Педагогическое мастерство учителя (преподавателя) права

Учительская профессия одна из самых древних в мире. Её социальная

значимость и потребность в ней не ослабевают с развитием человеческого об-

щества, т.к. воспитание и обучение – явления непреходящие. Человеческое об-

щество не могло бы развиваться, если бы накопленный людьми опыт не переда-

вался из поколения в поколение. Значит, появление профессии учителя – объек-

тивная реальность.

Педагог (греч. paidagogos): 1) лицо, ведущее практическую работу по

воспитанию, образованию и обучению детей и молодёжи и имеющее специаль-

ную подготовку в этой области; 2) учёный, разрабатывающий теоретические

проблемы педагогики.

Учитель – это посредник между обществом и подрастающим поколени-

ем. Это доверенное лицо общества. Преподаватель – передает знания, культур-

но-исторический опыт, накопленный человечеством, от поколения к поколе-

нию; развивает этот опыт. Воспитывать и обучать – это две основные функции

деятельности учителя. Эти функции сохраняются во все времена, меняется

только их содержание: меняется жизнь и требования общества к человеку; ме-

няются цели, задачи обучения и воспитания; рождается новое содержание обра-

зования, воспитания, обучения; новые методы, формы работы учителя.

Педагог-мастер своего дела – это специалист высокой культуры, глубоко

знающий свой предмет, хорошо знакомый с соответствующими отраслями нау-

ки или искусства, практически разбирающийся в вопросах психологии, вла-

деющий методикой воспитания и обучения.

Сущность педагогического мастерства понимается как комплекс

свойств личности, который обеспечивает высокий уровень самоорганиза-

ции профессиональной деятельности.

К этим свойствам относятся гуманистическая направленность деятельно-

сти преподавателя, его профессиональные знания, педагогические способности

и педагогическая техника.

Составляющие педагога-мастера: общая культура, эрудиция; высокий

уровень профессиональной морали; профессиональные знания; владение педа-

гогическими методиками, технологиями; обладание педагогическими способно-

стями (коммуникативные, перцептивные, суггестивные, конструктивные, позна-

вательные, организаторские, дидактические, креативные, исследовательские), а

также развитой педагогической техникой (высокая культура общения, культура

и техника речи, внешнего вида, культура чувств и отношений, их саморегуля-

ция; интуиция, творческое вдохновение; изучение и творческое использование

идей и элементов чужого опыта; самообразование).

Структура профессионально-педагогических умений деятельности учите-

ля делятся конструктивную, организаторскую, коммуникативную, гностиче-

скую деятельность. Приведенный перечень дополняется функциями, предло-

женными А.И. Щербаковым: информационной, воспитательно-развивающей,

ориентационной, мобилизационной, исследовательской.

Каков сегодняшний учитель, тем более учитель права? Он должен уве-

ренно входить в класс, говорить с ребёнком и его семьей на одном, понятном им

всем языке, должен быть конкурентоспособным по отношению к семье и ребён-

ку, обладать достаточными знаниями по современным педагогическим, инфор-

мационным технологиям и т.д.

.

Доминантами педагогического мастерства являются следующие каче-

ства:

ƒ гражданственность (социальная ответственность; готовность лич-

ности деятельно, энергично содействовать решению общественных проблем);

ƒ любовь к детям (гуманизм, доброжелательность, чуткость, отзыв-

чивость, внимательность, душевность, вежливость и т.д.);

ƒ оптимизм (вера в силы и возможности позитивного развития уче-

ника);

ƒ справедливость (честность, совестливость, способность действовать

беспристрастно);

ƒ общительность (педагогический такт, коммуникабельность);

ƒ требовательность к себе и к детям (ответственность, организо-

ванность, самокритичность, добросовестность, правдивость, дисциплинирован-

ность, гордость, чувство собственного достоинства, разумность, скромность,

инициативность, активность);

ƒ альтруизм – бecкopыcтиe (забота о благе других);

ƒ волевые качества (целеустремленность – «рефлекс цели», по выра-

жению И.П. Павлова; выдержка, самообладание, уравновешенность, настойчи-

вость, энергичность, решительность, терпеливость, смелость);

ƒ толерантность – терпимость, снисходительность к людям;

ƒ педагогическая наблюдательность (проницательность, педагогиче-

ская зоркость);

ƒ эмпатия (умение понимать внутреннее, психическое (эмоциональ-

ное) состояние ученика и сопереживать с ним это состояние не только на сло-

вах, но и на деле; эмоциональная отзывчивость);

ƒ интеллигентность (обаяние, духовность);

ƒ современность (наличие у учителя ощущения своей принадлежно-

сти к одной эпохе с учениками);

ƒ доминантность (деловитость, склонность вести за собой, принятие

ответственности за других, умение руководить);

ƒ креативность (творчество).

Вышеперечисленные качества – это доминантные качества личности

учителя права. При отсутствии любого из них учитель права не может плодо-

творно осуществлять педагогическую деятельность.

Также очень важными качествами учителя права являются:

ƒ умение отдавать себя любимому делу – увлеченность, педагогиче-

ская целенаправленность;

ƒ высокая степень ответственности перед людьми, обществом за

результаты своего труда.

Педагогическое мастерство – это высокий уровень профессиональной

деятельности преподавателя. Внешне оно проявляется в успешном творческом

решении самых разнообразных педагогических задач, в эффективном дости-

жении способов и целей учебно-воспитательной работы...

С внутренней стороны – это функционирующая система знаний, умений,

навыков, психических процессов, свойств личности, обеспечивающая выполне-

ние педагогических задач. С внешней – это высокое и постоянно совершенст-

вуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, рабо-

тающему по призванию и любящему детей.

Педагог-мастер – это тонкий и вдумчивый учитель, хороший воспитатель,

в совершенстве владеющий современными методами учебно-воспитательной

работы.

Формирование мастерства проходит по следующим этапам:

• знакомление с литературой по данному вопросу;

• составление плана по совершенствованию педагогического мастерства:

выдвижение гипотез, изучение передового опыта коллег, наблюдение и

т.д.;

• непосредственное внедрение в собственную практику результатов на-

учных исследований и передового опыта, самовоспитание и т.д.

Следовательно, профподготовка – профдеятельность – широкое самооб-

разование.

В современной России выделяют пять категорий педагогов – правоведов:

1. Педагоги-новаторы. Так определяют учителей, вносящих новизну

во все элементы педагогической системы (0,8 % по отношению к общему числу

педагогов школ). Их деятельность связана с введением локальных инноваций,

выразившихся в изменении содержания обществоведческих курсов.

2. Творческие учителя (20 %). Это педагоги, вносящие новизну в

способы профессиональной деятельности. Изменения методических приемов,

способов обучения доминируют в профессиональных способностях этой кате-

гории учителей.

3. Большинство учителей (62 %) отнесены к категории добросовест-

но работающих. Их роль не менее значима при переходе от традиционной моде-

ли функционирования школы к инновационной.

4. Учителя-формалисты, составляющие 15 % педагогов не способ-

ны работать в инновационном режиме.

5. Случайные люди – 2,2 %.

к педагогической дея-

тельности. В нём были определены базовые компетентности педагога:

• компетентность в мотивации учебной деятельности ученика;

• компетентность в раскрытии личностного смысла конкретного учебного

курса и учебного материала конкретного урока;

• компетентность в целеполагании учебной деятельности;

• компетентность в вопросах понимания ученика, что необходимо для реа-

лизации индивидуального подхода в обучении;

• компетентность в предмете преподавания (предметная компетентность);

• компетентность в принятии решений, связанных с разрешением педагоги-

ческих задач;

• компетентность в разработке программ деятельности и поведения;

• компетентность в организации учебной деятельности, которая, в свою

очередь, предполагает:

• компетентность в организации условий деятельности, прежде всего ин-

формационных, адекватных поставленной учебной задаче;

• компетентность в достижении понимания учеником учебной задачи и

способов её решения (способов деятельности);

• компетентность в оценивании текущих и итоговых результатов деятель-

ности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: