Вопрос №.1 Возникновение буржуазных национальных систем физического воспитания

Лекция №4

Тема: «Физическая культура и спорт в зарубежных странах период в Нового времени (XVII- нач. ХХ вв).

План

1. Возникновение буржуазных национальных систем физического воспитания.

2. Развитие спорта, создание международных спортивных организаций.

3. Физическая культура и спорт от второй половины XIX в. до октябрьской

революции 1917 г. в России

Литература:

1. Кун Л. Всеобщая история ФКиС. - М.: Радуга, 1982.

2. Столбов В.В. История ФКиС. Учебник.- М.: Просвещение, 1989.

3. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и

спорта/Под ред. В.В. Столбова – 3-е изд., перераб. и доп.– М:Физическая культура

и спорт, 2000, 2001.

Вопрос №.1 Возникновение буржуазных национальных систем физического воспитания

Вся история нового времени распадается на два основных периода:

1. От Английской буржуазной революции середины XVIIв. до Парижской

коммуны 1871г.;

2. От Парижской коммуны до революции 1917г. В России.

Буржуазные революции XVII-XVIII вв. подорвали основы феодального строя и обеспечили развитие и утверждение капитализма. Это привело к ускоренному промышленному и культурному развитию стран Европы и Америки.

Буржуазия, будучи классом прогрессивным, нуждалась в людях, способных укреплять ее политическое и военное господство. Чтобы воспитать таких людей, создаются ряд новых, передовых для своего времени средств, форм и методов всестороннего воспитания юношества.

Наибольшее значение имели педагогические идеи того времени Джона Локка, Жан-Жака Руссо и Иоганна-Генриха Песталоцци.

Учение Локка об укреплении силы воли путем закаливания и физического развития было прогрессивным для своего времени.

Руссо высказывал мысли о важной роли физического воспитания не только в развитии умственных и физических способностей человека, но и в познании им окружающего мира. Этим он положил начало теории физического образования как части физического воспитания.

Физическое воспитание Руссо считал фундаментом всего воспитания человека. По его утверждению, величайшая тайна воспитания, заключается в том, чтобы смена телесных и умственных упражнений служила отдыхом для человека.

Очень большое значение для развития теории и практики физического воспитания имели труды Иоганна-Генриха Песталоцци (швейцарский педагог). Он впервые высказал мысль о том, что для достижения лучших результатов в кратчайший срок, нужно пользоваться не только общеизвестными естественными движениями, но и создавать искусственные. Песталоцци считал, что лучший способ овладевания сложными движениями это расчленение их на элементарные (т.е. движения в суставах). Этот метод получил широкое применение в практике физического воспитания, особенно в гимнастике. Сегодня мы могли бы назвать его методом развития общей координации движений.

Также, Песталоцци считал, что упражнения должны выполняться не подражательно, а сознательно, что каждый человек может овладеть общими основами любых профессиональных движений с помощью гимнастических упражнений.

Благодаря Песталоцци физические упражнения стали включаться в программу городских школ. А в 1811г. в Базеле был основан институт гимнастики и физического воспитания; подобные учебные заведения возникали и в других городах Швейцарии.

Итак, педагогические идеи Руссо, Песталоцци и других крупных педагогов того времени, встретили поддержку молодой буржуазии, так как соответствовали ее интересам.

В результате, в ряде европейских стран появляются общества и кружки гимнастики, а в период наполеоновских войн и особенно после них, возникает массовое гимнастическое движение и складываются национальные системы физического воспитания на гимнастическое основе.

Почему же образование национальных систем физического воспитания происходило почти одновременно в различных европейских странах?

Причиной этого было потребность в них общества. Наполеоновские войны показали, что опираться только на кадровые армии нельзя. Нужно привлекать новые резервы из народа, а для этого необходимо готовить молодежь. К тому же поражение Наполеона в России показало, что одно лишь знание военного дела недостаточно. Нужна еще и физическая выносливость и закалка.

Надо отметить, что одной из первых национальных систем, возникшей в XVIII веке, была немецкая (Фит, Гутс-Мутс и др.). Эта система возникла в учебных заведениях, где преподавались физические упражнения по личной инициативе учителей.

Государственная же потребность в системах возникает после наполеоновских войн.

По своему характеру национальные системы физического воспитания отражали три направления:

1. Первое из них заключалось в том, что главными задачами физического воспитания являлось совершенствование форм и функций человеческого организма. Типичной системой этого направления была шведская гимнастика. Авторы этой системы Пер Линг, Ялмар Линг считали главным делом развитие физических сил человека (т.е. развитие мускулатуры, укрепление дыхательной и ССС организма и т.п.): упражнения для рук, ног, спины, боковых мышц туловища, брюшного пресса, а также ходьба, бег, прыжки, лазание и упражнения в равновесии. Упражнения в беге и прыжках предназначались для воздействия на сердечно-сосудистую и дыхательную системы. Для отдыха применялись отвлекающие, дыхательные упражнения и ходьба.

Снаряды в шведской системе гимнастики не имели такого значения, как в других системах. Они предназначались лишь для того, чтобы удобнее было принять необходимое исходное положение и более эффективно воздействовать на определенную группу мышц.

Исходным положениям придавалось большое значение, от их изменения зависело назначение упражнения. В отдельных упражнениях снаряды могли заменяться с помощью партнера.

В шведской гимнастике все движения совершались по прямым линиям и углам, причем обычно резко, упражнения носили статический характер, соблюдалась симметричность движений. После каждого упражнения делалась большая пауза. Шведскую гимнастику некоторые называли гимнастикой поз.

Сложной была структура урока. Он состоял из 12-18 частей, каждая из которых предусматривала воздействие на определенную часть тела или отвлечение от предшествующих больших напряжений.

Преподаватели обязаны были придерживаться этой схемы урока, причем введена была кривая физиологической нагрузки в уроке, имеющая постепенное повышение в начале и середине урока и резкое снижение к концу его.

Урок шведской гимнастики имел научное обоснование, а сама гимнастика получила довольно широкое распространение во многих странах. Но со временем она подвергалась резкой критике, в основном за формализм и перерабатывалась даже в самой Швеции.

2. Второе направление заключалось в стремлении обучить учеников возможно большему количеству движений, особенно на различных снарядах. Влияние тех или иных упражнений на организм человека почти не учитывалось. Главным была форма движений (чем сложнее – тем лучше). Типичной системой этого направления была система немецкой гимнастики (Ян, Эйзелен, Шписс и др.).

В 1811г. в Гассенгайде, недалеко от Берлина, была открыта площадка для физических упражнений на воздухе. На виду у всех мальчики и юноши совместно выполняли различные упражнения, названные Яном «турнкуст» (искусство в изворотливости). В дальнейшем гимнастику Яна стали называть «турнен», а самих гимнастов – «турнерами».

Упражнения состояли из простейших движений, которые старались повторить наибольшее количество раз.

Сочетание различных движений – комбинации – тогда еще не применялось.

Главная заслуга в разработке техники гимнастических упражнений принадлежит Фризену и Эйзелену. Эйзелен и Ян собрали все известные упражнения, дополнили их и издали учебник «Немецкая гимнастика». Наряду с описанием естественных упражнений – ходьбы, бега, прыжков – здесь было и описание упражнений на коне – простейших перемахов, перемен Седов (элементы вольтжировки), прыжков через козла и коня, а также упражнений в равновесии. Они же усовершенствовали конструкцию снарядов.

Наиболее характерны для этого метода упражнения на параллельных брусьях и перекладине.

При упражнении на снарядах Ян требовал точности в исполнении формы того или иного упражнения: прямого держания головы, вытянутого носка, военной выправки, прямых линий и углов в движениях. Для выполнения этих требований нужно было более совершенно владеть своим телом. В занятиях применялся метод соревнования, что сильно повышало интерес занимающихся.

Методика преподавания была примитивной. В основе лежал метод подражания действиям учителя.

Дальнейшую разработку немецкой гимнастики для школы выполнил Адольф Шписс, преподаватель гимнастики, истории и пения (1810-1858). Он ввел специфические снаряды, конструкция которых позволяла одновременно исполнять упражнения 4-6 учащимся: удлиненные брусья и перекладины с дополнительными опорами под жердями и перекладиной.

Разработанные Шписсом порядковые и вольные упражнения имели целью, с одной стороны, развитие координации движений, а с другой - воспитание дисциплинированности. Они являлись хорошим средством подготовки для службы в армии.

Основу системы гимнастики составляли упражнения на снарядах. Шписс разделил упражнения на четыре степени трудности для различных возрастов, но это деление было чисто механическим, без учета степени физического развития детей. Также механически он определил и непригодность некоторых упражнений для девочек. Им были перенесены в занятия гимнастикой те же методы заучивания, которые были приняты в немецкой школе.

Отсутствие научной основы и формализм вызывали многочисленные возражения против такой системы физического воспитания и вообще против снарядовой гимнастики. Однако после долгих обсуждений и споров она была признана в Германии основой физического воспитания молодежи.

3. Третье направление, ярче всего выраженное во французской системе гимнастики (Ф.Аморос). Основу системы Амороса составляли военно-прикладные упражнения: ходьба и бег с преодолением препятствий, различные прыжки с помощью шеста, палки, ружья, ходьба по предметам в условиях суженной опоры, перелезание через заборы, стены, канавы, борьба, лазание по лестницам, канатам, плавание, переноска тяжестей и людей, метание, стрельба, фехтование, верховая езда и вольтжировка, танцы.

Каждое занятие начиналось с общеразвивающих упражнений, затем продолжалось на снарядах. Большое значение при выполнении упражнений придавалось пению. Аморос считал это полезным для развития дыхания и для возбуждения патриотических чувств. Подбирались песни, соответствующие содержанию упражнений. Это была первая попытка ввести музыкальное сопровождение упражнений.

В проведении урока Аморос не придерживался какой-либо схемы. Он установил лишь общие принципы, которые должны были соблюдаться: упражнения должны быть доступными всем занимающимся, простыми, проводиться последовательно от легких к трудным, от простых к сложным; необходимо учитывать индивидуальные особенности учеников; воздействие упражнения следует усиливать или ослаблять, изменяя скорость, направление и амплитуду.

Аморос ввел учет результатов занятий: заполнялись контрольные карточки на каждого ученика, в которые вносились данные физического развития.

Система Амороса нашла отклик за границей. Военные круги многих стран старались использовать ее для подготовки солдат и резервов армии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: