенциала.

Деполяризация — понижение мембранной разницы потенциалов. Дендриты — короткие отростки нейрона.

Динамический стереотип раздражителей — набор раздражителей, расположенных в строго определенном порядке в пространстве и времени и неизменно повторяющиеся в том же порядке.

Индукция отрицательная — развитие вокруг очага возбуждения, а после прекраще­ния возбуждения в самом очаге процесса торможения.

Индукция положительная (ИП) — возникает при развитии достаточно сильного про­цесса торможения (концентрации торможения). Общее значение ИП состоит в усиле­нии действующих в данный момент условных рефлексов.

Концентрация возбуждения — сосредоточение возбудительного процесса в месте его первоначального возникновения.

Лабильность (функциональная подвижность) — скорость развития реакций, пре­дельный ритм возбуждения возбудимой системы в соответствии с ритмом раз­дражения.

Локальное возбуждение (местное) — возбуждение при действии на ткань подпороговых раздражителей.

Локальный ответ — активные подпороговые изменения мембранного потен­циала.

Мотонейроны — эфферентные нейроны, двигательные волокна которых идут к скелетным мышцам.

Нейросекреция — выработка биологически активных секретов (нейросекретов) клетками гипоталамуса

Нейроглия — совокупность всех клеточных элементов нервной ткани, кроме ней­ронов.

Нейронная теория — точка зрения, согласно которой нервная система построена из дискретных элементов (нейронов), соединенных друг с другом Посредством синапсов.

Нейрофизиология — раздел физиологии, изучающий механизмы деятельности нервной системы и процессы переработки в ней информации.

Нервная сеть — совокупность функционально связанных нейронов.

Обратная связь — воздействие результатов функционирования, системы на харак­тер ее дальнейшего поведения.

Перенапряжение возбудительного процесса — явление, когда чрезмерно сильный раз­дражитель вызывает в нервных клетках перевозбуждение.

РАЗДЕЛ 6. Изменения в рабочей программе, которые про­изошли после утверждения программы.

Характер изменений в програм­ме   Номер и дата про­токола заседания кафедры, на кото­ром было принято данное решение Подпись заведую­щего кафедрой, ут­верждающего вне­сенное изменение Подпись декана фа­культета (проректора по учебной работе), утверждающего дан­ное изменение
       

РАЗДЕЛ 7. Учебные занятия по дисциплине ведут:

Ф.И.О., ученое звание и сте­пень преподавателя Учебный год Факультет Специальность
Черношеина Л.А., ст. преподаватель кафедры БЖД и ОМЗ 2008/2009 ХОТиД 050501 «Профессиональное обучение (дизайн)» со специализацией «Графический дизайн»

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: