Лекция 8: «идеи физического воспитания в эпоху ренессанса»

Под эпохой Возрождения понимается период XIV - XVI вв. - время идеологического и культурного развития стран Европы, связанное с заро­ждением современного капитализма, возросшим интересом общества к развитию естественных и гуманитарных наук, философии, литературы и


искусства. Это время нового, по сравнению со средневековьем, отношения к человеку, к социальным и культурным ценностям, формирования гума-

низма.

Тысячелетие господства феодалов, проявления тирании средневеко-
вой церкви, жестокости инквизиции, подавления свободы человеческой
мысли, презрения к человеческому телу, как бренной оболочке земного бытия человека, вызвали столетиями накапливающийся в обществе про-
тест передовых людей и стремление вернуться на новом, более высоком
уровне к основным ценностям античной культуры.

Достаточно быстро по историческим меркам шло развитие точных
наук, литературы, физики, географии, астрономии, а также педагогики;
мощный положительный импульс получили живопись, поэзия, литература.
В значительной мере активизировалось формирование идей в области фи-
зического воспитания. Идеалом становится всесторонне физически и ум-
ственно развитый человек, активная деятельная личность. С одной сторо-
ны, это способствовало развитию науки, техники, производства, образова-
ния, необходимости и возможности коммуникаций (общения) между
людьми, а, с другой - способствовало практическому решению проблем и
задач во всех этих и других областях человеческой деятельности. Форми-
ровались и развивались общественные и личностные потребности на но-
вом, более высоком уровне и, соответственно этому, развивались, услож-
нялись, расширялись виды человеческой деятельности. В центре всего
этого сложного процесса становился человек, личность.

Все это находило непосредственное или опосредованное отражение в литературе, живописи, музыке, в знаниях. Возрождаются ценности чело- веческой личности и всех форм ее проявления, формируется и конкрети-зируется социальная установка на культивирование индивидуальности разносторонности и мастерства человека.

Формируется концепция, согласно которой человек является не только творением Бога, но он способен сам творить себя («на бога налейся. а сам не плошай»), он может и должен возвышаться над природой, вообще и своей собственной природой (природной «данностью»), в частности.


В эту эпоху также закладываются основы капиталистического индивидуализма, эгоизма и эгоцентризма. Великие открытия в науке в области географии формировали новый уровень потребностей в педагогике - образование, воспитание, подготовка людей к новым условиям социальной Юкизни общества. Все это нашло отражение в развитии интереса к истории, в, в частности, к античности и истории Древнего Востока. Исследовались идеи использования физических упражнений, естественных сил природы, режимов питания, труда и отдыха в интересах укрепления здоровья, закаливания. Изучались и использовались труды Авиценны, Гиппократа, Платона и др. Это нашло отражение в работах Да Фельтре, Кампанеллы, Рабле, Меркуриалиса.

Идеи гуманизма были широко представлены в поэзии, драматургии,

живописи. В частности, в работах поэта - основателя современного италь- янского языка (итальянского «Пушкина»), автора «Божественной коме­дии» - Данте, создателя поэтического образа Беатриче; поэта-гуманиста Боккаччо, автора Декамерона, энциклопедии жизни, быта, любви итальян-, ского общества; Петрарки - основоположника романтической итальянской поэзии, творца образа бессмертной Лауры. В работах художников и скульпторов: Микеланджело - автора скульптуры Давида, росписей Сик­стинской капеллы, певца физической красоты человека; Рафаэля - автора «Сикстинской мадонны», олицетворяющей физическую и духовную кра­соту юной женщины-матери; Леонардо да Винчи - художника {автора за­гадочной «Джоконды»), скульптора, архитектора, ученого, механика, ин­женера.

Выдающиеся деятели Европы верно определили и высоко ценили значение физического воспитания для деятельности людей. Потребности в нем возросли в связи с великими географическими открытиями, захват­ническими, колониальными войнами с аборигенами.

Против авторитарной, проповедующей аскетизм и смирение педаго­гики выступают педагоги новой генерации, борющиеся за воспитание ак­тивности, творчества, инициативности личности, социалисты - утописты: Франсуа Рабле (1494-1553), Томазо Кампанелла (1518-1639), Томас Мор (1478-1535).


Франсуа Рабле в своем романс «Гаргантюа и Пантагрюэль» предста-вил помимо всего прочего и свои взгляды на физическое воспитание. Под- ростки в этом романе систематически занимаются упражнениями, исполь- зуя для своего физического развития гантели, перекладину, деревянного «коня», канат. В романе представлена идея необходимости развития в единстве умственных, духовных и физических сил.

Томас Мор - автор работ по философии, политике, астрономии, ме­дицине, педагогике, поэтических сонетов, - в книге «Город Солнца» (фан­тастический город на острове Утопия) особое внимание уделил проблемам физического воспитания.

Развитие игр с мячом в качестве одного из средств физического вос­питания потребовало развития определенных правил поведения и подго- товки к ним. В начале XVI в. появляется первое учебное пособие по играм с мячом руками, ногами. Мячи набивались тряпками, козьей шерстью. М мяч играли как представители богатых слоев населения (даже священно- служители), так и простые люди (крестьяне и горожане).

В пособии по игре с мячом итальянца де Барди есть характеристики игры для укрепления здоровья, правила игры, правила судейства и методи- ка подготовки к игре (1580). Это-одно из самых ранних учебных пособий. содержащих методические указания. Кроме того, де Барди указывает h;i необходимость круглогодичной тренировки, разнообразной по содержанию и интенсивности. В качестве дополнительных средств физической подго­товки к игре автор рекомендует плавание, верховую езду, танцы, 6eг, ходьбу.

В средние века большое развитие получило фехтование легким ору-жием (шпага, рапира) в связи с дуэлями и престижностью этого вида среди господствующих классов. Оно не было спортивным. Потребность в ею развитии определялась, скорее всего, дворянскими традициями решения споров путем дуэлей.

Широкое распространение получили соревнования на лодках (рега­ты). В организации различных соревнований участвовали профессионалы, учителя «манер», которые выполняли функции учителей танцев, фехтова-


ния, верховой езды, игр с мячами, многие из них были воспитателями в бо­гатых семьях.

В эпоху Возрождения в городах силами ремесленников организовы­вались союзы (братства) фехтовальщиков. Члены союзов выступали в ка­честве преподавателей (учителей, тренеров) фехтования, стрельбы, игр с мячом, в том числе, игр, напоминающих современный теннис. Открыва­лись специальные залы, «дома игр с мячом».

В северных странах популярными были коньки, игры с мячами на льду каналов, бег на ходулях, метание камня, перетягивание каната. Состя­зания проводились в дни праздников и на ярмарках.

В 1384 г. в одном из колледжей Англии занятия физическими уп­ражнениями были введены в учебный процесс.

В XV в. многие игры, физические упражнения, народные развлече­ния перекочевывали из страны в страну, осваивались другими народами. Этому процессу способствовали торговые связи. Купцы, посещавшие страны Востока, знакомились с жизнью, бытом народов, проведением их досуга, народными развлечениями, играми, в том числе, состязательными играми с мячами и другими предметами (палками, шестами, битами, ло­патками и т.п.). Такой путь порой пролегал из Индии в Италию, затем во Францию, в Англию и Скандинавские страны, Нидерланды.

В странах Западной Европы большую популярность получает фут­бол. По свидетельству современников в XV в. это была игра с большим мячом, который молодые люди бьют ногами, не поднимая его в воздух (ес­тественно, потому, что он еще был очень тяжелым, и его покрышка не бы­ла резиновой, а камер не существовало). Игра, по-видимому, была весьма азартной, поскольку современник отмечает, что она редко заканчивалась без ущерба, несчастного случая. Поэтому не случайно во многих городах эта игра была запрещена.

Развитие капиталистических отношений, в частности, проявляется в том, что процессы урбанизации, рост городов и городского населения со­кращают, соответственно, сельскохозяйственные угодья, снижается чис­ленность сельского населения и удельного веса сельскохозяйственного труда (охоты, рыбной ловли). Появление регулярных армий формирует по-


требность в военно-физической подготовке населения и, прежде всего, мо­лодежи.

В условиях протеста сельского населения и, в целом, трудящихся против различных форм эксплуатации и открытых выступлений против новых буржуазных порядков, власти ограничивают возможности проведе­ния народных праздников, состязаний, зрелищ и физической подготовки к ним. И, напротив, передовые прогрессивные мыслители-гуманисты под­держивали стремление трудового народа к занятиям самобытными видами и формами физического воспитания. Так, преподаватель университет;! Мартин Лютер (1483-1546) в обращении к властям городов писал, что для рационального проведения свободного времени необходимо использовать физические упражнения, поскольку они способствуют укреплению здоро­вья, отвлекают народ от азартных игр. Другими словами, М. Лютер высту­пает с идеей физической рекреации.

В период Возрождения сложилась в известном смысле парадоксаль­ная ситуация. С одной стороны, правительство запрещало народу зани­маться физическими упражнениями, особенно, в процессе различных праздников, народных игр и развлечений, а, с другой стороны, феодалы, рыцари широко использовали в быту и в процессе военно-физической под­готовки народные виды физических упражнений, игр и развлечений, кото­рые порождались потребностями труда (охота, бег, прыжки, метания, иг­ры). На первое место выходили потребности военной подготовки и ис­пользования физических упражнений, игр и развлечений в качестве средств физической рекреации.

В народной массе физические упражнения, игры, развлечения спо­собствовали объединению людей в борьбе за свои права, против эксплуа­тации, различных форм проявления несправедливости по отношению к на­роду, создания материальных благ и ценностей и ограничения свобод, сво­бодного проявления творческих возможностей.

В недрах эпохи Ренессанса зарождаются идеи и элементарные фор­мы проявления буржуазного спорта, с его меркантильностью, элементами дегуманизации, системой шантажа, подкупов, подтасовок и формировани­ем мафиозных структур. Эпоха Ренессанса породила новые прогрессивные


гуманистические идеи в педагогике, вообще, и в сфере физического воспи­тания, в частности. Одним из выдающихся педагогов и носителей этих идей был великий славянский педагог Ян Амос Коменский (1592-1670) -сторонник всеобщего обучения и воспитания, органичной частью которых он считал физическое воспитание. Крепкое здоровье, хорошее физическое развитие является основой формирования полноценной человеческой лич­ности, так считал он.

Основной работой, составившей ему славу великого педагога своего времени, является «Великая дидактика». Основной идеей книги является соединение обучения и физического воспитания, включение его в качестве обязательной черты воспитания и образования детей, начиная с дошколь­ного возраста.

В организации школьного воспитания Коменский не предлагал про­водить отдельные занятия (уроки) по физическому воспитанию, но настаи­вал на включении физических упражнений непосредственно в процесс обучения во время длительных перемен (перерывов), а также использовать для них время послеобеденного отдыха.

Он высоко оценивал значение принципа наглядности в процессе за­нятий физическими упражнениями, указывал на большое значение физи­ческих упражнений, игр и развлечений для духовного и эстетического воспитания детей. Подчеркивал значение игр в воспитании таких лично­стных качеств детей, как храбрость, упорство, честность в борьбе, умение владеть собой и сдерживать отрицательные эмоции.

Идеи Коменского в XV - XVII в. внедрялись в практическую воспи­тательную деятельность во многих школах Западной Европы, а впоследст­вии этические нормы физкультурной, соревновательной деятельности ис­пользовались при разработке правил спортивных соревнований.

Детям, как любому животному (котятам, щенятам), свойственна дви­гательная активность как врожденная, генетическая основа физического развития растущего организма. Это - потребность в движении, которая обогащает организм кислородом, активизирует процессы дыхания, пище­варения, выделения, ускоряет «строительство» костей, мышц.


Средневековая религия, культура аскетизма через свои требования. законы и «уложения» не только ограничивала, но и запрещала различные формы детских и подростковых игр, физических упражнений, зрелищ, раз­личных «бесноватых» развлечений. Эти запреты порой практически со­провождались физическими наказаниями.

Однако тут же возникала необходимость искать и реализовывать средства военно-физической подготовки подрастающих поколений к службе в регулярной армии. Кроме того, эпоха великих географических открытий, исследований земли, планетарных размахов торговли, развития ремесленничества, а затем промышленного производства в широких мас­штабах требовала большого количества всесторонне развитых (физически и умственно) людей, сильных, здоровых, способных преодолеть различные трудности.

Выдающийся просветитель ранней стадии эпохи Возрождения, итальянский врач И. Меркуриалис (1520-1606) - автор шести книг по ги.м-настике, в которых он показал историю ее возникновения и развития, дал анализ физических упражнений с позиции медицины, предпринял попытку разработки классификации физических упражнений, определив также группы их как истинные (лечебные), военные (необходимые в жизни и во­енном деле) и ложные (атлетические).

В основу ее он положил лечебно-профилактические и оздоровитель­но-гигиенические идеи. Кроме своего личного опыта и современной ему практики он опирался на идеи античных деятелей: Гиппократа, Платона. Авиценны.

Видным представителем педагогики эпохи Возрождения был Витто-рино да Фильтре (1378-1446), основатель «Дома игр», который создал школу нового типа, соединил практику обучения и воспитания, средствами которого были подвижные игры на свежем воздухе, плавание, фехтование, верховая езда.

В XV - XVI вв. зародились идеи социалистов-утопистов, которые стояли в оппозиции как к умирающему феодализму, так и к нарождающе­муся капитализму. Одним из первых представителей этого направления был автор книги «Утопия» Томас Мор (1478-1535). В этом труде он пред-


ставил придуманное им изолированное от внешнего мира государство на острове «Утопия», где не было частной собственности, эксплуатации, со­циальной несправедливости. Все люди были равны в своих правах и обя­занностях, они создавали богатства, которыми располагало общество.

Большое внимание, много времени и средств утописты уделяли все­общему образованию, органичной, неотъемлемой частью которого было физическое воспитание, заботы о здоровье членов общества, необходимом для труда, созидательной деятельности в сферах материальной, духовной культуры, для «честных, благородных духовных и телесных удовольст­вий». В утопическом обществе царили высокая нравственность, образо­ванность, благородство, патриотизм.

В содержание физического воспитания входили различные физиче­ские упражнения: верховая езда, плавание, игры, бег, военно-физическая подготовка. Утописты готовились к борьбе за свою независимость, к бит­вам не только с врагами своей родины, но и к вооруженной борьбе за осво­бождение других стран и народов, в которых царили эксплуатация, не­справедливость, социальное неравенство.

Цели, содержание и место физического воспитания в обществе опре­делялись потребностями воспитания образованных, всесторонне подготов­ленных членов равноправного, гуманного общества.

Формирование педагогических взглядов на проблемы физического воспитания французского писателя - гуманиста Франсуа Рабле (1494-1553) происходило под влиянием идей античных деятелей и, как результат ис­следования, обобщений и социальной оценки творчества народа. Основ­ным произведением, в котором он достаточно полно изложил свои педаго­гические концепции, была книга «Гаргантюа и Пантагрюэль», в которой он доказывал, что правильно организованное воспитание в интересах общест­ва и каждой его личности позволяет готовить свободно мыслящих и соци­ально активных, творческих людей. Оно должно быть комплексным - ум­ственным и физическим. В число средств физического воспитания Рабле включал различные виды физических упражнений: бег, прыжки, метания, стрельбу из лука, плавание, фехтование, верховую езду, лазанье (по кана­там, деревьям, скалам), греблю, охоту, игры с мячами и пр. Во взглядах


Рабле видны идеи физической рекреации - смены видов деятельности в процессе обучения.

Те же идеи проповедовал французский гуманист Мишель Монтень (1533-1592). Однако он опирался не только на античность, но и ориентиро­вался на потребности человека в его собственном физическом развитии, на его естественные склонности и вкусы, ратовал за единство физического и умственного воспитания. Опираясь на идеи Платона, он считал, что вос­питывать необходимо человека в единстве, а не по отдельности его дух и тело.

Итальянский гуманист Томазо Кампанелла (1568-1639) в своем про­изведении «Город Солнца» выражал протест против разделения общества на бедных и богатых, ратовал за всестороннее развитие всех членов обще­ства. Физическое воспитание считал органичной частью формирования всестороннего развития социально активной личности. В процессе обуче­ния и воспитания он, как и Рабле, считал необходимым чередовать занятия физическими упражнениями с образовательными занятиями, изучением естественных наук, математики и т. п. (идея перемены вида деятельности). Он считал, что забота о физическом развитии - основа воспитания всесто­ронне развитого человека. В детском возрасте это - необходимое условие развития, во взрослом - средство поддержания и развития работоспособ­ности и сохранения здоровья.

В сфере физического воспитания в средние века (XIV - XVI вв.) бы­ло два периода:

1) зарождение, развитие и начало упадка феодализма, когда в ос­
новном главными идеями и методологической основой обучения
и воспитания были аскетизм и догмы религии, церкви.

2) эпоха Ренессанса (XV - XVII вв.), когда в связи с загниванием
феодализма, возникновением ростков капитализма, в связи с ве­
ликими географическими открытиями, захватом колоний, расши­
рением торговли, общения возникла потребность в воспитании
и образовании всесторонне развитых людей, способных эффек­
тивно решать политические, хозяйственные, экономические, во­
енные проблемы.


Мыслители эпохи Возрождения высоко ценили и, в целом, верно оп­ределили значение физического развития, крепкого здоровья для осущест­вления разносторонней деятельности людей в новых исторических услови­ях. Они в своих взглядах на проблемы воспитания и образования опира­лись на исторический опыт античности, открытия в области педагогики, психологии, народный опыт использования физических упражнений, игр и развлечений в подготовке к труду и военной службе.

В эпоху Возрождения создаются предпосылки для формирования теории и практики физического воспитания.

В Индии в средние века средством физического воспитания были традиционные физические упражнения (бег, прыжки, метания, борьба). Очень большую роль играли различные танцы, в процессе которых выпол­нялись специфические движения руками, и, в частности, кистями. Форми­ровались также различные направления йоги, такие как хатхайога. В ос­новном развитие физического воспитания определялось потребностями военного дела, необходимостью защиты от завоевателей и военными похо­дами с целью завоевания новых земель. В Индии были распространены иг­ры с мячами и ракетками, с шарами. Создавались спортивные площадки для игр, развлечений, забав, физических упражнений.

В Китае в связи с народными восстаниями было запрещено ношение и использование оружия населением. Поэтому в народе формировались приемы самообороны без оружия (бой с тенью, захваты, удары руками и ногами, палками (ушу), конные состязания, поднятие тяжестей и пр.).

Физическая подготовленность, мастерство в игре с мячом имели большое значение при выборах на административные должности.

В Древней Японии систему физического воспитания в основном оп­ределяли самураи («рыцари»). Средствами их военно-физического воспи­тания были борьба, стрельба из лука, фехтование, игра с мячом, фехтова­ние на палках, плавание, борьба карате и др.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: