Сокольская гимнастика

Во второй половине XIX в. в Чехии наибольшую известность получило так называемое сокольское движение, Общество «Сокол» создало библиотеки, различные кружки самодеятельности, пожарные команды и т.п., но главным звеном сокольского движения были гимнастические общества.

Авторы сокольской гимнастики разработали сложные и красивые комбинации гимнастических упражнений. Именно из сокольской гимнастики выросла современная спортивная гимнастика. Исключительно большое значение чехи придавали красоте движений, перестроений и даже костюмам. Все некрасивые движения исключались, практиковались только четкие, точные и внешне красивые положения туловища и конечностей. Для придания гимнастике большей декоративности применялись всевозможные предметы, палки, шарфы, старинные виды оружия (мечи, булавы, щиты) и т.п.

Особенно тщательно были разработаны упражнения на перекладине, параллельных брусьях, коне, а также вольные упражнения и упражнения с предметами под музыку, пирамиды, акробатические упражнения. Все упражнения разделялись на четыре основные группы:

1. Упражнения без снарядов – вольные и т.п.;

2. Упражнения снарядовые – упражнения на снарядах и со снарядами, т.е. предметами;

3. Упражнения групповые – пирамиды, игры и т.п.;

4. Упражнения боевые – в фехтовании, борьбе, кулачном бое.

На уроке упражнения распределялись во времени по чисто внешним признакам – сначала так называемые порядковые, т.е. строевые упражнения, затем вольные упражнения, потом снарядовые. При изучении снарядовых упражнений занимающиеся делились на группы, которые затем менялись местами. В конце изучались групповые упражнения.

Во время урока соблюдалась строгая дисциплина. Однообразные костюмы и всякая декоративность придавала занятиям привлекательный вид.

Основным автором сокольской гимнастики, разработавшим основы техники и методики гимнастических упражнений, был профессор эстетики Мирослав Тырш (1832-1884гг.).

Скаутизм

В Англии в самом начале ХХ в. Была создана организация мальчиков-разводчиков (бойскауты), которые вскоре стала международной полувоенной – полуспортивной организацией. Основатель ее – английский полковник Баден-Пауэл, участник англо-бурской войны, решил использовать интерес детей к следопытству.

Основными средствами физического воспитания у скаутов были игры на местности, военно-прикладные виды спорта, спортигры и гигиеническая гимнастика. Скаутское движение и сейчас существует во многих европейских странах.

В скаутские отряды объединялись подростки (до 17 лет) по 6-8 человек, так называемых патрулей.

В 1907 году Баден-Пауэл организовал экспериментальный лагерь на острове Броунеи. Он собрал 20 мальчиков.

Каждый в лагере должен был, согласно инструкциям, научиться вести жизнь в лесу, личной экономики, дисциплине, взаимопомощи, выдержке, воспитать в себе чувство товарищества и патриотизма.

Скауты учились распознавать следы, тренировали наблюдательность, упражнялись в пожарном деле, знакомились с основами гигиены, учились штопать и чистить одежду.

Разумеется, каждый день в лагере проводились спортивные игры, тренировки на пересеченной местности.

Баден - Пауэл взял во внимание тягу подростков к форменной одежде и знаков отличия. И в лагере ребята получили форму, а все те участвовал в патруле, носили на плече узел из шерстяного шнура различных цветов: у «волков» - голубой, «быков» - зеленый, «львов» - желтый, «воронов» - красный. И у каждого патруля был флаг с изображением животного. Кстати, это в традициях скаутов – давать патрулям названия различных животных, растений, причем ребята сами выбирают название.

У каждого мальчика на курточке был латунный значок, изображавший лилию. Пройдя некоторые испытания (вязание морских узлов, узнавание следов), они получали еще один значок и свисток с надписью «Будь готов»!

По достижению более высоких результатов вручался галстук цвета хаки.

Всего за несколько лет движение бойскаутов распространилось по всему миру, поскольку оно повсюду находило рамки, наиболее соответствовавшие местным традициям. Например, в США и Канаде основой этого движения служила романтика пионеров Дикого Запада и войн против индейцев, в Японии – возрождение традиций самураев, у чехов и поляков – идеи национальной независимости.

Позднее, все эти направления нашли свое развитие в новых системах и к настоящему времени отражены в гимнастике гигиенической, спортивной и прикладной.

Все национальные системы сыграли положительную роль в истории ФК. В этих системах в какой-то мере был обобщен многолетний опыт физического воспитания, использовано большое разнообразие физических упражнений, гимнастических и спортивных, а также игр и даже туризма. Все это было тщательно описано и систематизировано с приведением различных методических указаний, возникших в практике работы.

Прогрессивные взгляды в педагогической теории физического воспитания высказывал французский специалист в области физиологии и физических упражнений Жорж Демени (1850-1917гг.). Ему принадлежит несколько трудов по физическому воспитанию молодежи. К ним относятся «Научные основы физического воспитания», «физическое воспитание юношества».

В 1880 году Демени открыл в Париже клуб рациональной гимнастики, где сам ее преподавал.

Изучив существующие системы гимнастики, Демени пришел к выводу, что их общим недостатком является чрезмерная искусственность. Многие движения резки, прямолинейны и угловаты, в жизни человеку их проделывать не приходится, поэтому их не должно быть и в физическом воспитании.

Демени перечислял следующие признаки полноценности гимнастических упражнений:

1. Упражнения должны быть динамичными, а не статичными.

2. Законченная амплитуда движений – необходимое условие при выполнении упражнений. Если одна группы мышц напрягается до полного сокращения, противоположные ей мышцы (антогонисты) должны быть до предела растянуты.

3. По форме движения должны быть закругленными, а не в виде острых углов и прямых линий.

4. Во время упражнений мышцы, не участвующие в работе, должны быть расслаблены. Это уменьшит степень утомления и научит делать движения экономно.

Демени насчитывал семь видов спортивных упражнений: ходьбу, бег, прыжки, лазание, поднимание и переноску тяжестей, метание и приемы защиты и нападения.

Цель гимнастики для юношей сводилась к воспитанию на них людей сильных, ловких, гибких, способных быстро и экономно действовать, владеющих основными видами военно-прикладных движений. Иные задачи ставил Демени для физического воспитания девушек. Если в подготовительной части занятий существенных различий между гимнастикой для девушек и гимнастикой для юношей не было, то в дальнейшем девушки должны были совершенствоваться в упражнениях эстетического характера. Главной целью гимнастики для девушек было приобретение ими гибкости, ловкости, хорошей осанки и умения двигаться плавно и грациозно.

Для проведения занятий Демени предложил свою схему урока. Эта схема состояла из 7 частей. В каждой части предусматривался ожидаемый результат выполнения упражнений и предполагалось несколько средств для достижения этого результата.

«Естественный» метод Ж.Эбера

Накануне и особенно в годы первой мировой войны проходил процесс усиления милитаризации систем физического воспитания. Ж.Эбер (1875-1957), французский офицер флота, создал систему, ставшую заметным явлением. Своими методами он хотел из молодых людей, подрастающих в нездоровой атмосфере французских городов, воспитать поколение стойких и сильных офицеров, обладавших комплексной выносливостью.

«Естественный метод физического воспитания» состоял преимущественно из упражнений военно-прикладного типа. Элементы движений он разделил на восемь групп: ходьба, бег, прыжки, лазание, поднятие тяжестей, метание, плавание, атакующие и оборонительные движения. Кроме этого, он применял различные дополнительные и подготовительные упражнения. К числу последних он относил игры, ручной труд. Система Эбера с точки зрения набора упражнения не стала оригинальной. В основе своей она сохранила элементы шведской гимнастики. Система Эбера не имела научной основы, но состояла из вполне приемлемых, проверенных практикой военно-прикладных физических упражнений и преследовала цель воспитания оптимальной выносливости.

Наиболее важные из его принципов:

1. Преподаватель физического воспитания в ходе выполнения упражнений должен «жить вместе» с учениками. Развивать различные группы мышц он должен с помощью таких разнообразных упражнений, в результативности которых он убедился лично.

2. Необходимо ежедневно создавать возможности для физического воспитания. Преподаватель должен использовать возможности для тренировок, предоставляемой природой (солнце, воздух, вода, преодоление естественных препятствий на местности).

3. На всех занятиях необходимо выполнять упражнения по развитию выносливости и дыхательных упражнений.

4. Учащиеся должны заниматься обнаженными до пояса и по возможности на свежем воздухе.

5. Каждый урок физического воспитания должен заканчиваться массажем и купанием.

Преподаватель должен вести учет личных достижений своих учеников. Особо следует отметить введенную им систему оценки физической подготовленности занимающихся (сдача ими определенных норм в ряде физических упражнений).

В ходе реформы 1916 года положения Эбера во многих аспектах были включены в программу обучения высшей школы физического воспитания в Жонвиль де Понт.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: