Корпорация и среда ее функционирования

Рисунок 1.1.

Компании – это открытые социально-экономические системы, взаимодействующие с внешней средой (рисунок 1.2.), поэтому к oблacти кopпopaтивнoгo yпpaвлeния oтнocятcя вce вoпpocы, cвязaнныe c oбecпeчeниeм эффeктивнocти дeятeльнocти кoмпaнии и c зaщитoй интepecoв ee влaдeльцeв, в тoм чиcлe peгyлиpoвaниe внyтpeнниx и внeшниx pиcкoв.

Корпоративный бизнес отличается по своей форме от бизнеса индивидуальных предприятий и партнерств:

· ограниченной ответственностью, т.е. акционеры не обязаны отвечать своим имуществом по обязательствам и долгам корпорации (потерять они могут только то, что инвестировали в корпорацию);

· простотой перехода прав владения акциями при их реализации;

· бессрочностью а, следовательно, стабильностью своего существования, так как переход акций из одних рук в другие не подрывает целостности корпорации.

Перечисленные отличия влекут за собой ряд особенностей, а также потенциальных опасностей, которые необходимо учитывать в управлении корпорацией:

· В корпорации происходит существенное расхождение функций собственности и контроля. Акциями крупных корпораций, как правило, владеет большое количество людей, что порождает бездеятельность и безответственность многих из них: акционеры не использую свое право участвовать в голосовании или используют его формально, предоставляя решение всех вопросов менеджерам корпорации.

· Являясь юридическим лицом, корпорация «позволяет» недобросовестным менеджерам и владельцам акций избежать личной ответственности за свою некомпетентную производственно-хозяйственную деятельность.

· При корпоративной форме бизнеса может быть осуществлен (запрещенный законом) выпуск ничем не обеспеченных ценных бумаг.

· Двойное налогообложение дивидендов корпорации: первоначально прибыли, затем доходов акционеров.

Рисунок 1.2.

Корпорация – открытая социально-экономическая система /1/

Оcнoвнoй экoнoмичecкoй пpичинoй вoзникнoвeния пpoблeмы кopпopaтивнoгo yпpaвлeния являeтcя oтдeлeниe влaдeния oт нeпocpeдcтвeннoгo yпpaвлeния coбcтвeннocтью. В peзyльтaтe тaкoгo oтдeлeния нeизбeжнo вoзpacтaeт poль нaeмныx мeнeджepoв, ocyщecтвляющиx нeпocpeдcтвeннoe yпpaвлeниe дeятeльнocтью акционерного общества (эмитeнтa). Вcлeдcтвиe oтдeлeния влaдeния oт нeпocpeдcтвeннoгo yпpaвлeния coбcтвeннocтью вoзникaют paзличныe гpyппы yчacтникoв oтнoшeний, cклaдывaющиxcя в cвязи c тaким yпpaвлeниeм. Кaждaя из таких групп участников пpecлeдyeт cвoи coбcтвeнныe интepecы.

Деятельность корпорации не возможна без эффективной управленческой деятельности. Есть достаточно много общего между некорпоративным управлением и управлением корпорацией. Вместе с тем, понятие корпоративный менеджмент шире. Корпоративное управление предусматривает не только организацию ведения бизнеса, но также формирование системы взаимодействия между множеством лиц и организаций по самым разным аспектам функционирования корпорации. Важнейшим элементом такой системы является, прежде всего взаимодействие между собственниками (акционерами) компании и теми, кто ею управляет, т.е. менеджерами. Следовательно, ключевая проблема корпоративного управления связана с обособлением прав собственности от прав управления в условиях распыленных прав собственности между множеством акционеров. Отличительные особенности корпоративного и некорпоративного управления приведены в таблице 1.5.

Таблица 1.5.

Отличительные особенности корпоративного и некорпоративного управления

Корпоративное управление Некорпоративное управление
Разделение прав собственности и полномочий управления Объединены функции собственности и управления
Формирование нового самостоятельного субъекта корпоративных отношений – наемных управляющих Управление осуществляется самими собственниками
Вместе с функцией управления собственники теряют связь с бизнесом Собственники связаны между собой отношениями по вопросам управления
Отношения между собственниками отсутствуют и заменены на отношения собственников и корпорации  
В федеральном законодательстве США ограниченная ответственность индивидуальных инвесторов выделена как отличительная черта корпорации (инвесторы не несут личной имущественной ответственности по обязательствам корпорации, в которую они инвестируют/ вкладывают свои средства. Максимальные потери акционеров – инвесторов – это невозврат вложенных средств  

Таким образом, корпоративный менеджмент – это совокупность организационных и методических решений, обеспечивающих достижение двух целей:

1. увеличение капитализации корпорации (стоимости бизнеса за счет увеличения котировки акций и/или дополнительной эмиссии), в том числе при поглощении или присоединении;

2. обеспечение баланса интересов собственников/ инвесторов корпорации, ее менеджмента и других финансово-заинтересованных сторон (местных и государственных органов управления и пр.).

Принципиальная схема корпоративного управления представлена на рисунке 1.3.

Кроме участников корпоративных отношений, указанных на рисунке 1.3., к последним относятся также рядовые служащие корпорации, кредиторы и государственные органы управления. Функции и интересы различных участников корпоративных отношений приведены в таблице 1.6.

Если в открытом акционерном обществе (ОАО), номинально признанном корпорацией, управление осуществляется не наемными управляющими, а собственниками, то, по сути, отсутствует предмет корпоративных отношений, т.е. ОАО в этом случае не является корпорацией.

Подводя итог, можно дать следующее определение корпоративного управления (менеджмента): профессионально осуществляемое руководство деятельностью корпорации в рыночных условиях, направленное на достижение целей деятельности и получение прибыли путем рационального использования ресурсов.

Рисунок 1.3.

Принципиальная схема корпоративного управления /2/


Таблица 1.6.

Функции и интересы различных участников корпоративных отношений

№ п/п Группа участников корпоративных отношений Функции Интересы
1. Акционеры Являются инвесторами корпорации. Заинтересованы в получении дивидендов и высоком курсе акций в случае их продажи
2. Наемные менеджеры Осуществляют все функции управления корпорацией Заинтересованы в устойчивости компании и своего положения в ней
3. Служащие компании Непосредственно осуществляют всю производственно-хозяйственную деятельность в компании Заинтересованы в устойчивости компании и своего положения в ней
4. Государственные органы управления Формируют нормативно-правовую базу корпоративных отношений Заинтересованы в устойчивости компаний, их способности уплачивать налоги и создавать рабочие места
5. Кредиторы Участвуют в финансировании производственно-хозяйственной и иной деятельности компаний Заинтересованы в устойчивости компаний, их способности возврата полученных средств и процентов, предусмотренных договорами

Различают:

· внутрифирменный корпоративный менеджмент;

· управление компанией как субъектом рынка.

Эти два аспекта в управлении корпорацией жестко связаны между собой диалектическим единством внешней и внутренней сред компании (рисунок 1.4.). Внутренняя среда компании является по существу реакцией на внешнюю среду.

Корпоративный менеджмент включает три основных аспекта:

· «кто» управляет «кем» (институциональный аспект);

· «как» осуществляется управление и «как» оно влияет на управляемых (функциональный аспект);

· «чем» осуществляется управление (инструментальный аспект).

В деятельности любой компании следует выделять цели и ограничения, такое выделение позволяет решать следующие основные задачи:

· сопоставлять существующее состояние с желаемым (целевым) («где мы?» и «куда идем?»);

· определять руководящие требования к действиям («что надо сделать?»);

· выполнять оценку и определять критерии принятия решений («какой путь лучший?»);

· выбирать инструменты контроля («куда мы в действительности пришли?» и «что из этого следует?»).

Таблица 1.7.

Состав основных категорий корпоративного менеджмента/

Объект Определение
Объекты Компания. Сознательно координируемое сообщество людей. Функциональные области деятельности в компании или ее хозяйственных звеньев (рисунок 1.5.).
Субъекты Руководители различного уровня, занимающие постоянную должность в компании и наделенные полномочиями в области принятия решений в определенных сферах деятельности, в т.ч.: · руководители компании; · руководители структурных звеньев; · организаторы определенных видов работ (администраторы).
Иерархические уровни Высший, средний и нижний (рисунок 1.6.).
Функции Определяют устойчивый состав специфических видов деятельности, характеризующихся однородностью целей, действий или объектов их приложения. Различают общие (формирование целей, планирование, организация и контроль) технологические (решения и коммуникации) и социально-психологические (делегирование и мотивация) функции менеджмента.
Виды корпоративного менеджмента (по признаку объекта) Общий или генеральный менеджмент – управление деятельностью компании в целом или ее самостоятельных хозяйственных звеньев. Функциональный или специальный менеджмент – управление определенными сферами деятельности компании или ее хозяйственных звеньев (управление инновационной деятельностью, управление персоналом, маркетингом, финансами и т.п.
Виды корпоративного менеджмента (по признаку содержания) Нормативный менеджмент, предусматривает разработку и реализацию философии компании, ее предпринимательской политики, определение позиции компании в конкурентной нише рынка и формирование общих стратегических намерений. Стратегический менеджмент предполагает выработку набора стратегий, их распределение во времени, формирование потенциала успеха компании и обеспечение стратегического контроля их реализации. Оперативный менеджмент предусматривает технических и оперативных мер, направленных на практическую реализацию принятых стратегий развития компании.
Методы Система правил и процедур решения различных задач управления с целью обеспечения эффективного развития компании.
Принципы Общие закономерности и устойчивые требования, при соблюдении которых обеспечивается эффективное развитие компании.

Рисунок 1.5.

Объекты корпоративного менеджмента

Рисунок 1.6.

Иерархические уровни корпоративного менеджмента /1/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: