Общая характеристика подготовки спортсмена. Основные компоненты в системе подготовки спортсмена

Спорт как многогранное общественное явление является сферой подготовки человека к трудовой деятельности, удовлетворения духовных запросов общества, упрочения и расширения интернациональных связей, а также одним из важных средств этического и эстетического воспитания.

Спорт в узком понимании – собственно соревновательная деятельность.

В широком смысле «спорт» - собственно-соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, а также специфические отношения, нормы и достижения в сфере этой деятельности.

Достижение высоких спортивных результатов возможно только в том случае, если есть хорошо отлаженная система подготовки спортсмена.

Основными наиболее важными компонентами системы тренировочно-соревновательной подготовки, как уже было ранее сказано, являются 1) система отбора и спортивной ориентации; 2) система соревнований; 3) система спортивной тренировки; 4) система факторов, повышающих эффективность тренировочной И соревновательной деятельности: а) подготовка кадров; б) научно-методическое и информационное обеспечение;

в) медико-биологическое обеспечение; г) материально-техническое обеспечение; д) финансирование; е) организационно-уп­равленческие факторы; ж) факторы внешней среды.

Каждый компонент системы спортивной подготовки имеет свое функциональное назначение и одновременно подчинен общим закономерностям устройства, функционирования и разви­тия ее.

Система отбора и спортивной ориентации — это комплекс орга­низационно-методических мероприятий педагогического, меди­ко-биологического, психологического и социального характера, позволяющих определить высокую степень предрасположенности (одаренности) ребенка, подростка, юноши к тому или иному роду спортивной деятельности (спортивной дисциплине). В современ­ном спорте, характеризующемся постоянно усиливающейся кон­куренцией и непрерывным ростом результатов, особенно важно выявить спортсменов, обладающих необходимыми морфофункциональными данными и синтезом физических, психических и интеллектуальных способностей, находящихся на исключительно высоком уровне развития.

Главное требование, предъявляемое к системе отбора, состоит в том, что она должна быть органическим компонентом системы многолетней подготовки, так как способности могут быть выявлены только в процессе тренировки и воспитания и являются следствием сложного диалектического единства — врожденного и приобретенного, биологического и социального (В.Н.Платонов, 1987).

Система отбора и спортивной ориентации подробно рассмат­ривается в отдельной главе Система соревнований. Спортивные соревнования, являясь специфической формой деятельности в спорте, опреде­ляют цели и направленность подготовки, а также используются как одно из важнейших средств специализированной трениров­ки, позволяющей сравнивать и повышать уровень подготовленно­сти занимающихся.

С учетом спортивной и экономической целесообразности, условий проведения, традиций, специфических особенностей в каждом виде спорта образуются системы соревнований, которые, как правило, имеют преемственность на мировом, национальном, региональном и местном уровнях.

Функции системы спортивных соревнований в современном спорте исключительно широки и многообразны. Система соревновании является важным универсальным механизмом управления совершенствованием мастерства спортсменов. Она во многом определяет содержание, направленность и структуру тренировочного процесса; выступает в качестве необходимого инструмента контроля; оказывает значительное воздействие на развитие вида спорта; позволяет оперативно организовать взаимодействие мировой и отечественной системы спортивной подготовки; спо­собствует развитию популярности спорта; активно воздействует на формирование мотивационного механизма.

Однако в определенных случаях отдельные соревнования вы­ходят за рамки системы подготовки спортсменов, так как явля­ются итогом этой подготовки в многолетнем или годичном цикле. К таким соревнованиям относятся чаще всего Олимпийские игры, чемпионаты мира и Европы, а для менее квалифицированных спортсменов главные целевые соревнования — чемпионаты Рос­сии, регионов и т.д.

Система спортивной тренировки Эффективность функционирования системы соревнований, т.е. достижение запла­нированных спортивных результатов в определенных стартах и в нуж­ные сроки, обеспечивается эффективной системой тренировки.

Тренировочный процесс является основой спортивной подго­товки, определяет характер и содержание всей двигательной дея­тельности, а также финансового, материально-технического, ин­формационного, научного и медицинского обеспечения и вос­становительных мероприятий.

В процессе тренировочной деятельности спортсмен совершен­ствует свою физическую, техническую, тактическую и психичес­кую подготовленность, а успешными предпосылками для дости­жения их высокого уровня является воспитание человека и уро­вень его интеллектуальных способностей.

Система факторов, повышающих эффективность функциониро­вания системы соревнований и системы тренировки

Кадры. Прогресс отечественной системы подготовки спортсменов — выявляет тенденции развития спорта, осуществляет научное предвидение путей развития основных компонентов системы под­готовки спортсменов и прогнозирование;

— разрабатывает теоретические, методические н программно-нормативные основы спорта;

— совершенствует организационно-управленческие, экономи­ческие и материально-технические факторы;

— разрабатывает медико-биологические проблемы спорта, а также осуществляет реализацию практических мер по сохранению и восстановлению здоровья спортсменов, повышению их рабо­тоспособности;

— разрабатывает психологические проблемы спорта и обеспе­чивает реализацию практических мер по психическому обеспече­нию спортивной подготовки;

—— ведет подготовку и переподготовку кадров по физической культуре и спорту;

—— обеспечивает специалистов по спорту информацией.

В тренировочном и соревновательном процессах широко при­меняются диагностическая, измерительная, вычислительная тех­ника, аудио- и видеоаппаратура и т.д.

Следует отметить, что развитие спортивной науки, внедрение в спорт достижений мирового научно-технического прогресса способствовали привлечению к комплексному научному и инфор­мационному обеспечению подготовки спортсменов специалистов различного профиля — педагогов, врачей, биологов, физиоло­гов, биомехаников, биохимиков, социологов, инженеров, мате­матиков и др.

Материально-техническое обеспечение. За последние годы в спорте произошли кардинальные изменения, связанные с совершенство­ванием материально-технической базы, созданием новых моде­лей инвентаря, оборудования, тренажеров, спортивной обуви, одежды и др, Многочисленные специализированные фирмы еже­годно разрабатывают новейшие (более совершенные) образцы спортивных изделий, что способствует изменению спортивной техники, совершенствованию методов тренировки, сохранению здоровья спортсменов, ускоряет рост спортивных результатов.

Финансирование спорта осуществляется из различных источни­ков: государственного бюджета, коммерческих организаций, спон­сорства, а также из местных бюджетов. Это позволяет создать ус­ловия для бесплатных занятий спортом наиболее одаренных де­тей, подростков и взрослого населения в спортивных школах, в системе образования и некоторых других организаций.

В последние годы федерации по видам спорта, ДСО, регио­нальные, ведомственные спортивные организации, клубы, ко­манды успешно переходят на самофинансирование и другие не­традиционные формы финансового самообеспечения, что позво­ляет эффективно решать многие вопросы в системе спортивной подготовки,

В связи с постоянным совершенствованием технологий, повы­шающих эффективность функционирования системы соревнова­ний и системы тренировки, отмечается тенденция к удорожанию процесса подготовки спортсменов, особенно на этапе высшего спортивного мастерства. Расчеты показывают, что затраты на под­готовку одного спортсмена в год на этапе высшего спортивного мастерства в 800—1000 раз (а в некоторых видах спорта и более) выше, чем на этапе начальной подготовки- Факторы внешней среды. Функционирование системы подготовки спортсменов нельзя строить в отрыве от социальных, экономи­ческих, демографических условий и природной среды. Все эти факторы оказывают существенное влияние на развитие тех или иных видов спорта. Например, в северных районах предпочтение должно быть отдано зимним видам спорта, в горных — горнолыжному спорту и т.д., в Якутии, где преобладает население определенного морфотипа, целесообразно развивать асе вилы борьбы, тяжелую атлетику и нецелесообразно — баскетбол, волейбол. В то же время существует и обратная зависимость. Система спорта в целом или ее региональные подсистемы активно воздействуют на среду, особенно социальную, что в определенной степени преобразует ее в соответствии с потребностями общества.

На эффективность тренировочной и соревновательной деятельности влияют такие факторы внешней среды, как высота над уровнем моря, температура, влажность окружающей среды, изменение часового пояса. С одной стороны, они могут способствовать повышению спортивной работоспособности, а с другой — значительно снизить ее. Особенно важно учитывать факторы внеш­ней среды в процессе подготовки к важнейшим соревнованиям.

Управление и организационная структура. Система управления совершенствованием спортсмена —- это совокупность управляе­мой и управляющей подсистем, действие которых направлено на реализацию программ и достижение поставленных задач. Она но­сит комплексный характер и охватывает все уровни — управление непосредственно подготовкой спортсменов, местный, региональ­ный, федеральный. На каждом уровне решаются специфические задачи, соподчиненность и скоординированность которых опре­деляет системность управления. Комплексность проявляется так­же в том, что в системе управления присутствуют различные компо­ненты — биологические, социально-экономические, материаль­но-технические, информационные и др.

В системе управления выделяют организационную структуру и механизм, обеспечивающий функционирование системы и дос­тижение целей.

Под организационной структурой следует понимать совокуп­ность взаимосвязей и соподчиненности различных спортивных организаций, цели, задачи и функции системы в целом и отдель­ных ее компонентов, потоки информации между ними.

Механизм управления — это комплекс различных методов, 'приемов, стимулов, которые применяются людьми в управлении подготовкой спортсменов.

Структура отечественной системы подготовки спортсменов складывалась исторически, она включает в себя множество различ­ных организаций и носит государственно-общественный характер. В настоящее время в рамках этой структуры осуществляется управ­ление как массовой физической культурой, так и спортом высших достижений. В условиях исключительно сложного строения органи­зационной структуры проявляются различные тенденции: с одной стороны, интеграция, кооперирование, координация, с другой — административная и функциональная обособленность, формиро­вание узковедомственных и узкоорганизационных целей.

4 Утомление - временное снижение работо­способности, вызванное предшествующей деятельностью. Оно проявляется в уменьше­нии мышечной силы и выносливости, возрастании количества ошибочных и лишних действий, изменении частоты сердечных со­кращений и дыхания, увеличении артериаль­ного давления, времени переработки посту­пающей информации, времени зрительно-моторных реакций. При утомлении ослабля­ются процессы внимания, его устойчивость и переключаемость, ослабляются выдержка, настойчивость, снижаются возможности па­мяти, мышления. Выраженность изменений состояния организма зависит от глубины утомления. Изменения могут отсутствовать при незначительном утомлении и приобре­тать крайне выраженный характер при глубоких стадиях утомления организма. Субъективно утомление проявляется в виде ощущения усталости, вызывающего желание прекратить работу или снизить величину нагрузки. Различают 3 стадии утомления. В первой стадии производительность труда практически не снижена, чувство усталости выражено незначительно. Первая, начальная стадия отличается тем, что постоянное возрастание за счет увеличения волевого напряжения уровня возбуждения всех центральных (корковых, подкорковых, спинальных) структур моторного аппарата обеспечивает рекрутирование дополнительных нейромоторных единиц и таким образом осуществляет компенсацию снижения величины сокра­тительного эффекта наиболее легко утомляемых (из состава задействован­ного в выполняемую деятельность нейромоторного пула) волокон в рабо­тающих мышцах. Во второй стадии производительность труда снижена существенно, чувство усталости выражено ярко. Вторая стадия утомления характеризуется активным торможением мышечной деятельности со стороны программно-контрольного механизма (акцептор результатов действия по П.К. Анохину) при наличии высокого уровня активации всех центральных структур моторной системы и наличии определенных резервов в мышечной системе, создающих возможность еще некоторое время продолжать выполнение мышечной работы.

В третьей стадии производительность труда может быть снижена до нулевых показателей, а чувство усталости сильно выражено, сохраняется после отдыха и иногда еще до возобновления работы. Конкретный момент прекращения деятельности определяется про­граммно- контрольным механизмом в соответствии с характером мотивации и некоторыми другими условиями выполнения этой деятельности. Эту стадию иногда характеризуют как стадию хронического, патологического утомления, или переутомления. Переутомле­ние проявляется в снижении производитель­ности труда, творческой активности и умственной работоспособности, росте заболевае­мости. Происходит и изменение периодики продукции биологически активных веществ. Различают 4 степени переутомления: начи­нающееся, легкое, выраженное и тяжелое. Меры борьбы с ними должны соответство­вать выраженности психофизиологических проявлений. Так, начинающееся переутомле­ние хорошо компенсируется при четкой рег­ламентации времени труда и отдыха. Легкая степень переутомления эффективно снимает­ся в период очередного отпуска при рациональном его использовании. Выраженное переутомление требует срочного лечения в санатории, а тяжелая степень переутомления требует лечения в условиях клиники. В зави­симости от характера труда различают физическое и умственное утомление.

Признаки утомления разделяются на субъективные и объективные. К субъективным признакам относятся чувство усталости общее и локальное, желание снизить ритм работы или прекратить ее, чувство слабости в конечностях. Объективными признаками являются снижение внимания, осторожности, производительности труда и выраженные физиологические изменения в организме (изменения пульса, дыхания, артериального давления, характера двигательных реакций, функций восприятия). Внешне утомление проявляется в снижении работоспособности людей.

В выраженных случаях утомления могут отмечаться и отдельные невротические признаки: повышенная отвлекаемость, рассеянность, затруднение концентрации внимания, появление чувства тяжести в голове и др. Утомление развивается обычно к концу рабочего дня и после отдыха, особенно ночного сна, исчезает полностью.

5. Укажите цель этапа углубленного разучивания двигательного действия. Перечислите задачи и особенности методики, укажите основные ошибки, возникающие на данном этапе и пути их исправления. Укажите, каким образом осуществляется дозирование нагрузки, контроль и оценка на данном этапе.

Решаемые задачи. Целевая установка на втором этапе разучивания двигательного действия — завершить его формирование в качестве двигательного умения, обеспечив относительно законченное освоение его в этом качестве, как в деталях, так и в целом. Частные задачи на данном этапе состоят в том, чтобы:1) уточнить действия во всех основных опорных точках, как в основе, так и в деталях техники.2) Добиться целостного выполнения двигательного действия на основе сознательного контроля пространственных, временных и динамических характеристик техники. 3) Устранить мелкие ошибки техники, особенно в ее основном звене. Методы Соотношение средств и методов разучивания действия на втором этапе существенно изменяется. Доминирующее место занимает практическое воспроизведение действия методом целостного упражнения. На этой основе и в прямой зависимости от результатов целостного воспроизведения действия используются все другие средства и методы обучения, о которых шла речь при характеристике первого этапа. Расчленение действия для избирательной отработки деталей его техники применяется на втором этапе в норме лишь как вспомогательный методический прием, поскольку связано с отступлением; от формируемой целостной структуры движений. Этот прием оправдывает себя лишь постольку, поскольку позволяет улучшить те детали техники движений, которые с трудом поддаются исправле­нию или уточнению в составе целостного действия, и при условии, если избирательное вычленение их органически связывается «с целостным воспроизведением действия (происходит на фоне его). Вместе с тем формы практического выполнения действия в целом £ на этом этапе становятся разнообразнее. По мере закрепления основного механизма его техники наряду со стандартно-повторном упражнением вводятся определенные разновидности вариативного упражнения. При этом суть решаемой двигательной задачи и основы техники действия сохраняются, направленно изменяются лишь те или иные условия его выполнения и детали техники при точно заданных пределах варьирования (прыжки на разной высоте с варьированием усилий в отталкивании или частичном изменением способа преодоления планки и приземления, бег по различной опорной поверхности, выполнение подъема на гимнастическом снаряде в связке с освоенным ранее элементом и т.д.). Такое направленное варьирование упражнения, если оно организовано методически верно, способствует уточнению движений, отлаживанию механизмов их координации, совершенствованию действия в целом. В числе речевых методов углубленного разучивания действия практикуются различные методы передачи развернутых знаний о его сути, способах эффективного выполнения и путях совершен­ствования (детализированное объяснение, аналитический разбор правил выполнения операций и т.д.) в сочетании с методами самостоятельной конкретизации, пополнении и углубления этих знаний обучаемыми (самостоятельная работа с текстовыми источ­никами, взаиморазъяснения, анализ - «проговаривание» ООД во внешнеречевой и внутреннеречевой формах и т.д.). Причем по сравнению с первым этапом возрастает удельный вес методов, требующих самостоятельного углубленного осмысливания действия в единстве с уточнением представлений о нем и поиском вариантов решения двигательной задачи. Шире, чем на первом этапе, используются и методы идеомоторного упражнения. Здесь они в сочетании с реальным выполнением действия, объективным анализом и контролем могут играть боль­шую роль в уточнении представлений о действии и его фактиче­ских параметров. На втором этапе не утрачивают своего значения, понятно, средства и методы обеспечения наглядности, аппаратурные и другие технические средства обучения. Вместе с тем конкретная направ­ленность в использовании их меняется в соответствии с задачами и закономерностями формирования действия на этом этапе. Демон­страция действия приобретает в значительной мере избирательно-аналитический характер, т. е. проводится в единстве с углублен­ным анализом механизмов техники действия, операций, входящих в него, и условий их выполнения, на которых сосредоточивается внимание с помощью наглядно-демонстрационных средств при необходимости тех или иных уточнений (анализ соответствующих фрагментов кинограмм, графических и других наглядных пособий, моделирование анализируемых компонентов действия на муляжах и т.д.). Дополнительные ориентиры, которые использовались на первом этапе, постепенно выводятся из обстановки действия, с тем чтобы приблизить ее к естественным условиям его выполне­ния. Постепенно устраняется и облегчающая физическая помощь, в том числе посредством механических устройств. Однако облег­чающие факторы исключаются лишь постольку, поскольку отпадает необходимость в них и не возникает препятствий тщательному отлаживанию компонентов действия. Для уточнения ООД, повы­шения степени точности движений и совершенствования их общего ритма используются те же, что и на первом этапе, технические средства направляющего и корректирующего назначения (свето -и звуколидеры, электромишени, тренажеры, предметные ориентиры, задающие параметры движений, и т. д.), а также средства и методы срочной информации о параметрах совершаемых движений. Однако к оперативному восприятию, скорости переработки текущей информации, точности и другим качественным характеристикам движений предъявляются повышенные требования. Режим упр. Частота занятий на втором этапе разучивания действия обычно такая же, как на первом этапе. Вместе с тем частота упражнений в рамках одного занятия, общий объем и интенсивность нагрузки возрастают. Число повторений действия в пределах отдельного занятия может достигать значительных величин, зависящих от координационной сложности и других особенностей действия. Во всех случаях повторений нужно регламентировать, исходя из того же основного критерия, что и на первом этапе, — отсутствия ошибок: как только ошибки начинают устойчиво воспроизводиться в ходе упражнения и их не удается избежать, необходимо ограничить число повторений или прекратить упражнение в рамках данного занятия. Интервалы отдыха между повторениями в принципе тоже необходимо регламентировать по тем же критериям, что и на первом этапе: интервалы должны быть достаточными для восста­новления оперативной работоспособности до уровня, позволяющего: безошибочно выполнить очередную попытку (или серию попыток), и вместе с тем не слишком большим, чтобы не исчез положительный,эффект предшествующей работы. В рамках отдельного занятия этим требованиям обычно соответствуют интервалы продолжитель­ностью от 1 до 5 мин. (если повторяют относительно кратковре­менное действие или серийно воспроизводится сравнительно простое упражнение).Уровень силовых и скоростных проявлений при выполнении действия на этом этапе, как правило, повышается (особенно в действиях скоростно-силового характера), однако это оправдано лишь в той мере, при которой не искажается основ­ной механизм техники движений. Другими словами, сохраняет свое значение правило — выполнять действие на контролируемых скоростях и с контролируемой степенью силовых напряжений. Нарушение этого правила — чрезмерное форсирование скорости движений и мышечных усилий — может существенно помешать формированию оптимального способа выполнения действия, кото­рый характеризуется, кроме всего прочего, умением рационально использовать свои силы, мобилизуя их именно в той степени, в какой это объективно необходимо для успешного решения дви­гательной задачи (а не более и не менее того). Предупреждение и устранение ошибок. Контроль. Главное, что позволяет избежать ошибок на этом этапе обучения действию, — квалифицированное воплощение изложенных положений методики его углубленного разучивания. К числу сравнительно часто допу­скаемых здесь ошибок относятся следующие. 1. Расхождения между сформированными преподавателем пред­ставлениями о действии и индивидуальным двигательным опытом, приобретаемым в процессе практического выполнения действия. Эти расхождения могут относиться к деталям ООД, отдельным «опорным точкам» и чаще всего к тем сторонам выполнения действия, которые связаны со сложившимися двигательными автоматизмами. Частной причиной расхождений может быть несоответствие между фактическими параметрами совершаемых движений и их субъективным отображением в сознании исполнителя (рис. 15). Пути устранения такого несоответствия должны быть ясны из сказанного о методах детализированной отработки ООД. Это в первую очередь систематическое сопоставление сообщенной преподавателем инструкции по ООД, складывающихся у обучаемых представлений об ООТ и регистрируемых данных о фактических параметрах совершаемых движений, что обеспечивается, в частности, посредством регулярного проговаривания своих представ­лений о тех или иных «опорных точках» под контролем и с кор­ректировочными замечаниями преподавателя, который использует при этом, разумеется, и данные объективной регистрации параметров движений 2. Нарушение меры нагрузки и преемственности эффекта занятий. Хотя формируемое двигательное умение на втором этапе меньше поддается отрицательному влиянию утомления, чрезмерно большое число повторений, завышенный общий уровень нагрузок, нерациональное чередование их с отдыхом, очень большие интервалы между занятиями могут быть причинами существенного ухудшения качества действия. Пути предупреждения такого рода нарушений очевидны: нужно соблюдать указанные правила целесообразной регламентации режима упражнений. 3. Форсированное увеличение скорости движений и степени силовых напряжений. Об этой причине ошибок и условиях ее исключения уже говорилось. Одновременно важно учитывать, что формирование техники действия на втором этапе необходимо все теснее связывать с повышением уровня проявления функциональных возможностей организма, иначе будет тормозиться развитие Двигательных способностей и техника движений окажется приспособленной лишь к заниженному уровню их проявления. На этом этапе практически в каждом занятии, посвященном углубленному разучиванию действия, есть смысл проводить теку­щую учебную прикидку на качество его выполнения, т. е. выполнять с некоторым числом попыток как контрольное упражнение. Установка при этом должна быть не столько на максимальную мобилизацию физических сил, сколько на точность движений и другие показатели совершенствования техники (слаженность, ритмичность и т. п.), для чего важно четко оговаривать условия выполнения и оценки действия с использованием по возможности наглядных объективных критериев.

Дайте определение терминам «физическая нагрузка», «объем нагрузки», «интенсивность нагрузки». Укажите, каким образом осуществляется дозирование и регулирование физической нагрузки. Перечислите и кратко охарактеризуйте виды и интервалов отдыха.

Физическая нагрузка - это воздействие на организм, вызывающее прибавочную функциональную активность организма (относительно покоя), и определяющее степень преодолеваемых трудностей. Характеристика величины нагрузки (Платонов В.И.)

нагрузка Критерии величины нагрузки Задачи
  малая Наступление первой фазы периода устойчивой работоспособности (15—20 % объема работы, выпол­няемой до наступления явного утомления) Поддержание достигнутого уровня тренированности, ускорение процессов восстановления после предшествующих нагрузок.
средняя Наступление 2фазы устойчивой работоспособности (40-60 % V работы, выполняемой до наступления явного утомления) Поддержание достигнутого уровня тренированности, решение частных задач подготовки.
Значительная Наступление фазы скрытого (компенсируемого) утомления 60-75 % V работы, выполняемой до наступления явного утомления. Стабилизация и дальнейшее повышение тренированности.
Большая Наступление явного утомления Повышение тренированности.

Общая величина нагрузки производна от ее объема и интенсивности. Объем нагрузки - это ее протяженность во времени и суммарное коли­чество работы, выполненное в процессе ФУ. Интенсивность нагрузки это напряженность работы и степень ее концен­трации во времени. Соотношение объема и интенсивности характеризуется обратно пропорциональной зависимостью. Показатели объема и интенсивности нагрузки

Внешняя сторона нагрузки Внутренняя сторона нагрузки
Показатели V
общий объем работы в часах, V циклической работы (бега, плавания) в км, кол-во трен. занятий, соревн. стартов. Общая пульсовая стоимость упражнения (суммарная прибавка ЧСС); энергетическая стоимость упражнения (суммарный расход энергии и потребления кислорода).
Показатели интенсивности
Темп движений, скорость их выполнения, t преодоления трен. отрезков и дистанций, разовый вес отягощения, мощность работы. Пульсовая интенсивность упражнения (отношение пульсовой стоимости к продолжительности); энергетическая интенсивность упражнения

С ростом тренированности большая внешняя нагрузка уже не вызывает та­ких глубоких «внутренних» сдвигов в организме (происходит адаптация к нагрузке). Отдых в процессе упражнений. Целесообразное использование нагрузок в процессе физического воспи­тания предполагает нормированные интервалы отдыха между ними. При этом отдых вводится в двух разновидностях: Пассивный - относительный покой. Активный - переключение на деятельность, сменяющий двигательную отличную от той, которая вызвала утомление; активность способствует восстановлению работоспособности. Регулирование интервалов отдыха в процессе физического воспитания направлено не только на восстановление, но и служит одним из основных средств управления общим эффектом упражнения. Так как при различных ин­тервалах отдыха воздействие очередного упражнения будет приходиться на разные фазы следовых процессов и по-разному взаимодействовать со следовым эффектом и в зависимости от этого давать принципиально неоднозначные ку­мулятивные результаты. Основные характеристики интервалов отдыха: 1. Ординарный -по продолжительности соразмерен фазе нормализации функциональ­ного состояния (восстановлению) организма, следующей за выполнением упражнения. Упражнение может повторяться без ущерба для качества и количества работы. Продолжительность ординарного ин­тервала различна при работе различного объема и интенсивности, 2. Напряжённый (жёсткий) - происходит суммация эффектов предыдущего и очередного упражнения, усиливается его воздействие, происходит мобилизация функциональных резервов организма, стимулируются суперкомпенсатор­ные процессы (эффективно применяется при развитии выносливости). 3. Минимакс (суперкомпенсаторный) -характеризуется наслоением начала последующего упражнения на фазу суперкомпенсации предыдущего (выражающуюся в повышении показателей оперативной работоспособности) позволяет справиться с большей нагрузкой, однако для суперкомпенсации нужно значительное время, следовательно, число упражнений (тренировок) будет малым.

7. Охарактеризуйте восстановительные процессы в период отдыха после физической нагрузки (фазный характер и закономерности восстановления физиологич ф-ций, средств, ускоряющих восстановление)

После прекращения упражнения происходят обратные изменения в деятельности тех функциональных систем, которые обеспечивали выполнение данного упражнения. Вся совокупность изменений в этот период объединяется понятием восстановление. На протяжении восстановительного периода удаляются продукты рабочего метаболизма и восполняются энергетические запасы, пластические вещества и ферменты, израсходованные за время мышечной деятельности. Восстановление - это не только процесс возвращения организма к предрабочему состоянию". В этот период происходят также изменения, которые обеспечивают повышение функциональных возможностей организма, т. е. положительный тренировочный эффект. В периоде восстановления можно выделить 4 фазы: 1) быстрого восстановления, 2) замедленного восстановления, 3) суперкомпенсации, 4) длительного восстановления. Наличие этих фаз, их длительность и характер сильно варьируют для разных функций. Первым двум фазам соответствует период восстановления работоспособности, сниженной в результате утомительной работы, третьей фазе - повышенная работоспособность, четвертой - возвращение к нормальному уровню работоспособности. Общие закономерности восстановления функций после работы состоят в следующем. Во-первых, скорость и длительность восстановления большинства функциональных показателей находятся в прямой зависимости.от мощности работы: чем выше мощность работы, тем большие изменения происходят за время работы и тем выше скорость восстановления. Это означает, что чем короче предельная продолжительность упражнения, тем короче период восстановления. Так, продолжительность восстановления большинства функций после максимальной анаэробной работы - несколько минут, а после продолжительной работы, например после марафонского бега, - несколько дней. В о-вторых, восстановление различных функций протекает с разной скоростью, а в некоторые фазы восстановительного процесса и с разной направленностью, так что достижение ими уровня покоя происходит неодновременно. В- третьих, работоспособность и многие опред ее функции организма на протяжении периода восстановления после интенсивной работы не только достигают предрабочего уровня, но могут и превышать его, проходя через фазу "перевосстановления"

Кислородный долг и восстановление энергетических запасов организма В процессе мышечной работы расходуются кислородный запас организма, фосфагены (АТФ и КрФ), углеводы, (гликоген мышц и печени, глюкоза крови) и жиры. После работы происходит их восстановление. Исключение составляют жиры, восстановления которых может и не быть. Восстановительные процессы, происходящие в организме после работы, находят свое энергетическое отражение в повышенном потреблении кислорода - кислородном долге. Скорость потребления О2 после работы снижается экспоненциально: на протяжении первых 2-3 мин очень быстро, а затем более медленно, пока не достигает (через 30-60 мин) постоянной величины, близкой к предрабочей. Быстрый (алактатный) компонент О2-долга связан главным образом с использованием О2 на быстрое восстановление израсходованных за время работы высокоэнергетических фосфагенов в рабочих мышцах, а также с восстановлением нормального содержания О2 в венозной крови и с насыщением миоглобина кислородом. Медленный (лактатный) компонент О2-долга связан со многими факторами. В большой мере он связан с после-рабочим устранением лактата из крови и тканевых жидкостей. Кислород в этом случае используется в окислительных реакциях, обеспечивающих ресинтез гликогена из лактата крови и окисление лактата в сердечной и скелетных мышцах.Восстановление запасов кислорода. Скорость восстановления запасов кислорода зависит лишь от доставки его к мышцам. Сразу после прекращения работы артериальная кровь, проходящая через мышцы, имеет высокое парциальное напряжение О2, так что восстановление О2-миоглобина происходит, вероятно, за несколько секунд. Расходуемый при этом кислород составляет некоторую часть быстрой фракции кислородного долга, в которую входит также небольшой объем О2, идущий, на восполнение нормального содержания его в венозной крови. Т.о., уже через несколько секунд после прекращения работы кислородные "запасы" в мышцах и крови восстанавливаются. Восстановление фосфагенов (АТФ и КрФ). Фосфагены, особенно АТФ, восстанавливаются очень быстро. Уже на протяжении 30 с после прекращения работы восстанавливается до 70% израсходованных фосфагенов, а их полное восполнение заканчивается за несколько минут, причем почти исключительно за счет энергии аэробного метаболизма, т. е. благодаря кислороду, потребляемому в быструю фазу О2-долга. Чем больше расход фосфагенов за. время работы, тем больше требуется О2 для их восстановления. Восстановление гликогена. Восстановление гликогена в мышцах может длиться до 2-3 дней. Скорость восстановления гликогена и количество его восстанавливаемых запасов в мышцах и печени зависит от двух основных факторов: степени расходования гликогена в процессе работы и характера пищевого рациона в период восстановления. Устранение молочной кислоты. В период восстановления происходит устранение молочной кислоты из рабочих мышц, крови и тканевой жидкости, причем тем быстрее, чем меньше образовалось молочной кислоты во время работы. Важную роль играет также послерабочий режим. Так, после максимальной нагрузки для полного устранения накопившейся молочной кислоты требуется 60-90 мин в условиях полного покоя - сидя или лежа. Однако, если после такой нагрузки выполняется легкая работа, то устранение молочной кислоты происходит значительно быстрее.

Характер и длительность восстановительных процессов могут изменяться в зависимости от режима деятельности спортсменов в послерабочий, восстановительный, период. В опытах И. М. Сеченова было показано, что в определенных условиях более быстрое и более значительное восстановление работоспособности обеспечивается не пассивным отдыхом, а переключением на другой вид деятельности, т. е. активным отдыхом. Положительный эффект активного отдыха проявляется не только при переключении на работу других мышечных групп, но и при выполнении той же работы, но с меньшей интенсивностью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: