Педагогическое мастерство как система

ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ

Средства педагогической деятельности.

Субъект педагогической деятельности.

Субъект - тот, кто воздействует на воспитанника - педагог, родители, коллектив. Основной инструмент воздействия на воспитанника - личность учителя, его знания и умения. Если учащиеся не принимают личность учителя, критически относятся к его знаниям, поступкам, они воспротивятся его воздействию.

Главные средства воспитания - различные виды деятельности, в которые включаются воспитанники: труд, общение, игра, учение.

Чтобы успешно заниматься педагогической деятельностью, молодому педагогу необходимо овладеть педагогическим искусством.

Педагогическое искусство - совершенное владение педагогом психолого-педагогическими знаниями, умениями и навыками, соединенное с профессиональной увлеченностью, развитым педагогическим мышлением и интуицией.

Составные части педагогического искусства:

- педагогическое мастерство,

- педагогическая техника,

- педагогическая технология.

Педагогическое мастерство - составная часть педагогического искусства. Оно выражается в совершенном владении педагогом методами и приемами, всем арсеналом педагогических умений и навыков, обеспечивающих практическое воплощение педагогического искусства в процессе формирования личности.

Педагогическая техника - состоит из повторяющихся приемов мастерства, превращенных в привычные профессиональные действия, которые применяются в различных ситуациях.

Педагогическая технология - организованная совокупность технических приемов; их целенаправленное, систематическое и последовательное применение в учебно-воспитательном процессе, применяемых для отработки у учащихся знаний, умений, навыков, а также личностных свойств и качеств.

Значение педагогического искусства, мастерства, техники и технологии заключается в том, что они являются тем единственным каналом, благодаря которому претворяются в жизнь законы, принципы и правила педагогики и психологии.

Мастер... По Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. Учитель - мастер вдвойне: как глубокий знаток психологии личности и того, как ее учить, и как человек, владеющий способами обучения и воспитания.

Мастерство учителя проявляется в его деятельности. Именно такое понимание мастерства принято в педагогике. В различных педагогических изданиях понятие “педагогическое мастерство” определяется по-разному:

- высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов,

- высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения,

- синтез научных знаний, умений и навыков методического руководства и личных качеств преподавателя.

Конечно, внешне мастерство преподавателя выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организованного учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность.

Настоящий преподаватель понимает, что компонентами педагогической деятельности - целью, объектом, средствами - он должен управлять, выстраивая цель, активизируя субъект и объект, подбирая средства. Но как? За счет каких внутренних резервов, индивидуально - личностных особенностей?

В педагогической науке сложилось несколько подходов к пониманию составляющих педагогического мастерства. Одни ученые считают, что это сплав интуиции и знаний, подлинно научного, авторитетного руководства, способного преодолевать педагогические трудности, и дара чувствовать состояние детской души, тонкого и бережного прикосновения к личности ребенка, внутренний мир которого нежен и хрупок, мудрости и творческой дерзости, способности к научному анализу и фантазии, воображению. В педагогическое мастерство входят наряду с педагогическими знаниями, интуицией также умения в области педагогической техники, позволяющие воспитателю с меньшей затратой энергии добиться больших результатов.

Педагогическое мастерство складывается из специальных знаний, а также умений, навыков и привычек, в которых реализуется совершенное владение основными приемами того или иного вида деятельности. Какие бы частные задачи ни решал педагог, он всегда является организатором, наставником и мастером педагогического воздействия. Исходя из этого, в мастерстве педагога можно выделить четыре относительно самостоятельных элемента: мастерство организатора коллективной и индивидуальной деятельности детей; мастерство убеждения, мастерство передачи знаний и формирования опыта деятельности и, наконец, мастерство владения педагогической техникой. В реальной педагогической деятельности эти виды мастерства тесно связаны, переплетаются и взаимно усиливают друг друга.

Особое место в структуре мастерства учителя занимает педагогическая техника. Это та совокупность умений и навыков, которая необходима для эффективного применения системы методов педагогического воздействия на отдельных учащихся и коллектив в целом: умение выбрать правильный стиль и тон в обращении с воспитанниками, умение управлять вниманием, чувство темпа, навыки управления и демонстрации своего отношения к поступкам учащихся и др.

Владение основами педагогической техники - необходимое условие вооружения технологией. А.С.Макаренко писал: "Я сделался настоящим мастером только тогда, когда научился говорить "иди сюда" с 15-20 оттенками, когда научился давать 20 нюансов в постановке лица, фигуры, голоса. И тогда я не боялся, что кто-то ко мне не пойдет и не почувствует того, что нужно".

Из этого признания А.С.Макаренко очевидно, что особое место в ряду умений и навыков педагогической техники занимает развитие речи учителя как одного из важнейших воспитательных средств.

Необходимая в деятельности учителя культура речи - это четкая дикция, "поставленный голос", правильное дыхание и разумное использование в речи мимики и жестикуляции.. "Не может быть хорошим воспитатель, - писал А.С.Макаренко, - который не владеет мимикой, который не может придать своему лицу необходимого выражения или сдержать свое настроение. Воспитатель должен уметь организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым. Воспитатель должен себя так вести, чтобы каждое его движение воспитывало, и всегда должен знать, что он хочет в данный момент и чего не хочет".

Если все многообразие умений и навыков педагогической техники свести в группы, то структура этого важного компонента мастерства учителя может быть выражена следующими наиболее общими умениями: речевыми умениями мимической и пантомимической выразительности, управления своими психическими состояниями и поддержания эмоционально-творческого напряжения, актерско-режиссерскими умениями, позволяющими влиять не только на ум, но и на чувства воспитанников, передавать им опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

Особенности умений и навыков педагогической техники состоят в том, что они проявляются только при непосредственном взаимодействии с детьми. Они всегда носят ярко выраженный индивидуально-личностный характер и существенно зависят от возраста, пола, темперамента и характера педагога, его здоровья и анатомо-физиологических особенностей. Через эти умения в педагогическом взаимодействии наиболее полно раскрываются воспитанникам нравственные и эстетические позиции педагога.

Подойдем к пониманию сущности педагогического мастерства с точки зрения личностно - деятельностного подхода (рассматривает личность в деятельности).

Мастерство - комплекс свойств личности, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности. К таким важным свойствам мы относим:

- гуманистическую направленность деятельности преподавателя,

- профессиональные знания,

- педагогические способности,

- педагогическую технику.

Рассмотрим каждое из свойств педагогического мастерства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: