Педагогическая техника юриста

Значение и сущность педагогической техники. Мало пони­мать, что делать, мало хотеть — надо еще знать как. Это относит­ся и к педагогическим аспектам в правоохранительной деятельно­сти. Как действуют те сотрудники правоохранительных органов, которым удается понять, учесть педагогическую составляющую своей деятельности и, повлияв на педагогические явления, связан­ные с ней, обеспечить профессиональный успех? Изучение опыта показывает, что они выполняют действия, применяют приемы и средства, традиционно относимые педагогикой к такому компонен­ту педагогического мастерства и деятельности, который именуется педагогической техникой. Причем чем чаще они это делают, чем более осознанно и компетентно используют их, чем выше профес­сионально-педагогическая подготовленность, тем выше и успех.

Педагогическая техника сотрудника [73] - совокупность педа­гогических действий, средств и приемов, адаптированных к спе­цифике правоохранительной деятельности и используемых в ин­тересах получения максимального педагогического результата. В сегодняшнем виде она уже не продукт эмпирического обобщения, но и научного осмысления юридической педагогикой, сделанного с опорой на данные общей педагогики.

Педагогическая техника сотрудника, правоохранительных ор­ганов в своей основе включает технику владения словом, голосом, жестом, мимикой, позой, походкой, используемых в качестве средств при практическом учете педагогических аспектов и ре­шении педагогических задач, включенных в правоохранительную деятельность.

Видное и своеобразное место в педагогической технике со­трудника занимают педагогические действия — отдельные состав­ляющие профессиональной правоохранительной деятельности, возникающие и используемые при наличии педагогического наме­рения и желания достигнуть определенного педагогического ре­зультата. К важнейшим из них относятся:

- педагогическое наблюдение - действие, подчиненное же­ланию собрать педагогическую информацию при непосредствен­ном восприятии людей, групп, событий и пр.;

- педагогический анализ — действие по осмыслению и оцен­ке педагогической информации, а также ситуаций, процесса, ре­зультатов;

- принятие педагогического решения — действие, связанное с поиском путей достижения нужного педагогического результата и разработкой мер по его достижению;

- педагогическое общение, - действие по установлению не­посредственного контакта с лицами и группами, представляющими
профессиональный интерес и подчиненное обмену информацией,
педагогическому изучению, педагогическим воздействиям, просле­живанию происходящих психолого-педагогических изменений и достигаемых результатов;

- педагогическое воздействие — действие, ориентированное на достижение педагогического результата с использованием всех возможных средств, условий, приемов, способных оказать педаго­гическое и социально-педагогическое воздействие;

- педагогическая оценка — действие, проводимое для отчет­ливого понимания того, какой промежуточный или итоговый ре­зультат достигнут.

Педагогические действия реализуются с помощью особых пе­дагогических приемов, а также средств (слова, голоса и др.). Пе­дагогическая техника связана с психологической, но ее специфика — в подчинении ее достижению максимально возможного педаго­гического — образовательного, обучающего, воспитательного, раз­вивающего результата. Ведь в любой деятельности именно цель, как закон, определяет выбор и использование средств, мето­дов, способов и приемов ее достижения.

Психотехника — вроде бы мелочи, детали, но это такие ме­лочи, тонкости в работе, которые отличают подлинного мастера от ремесленника, дилетанта, формалиста, верхогляда. Мастерство -всегда тонкости. Мастер подмечает, учитывает и делает то, что менее компетентный не замечает, чему не придает значения, отбрасывает как лишнее.

Владение педагогической техникой нужно всем сотрудникам, но с различиями в объеме и совершенстве, определяемыми тремя различными видами их профессионально-педагогической подго­товленности.

Педагогическая техника использования речевых и нерече­вых средств [74]. К речевым средствам относятся: собственно речевые (вербальные), неречевые (невербальные) и обстановочно-поведенческие. К первым принадлежит слово, как основной феномен речи; к неречевым — мимика, жестикуляция; к обстановочно-поведенческим - поза и передвижения говорящего, социальная дистанция между ним и слушающим, окружающая обстановка. Педагогическая техника каждой группы средств имеет свои тонко­сти но успех приходит при комплексном использовании их. Мно­гие практические работники являются мастерами в пользовании ею, но значительная часть не владеет ею.

Речь использование языка для передачи информации, воздействия на чувства, отношения и поведение собеседника. Слово - основной инструмент юриста, сотрудника правоохранитель­ных органов. «Слово — великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем»[75], — писал выдающий­ся русский юрист и пропагандист высокой профессиональной культуры П. Сергеич (П.С. Пороховщиков). Надо владеть техни­кой использования слова. Совет А.Ф. Кони: «Пусть не мысль ва­ша ищет слова и в этих поисках теряет время и утомляет слушате­лей, пусть, напротив, слова покорно и услужливо предстоят перед вашей мыслью в полном распоряжении»[76].

Надо уметь говорить ясно, понятно, образно, точно, логично, подбирать яркие, впечатляющие слова и выражения. Многословие всегда малопонятно и свидетельствует об отсутствии ясной мысли у говорящего. Истинную ценность представляют лишь те выска­зывания, в которых, по замечанию А.Ф. Кони, «самые глубокие мысли сливаются с простейшими словами»[77]. Одно простое слово, один удачный эпитет иной раз могут сказать больше, чем длинные бледные рассуждения. При разговоре с гражданами злоупотребле­ние юридической терминологией и формулировками в большинст­ве случаев непродуктивно.

Плохое впечатление производит речь сотрудника, если она за­сорена и словами-паразитами типа: «так сказать», «как говорит­ся», «значит», «понимаешь», «ну», «так», «в некотором роде», «и так далее», «и вот», «в общем и целом», «надо сказать», «говоря откровенно» и пр. или «мычащими» и «блеющими» звуками – «м-м-м-м...», «э-э-э-э...». Обязательно соблюдение норм слово-Употребления, произношения, ударения и грамматики. Нарушения этих норм вряд ли напрямую отразятся на профессиональных дей­ствиях, но неприятное впечатление на граждан производят, под­мечаются, расцениваются как проявление низкой культуры, порой и умственных способностей, а становясь предметом насмешек, ма­ло способствуют повышению авторитета юриста.

Педагогическая речь опытных сотрудников отличается выра­зительностью слов и интонаций (экспрессии), ясностью произно­шения, нужной громкостью, использованием разнообразных сло­весных оборотов, ярко сформулированных выражений, примене­нием уменьшительных и ласкательных слов, идиом, афоризмов, пословиц, дидактических повторов, подытоживаний и др.

Слово действует не только своим содержанием и интонацией, но и всем комплексом «обрамляющих» его неречевых средств — мимики, жеста, позы, походки. Общее правило таково: говорить не только ушам, но и глазам слушающих.

Мимика - выразительные движения мышц лица свидетель­ствуют об отношении сотрудника к тому и о чем он говорит, его убежденности в правоте. В педагогической технике мимика ис­пользуется для усиления речевого высказывания, его убедительно­сти, установления психолого-педагогического контакта, воздейст­вия на собеседника, оказания впечатления на него. При решении сотрудником важных для граждан задач у них непроизвольно усиливается наблюдение за мимикой представителя власти. Они пытаются нередко понять не столько текст, сколько подтекст, уга­дать за словами скрытый, действительный смысл, прочитать по мимике, выражению лица сотрудника действительное отношение его к волнующему их.

Хорошо подготовленный сотрудник использует все мимиче­ские средства для нужной выразительности своего лица. Это вы­ражение глаз, направление взгляда, особый рисунок носогубных складок, складок лба, общее положение головы (обычное, прямое положение, высокомерно поднятый подбородок, наклон вперед с взглядом исподлобья), движения мышц лица. Очень важно выра­жение глаз внимательное, заинтересованное, сочувственное, твердое и др. Работнику правоохранительных органов часто надо разговаривать со своим визави, как говорят, глаза в глаза, иметь контакт глазами и даже в уместных случаях просить его тоже смотреть в глаза и не отводить их. Не должно быть раздвоения между содержанием речи и выражением глаз, мимикой, ибо одни и те же слова при разном выражении лица и глаз могут приобре­сти противоположный смысл. Можно, например, говорить с серь­езным лицом, а смеяться только глазами. В профессии юриста бы­вают обстоятельства, когда глаза и вся мимика призваны маскиро­вать его действительные состояния и отношения. Это требует артистизма и умения управлять собой.

Жестами можно иллюстрировать сообщение, заменять неко­торые слова («подойдите», «садитесь», «уберите», «до свидания», «подождите» и др.), выражать отношение к речевому сообщению («согласен», «не согласен», «предупреждаю» и др.), командовать (жесты инспекторов дорожно-патрульной службы, при строевых построениях). Следует не допускать бессмысленной, обильной и стереотипной жестикуляции.

Поза сотрудника оказывает психолого-педагогическое влияние на гражданина и выдает отношение к нему, уровень культурности, измерение и др. Представим себе сотрудника, сидящего развалясь в кресле, закинув ногу на ногу, с сигаретой в зубах, перекидывае­мой из одного уголка рта в другой, со скрещенными на груди ру­ками. Что бы он ни говорил пришедшему к нему гражданину о том, что он его уважает, сочувствует и внимательно разберется с заявлением, можно с уверенностью утверждать, что слова не будут восприняты как честные и искренние, а урон будет нанесен воспи­танию уважительного отношения ко всему персоналу правоохра­нительного органа. Сидеть правильнее, чуть наклонив корпус к собеседнику. На посту уместна решительная поза, например, рас­ставив ноги и сложив руки за спиной или на груди.

Походка призвана выражать уверенность в себе, собранность, быть четкой, твердой.

Техника педагогического наблюдения Педагогическое на­блюдение - не простое глазение и слушание, в ходе которого сами по себе обнаружатся педагогические факты, зависимости и резуль­таты. Педагогическое наблюдение — преднамеренное, избира­тельное, планомерное и педагогически выверенное наблюдение сотрудника за обстановкой, лицами и группами, с которыми он имеет дело. Суть его — в стремлении подмечать и правильно оце­нивать малозаметные, на первый взгляд малосущественные, но в действительности важные для успеха решаемой профессиональной задачи проявления юридико-педагогической реальности. Сотруд­ника могут интересовать:

- в чем заключается педагогический аспект данной профес­сиональной ситуации и как он влияет на успех решаемой профес­сиональной задачи;

- каковы проявления педагогических свойств лиц и групп, с которыми он имеет дело;

- в чем проявляется влияние собственных педагогических свойств на данную ситуацию;

- каковы социально-педагогические факторы данной ситуа­ции и каковы их влияния;

- как реагирует собеседник на его слова и действия, внима­телен ли он;

- понимает ли собеседник, что говорит ему сотрудник и со­глашается ли с ним;

- усвоил ли гражданин его разъяснения и требования и правильно ли в результате ведет себя и действует и др.

Вести педагогическое наблюдение целеустремленно - значит искать признаки проявлений образованности, обученности, воспитанности и развитости участников юридически значи­мых ситуаций, того, как они сказываются на ней и действия уча­стников (в том числе сотрудника, юриста), что и как влияет на них и изменяет.

Существование и эффективность педагогического наблюдения отличает ряд присущих ему самому свойств, к числу которых, как. минимум, принадлежат: педагогическая избирательность, направленность и интенсивность, организованность и осмыслен­ность. Придание сотрудником этих свойств своему восприятию окружающего, ситуаций превращает его в педагогическое наблю­дение с должной продуктивностью. Техника такой работы - ос­нова техники педагогического наблюдения.

Прием обеспечения педагогической избирательности, направ­ленности и интенсивности наблюдения требует преднамеренного направления внимания сотрудником на обнаружение педагогиче­ских явлений и их признаков, их поиск, вычленения в событиях, ситуациях, объектах, пристальное рассмотрение.

Прием организации педагогического наблюдения требует на­меренного развертывания его по фронту, дальности и времени.
Оно даст эффект, если сотрудник ведет наблюдение за всем, что
может нести педагогическую информацию, если наблюдаются не
отдельные педагогические признаки, а их совокупность, целост­ность, прослеживаются изменения, динамика взаимосвязей с дру­гими. Главные объекты педагогического наблюдения - лицо, группа, окружающая среда и он сам (самонаблюдение).

Прием обеспечения осмысленности педагогического наблюде­ния. Невозможно успешно наблюдать, не зная, за чем наблюдать, какие признаки информативны. Классиком сказано: глаз орла ви­дит значительно дальше, чем глаз человека, но орел не замечает и сотой доли того, что замечает глаз человека. Причина в том, что человек смотрит глазами, а видит умом, - как гласит народная мудрость. И еще: глаза без ума, что отверстия в стене.

Человек, ведущий педагогическое наблюдение и вооруженный знанием педагогики, видит педагогическое поле с его деталями в сто раз лучше, чем человек без таких знаний. Наблюдая, сотруд­нику надо произвольно заставлять себя припоминать имеющиеся педагогические знания и рекомендации, опираться на них при по­строении наблюдения. Наблюдение более действенно, если наблю­дающему известны признаки -- т.е. внешние проявления педаго­гических феноменов. К примеру, наблюдая в процессе разговора за лицом, имеющим судимость, и, ставя перед собой задачу, опре­делить степень глубины и стойкости криминогенности его лично­сти, возможность совершения рецидивного преступления, следует опираться на знание компонентой правовой культуры и социализированности граждан (2.2), криминогенно-правовых признаков рецидивиста (3.5) и заниматься поиском их признаков.

Техника педагогического анализа. Анализ (от греч. anflysis — разложение) — разложение целого на части. Он неразрывно связан с синтезом - уяснением того, как целое складывается из частей. Анализ фактически невозможен без синтеза и наоборот, а поэтому об анализе говорят как о синониме исследования, позна­ния. Педагогический анализ при научном исследовании строго ориентирован на методологию, принципы и методы юридической педагогики. Педагогический анализ, как элемент педагогической техники юриста-практика, строится как корректно осуществляе­мый им процесс познания какого-либо педагогического объекта, явления, аспекта, строящийся на основе имеющихся педагогиче­ских знаний, опыта и освоенных педагогических приемов. «Кто хорошо различает, тот хорошо обучает», - писал Я. А. Коменский [78].

Прием определения предмета педагогического анализа. В на­чале уясняется, что именно подлежит анализу, обозначив обяза­тельно его предмет соответствующим научно корректным педаго­гическим понятием или категорией. Последнее важно, т.к. сразу извлекает из памяти данного сотрудника все знания, связанные с ними, и обеспечивает соответствующий уровень и успешность по­следующего анализа. Такими предметами могут быть: педагогиче­ская система, педагогический процесс, педагогические закономер­ности, педагогическая ситуация, педагогическая проблема, педаго­гические условия и причины, педагогические характеристики профессионального мастерства, уровень профессионально-педаго­гической подготовленности, педагогическая технология, правовая воспитанность и пр.

Прием структурного анализа педагогической реальности ре­комендует сотруднику, сочетая анализ с синтезом и выявляя эле­менты юридико-педагогической реальности, постоянно мысленно видеть, как они складываются в целое, нет ли пустот (пропусков), не «притянутые ли к ней те элементы, которые не принадлежат изучаемому явлению и не характеризуют именно его качественное своеобразие. Например, если анализируется правовая культура какого-нибудь гражданина, то в ее целостной структуре следует выделить в качестве основных элементов правовую образован­ность, правовую воспитанность, правовую обученность и правовую развитость. Если же приобщить к ним, например, еще возраст или семейное положение или даже наличие-отсутствие судимости гражданина, то это будет ошибкой, т.к. все они не педагогические, не являются составляющими самой правовой культуры, а выступают тем, что лежит вне ее, хотя как-то и соприкасается с ней.

В значительном числе случаев структурный анализ строится довольно стандартно, например, как анализ педагогических систем образовательного процесса, правового воспитания, профессио­нальной подготовки, проведения занятия, исправления и перевос­питания и др. Ее структуру образуют элементы их: цели, задачи, объект, субъект (сотрудник, коллектив преподавателей и пр.), содержание, условия, педагогические технологии, обеспечение, формы организации, контроль, оценка результатов.

Относительно стандартен и анализ педагогических ситуаций, в структуре которых выделяются педагогические особенности объек­та педагогической работы, субъекта ее, педагогическое взаимодей­ствие, педагогические условия.

Прием содержательного анализа предполагает тщательное рассмотрение каждого из элементов для его понимания, уяснения места, роли и его взаимосвязей с другими. Например, при анализе правовой обученности гражданина следует подвергнуть изучению и оценке знание им основных правовых установлений, необходи­мых ему, их понимание, навыки практического использования, знание своих нрав, способов их защиты и др. Следует перебрать в анализе все, что относится к понятию «правовая обученность», и разобраться в «наполнении», содержании, качественной выражен­ности каждого элемента и анализируемого явления в целом: что гражданин знает, а что не знает, в какой степени и как понимает, что умеет, а что недостаточно и пр.

Нередко приходится педагогически идентифицировать наблю­даемые проявления. Бывает, скажем, что следователь обнаружи­вает известные противоречия в показаниях допрашиваемого, кото­рые выражаются в разной формулировке фраз, освещающих один и тот же факт. Следователь обычно замечает такие несогласования и всегда пытается уловить скрывающийся за ними смысл. Он мо­жет (что часто и делает) интерпретировать их как проявления лжи. Так бывает, но бывает и иначе: они - проявления недоста­точной образованности гражданина, неумения точно формулиро­вать свои представления об увиденном, непонимания роли малей­ших несоответствий в построении фраз и употреблении слов, ко­торым он просто не придает значения, ибо не чувствует за собой никакой вины, не испытывает страха перед разоблачением и не подбирает продуманно каждое слово. Если он что-то не сказал сразу, то это не значит, что он утаивает. Он мог забыть, упустить, считать, что это не интересно сотруднику и пр.

Конструктивно при оценке качественных особенностей изу­чаемого аналитически разделять уровни их развития, например, низкий, средний, высокий.

Прием анализа педагогических условий. Вначале, как это сле­дует из описанных выше приемов, изучаемое педагогическое явле­ние рассматривается отдельно, как некоторая целостность, имею­щая свою внутреннюю структуру и содержательные особенности. Но оно всегда «погружено» в среду, имеет окружение, влияющее на него, и находится с ним во взаимодействии. Это и есть усло­вия, которые могут быть положительными или отрицательными для изучаемого явления. Надо всегда выявлять и оценивать усло­вия, выделять в них отдельные факторы, главные и второстепен­ные, рассматривать их в комплексе причин и следствий. При ана­лизе, например, индивидуальной воспитательной беседы сотруд­ника с гражданином, в числе оцениваемых условий, опреде­ляющих педагогическую эффективность ее, выступает повод беседы, факт преследуемых сотрудником целей (предполагаемых гра­жданином или известных ему), значимость беседы для граждани­на, обстановка (место, время) в которой она происходит, автори­тет правоохранительного органа и сотрудника, проводящего беседу, и пр.

Прием причинно-следственного анализа ориентирован на вы­явление причин, следствием которых выступают особенности (структурные и особенно содержательные) анализируемого явле­ния. Для разработки мер по совершенствованию работы выявле­ние причин — важнейшая задача.

Техника принятия педагогического решения. Решение пред­ставляет собой поиск и выбор путей для достижения нужного пе­дагогического результата. Решение правильно, если оно обоснова­но, детально и всесторонне продумано.

Прием уяснения педагогической проблемы и цели ее решения заключаются в ответе на вопросы: в чем же проблема, что надо решить, какой конечный результат должен быть достигнут. Уяс­няется (по ходу педагогического анализа) состояние (уровень раз­вития) изучаемого педагогического явления с ее плюсами и мину­сами, а также то, каким оно должно стать. Если есть расхождение между первым и вторым, причем такое, которое желательно (надо) устранить, то это свидетельствует о существовании пробле­мы, подлежащей решению. Педагогическая проблема может быть широкой, например, выраженной в виде проблемы улучшения правового воспитания, повышения педагогической культуры пре­подавателей образовательного учреждения и пр. Она может быть и узкой, локальной в виде, например, достижение знания и пони­мания обучаемыми нового правового акта, поучительного разбора действий сотрудника, создания условий, приближенных к реаль­ным на предстоящем практическом занятии, достижение понима­ния и признания своей вины заключенным и т.п. Представление о цели — конечном результате решения проблемы, того, что должно быть достигнуто в итоге выполнения именно данного решения, - прорабатывается в деталях, до отчетливого мысленного представ­ления конечного педагогического результата.

Прием педагогического анализа проблемы — это действие по педагогическому анализу, описанное выше, но выступающее здесь в качестве приема, реализуемого на втором этапе подготовки решения.

Прием разработки вариантов педагогического (педагогически значимого) решения и выбора лучшего из них. Как при раскрытии и расследовании преступлений хорошее решение, как правило, не то, которое первым приходит в голову. Оно должно быть продук­том педагогически обоснованных сопоставлений нескольких воз­можных вариантов — педагогических версий и выбора лучшей из них. Выбор строится по аналогии с ранее принятыми схожими решениями, по критериям выполнимости, педагогической резуль­тативности, наличия-отсутствия побочных педагогических (чаще всего воспитательных) последствий. Например, руководитель, на­казывающий направо и налево, возможно, и вызовет чувство стра­ха у подчиненных, даже добьется повышения дисциплины, испол­нительности, внешнего порядка, но воспитает людей опасающихся всего и вся и страхующихся от неприятностей всеми известными им способами, снижающих риск неприятностей отказом от ини­циативы, самостоятельности, делающих только то, что прикажут.

Прием проработки организации исполнения принятого педаго­гического решения (педагогически значимого, решения с педагоги­ческим аспектом). Педагогическими элементами организации ис­полнения решения, проведения его в жизнь выступают:

- подбор соответствующим образом подготовленных сотруд­ников;

- подбор сотрудников, подготовку которых можно и нужно
повысить в ходе работы по выполнению решения и выполнения
конкретного задания;

- продумывание вопроса о содержании педагогической рабо­ты с сотрудниками: кого и чему научить, в чем будет заключаться поучительность участия сотрудника, чьи взаимоотношения улуч­шить, какие качества развить, какие умения усовершенствовать, в чем оказать помощь и пр.;

- определить формы педагогической работы перед началом
действий - инструктажа, проведения дополнительного занятия, разъяснения, прикрепления опытного сотрудника к малоопытно­му, проверки подготовленности выделенных сотрудников к пред­стоящим действиям и др.;

- продумать условия и методы педагогической работы в ходе действий сотрудников по выполнению полученных заданий: пока­за, объяснения, тренажа, контроля, сопровождения, поддержки, помощи, консультирования, соучастия в работе, личного примера, дополнительного разъяснения, внушения, требования, анализа до­пущенных промахов и др.;

- продумать педагогическую работу по окончании действий:
поучительный разбор, разъяснение и показ путей не повторения допущенных просчетов в будущем, постановка в пример успешно справившихся с заданиями с объяснением причин их успеха, осу­ждение проявленной халатности, обоснование и объявление поощрения, решение о необходимости проведения дополнительных за­нятий по ликвидации недостатков в подготовленности, обнару­жившихся в ходе действий, и др.

Техника педагогического взаимодействия. Правоохранитель­ная деятельность протекает во взаимодействии сотрудников и спе­циалистов разных органов, служб с гражданами. Зависимость ус­пехов любой деятельности от умелой организации взаимодействие участвующих в совместной работе людей давно доказана теорией и практикой управления («доктрина человеческих отношений» - Эд­вина Мэйо, начало 30-х г.г. XX века) и педагогики («концепция педагогики сотрудничества»). Успешное решение задачи тесного взаимодействия и слаженных действий, основанных на взаимопо­нимании, едином стремлении к общей цели, хороших профессио­нальных и межличностных взаимоотношениях содержит в себе и положительный педагогический потенциал: взаимная тяга людей друг к другу усиливает педагогические влияния, а неприязнь по­рождает центробежные тенденции, психологически и физически увеличивает дистанцию между людьми, порождает взаимное от­талкивание, неприятие и сводит почти к нулю воспитательные влияния. Это надо твердо помнить каждому сотруднику правоох­ранительных органов при взаимодействии с гражданами. Техника взаимодействия многоаспектна, психологична, но всегда в ней должна присутствовать линия педагогического взаимодействия, ориентированная на повышение профессиональных результатов и одновременно педагогического эффекта.

Прием педагогическое поведение. Поведение система взаимосвязанных актов, действий, поступков человека, ориентиро­ванных на реализацию намерений в конкретных условиях. Педа­гогическое поведение ориентировано на реализацию педагогиче­ских намерений и возможностей. В правоохранительной деятель­ности оно воплощается в ориентации сотрудника на такую реализацию, выбор средств и способов, манеры держаться и стиля поведения, которые обеспечивают реализацию педагогиче­ских намерений и возможностей.

Педагогическое поведение — естественное выражение своей сущности подлинным педагогом, человеком-личностью, профес­сионально занимающимся педагогической деятельностью (препода­ватели, руководители аппаратов по работе с персоналом, сотруд­ники служб по профилактике правонарушений совершеннолетних, воспитатели учреждений, исполняющих наказания и др.). Для большинства сотрудников, необходимо, если у них нет привычки, намеренно выстраивать педагогическое поведение, пользуясь им как приемом. Так и поступают те (руководители, участковые инспекторы, следователи и др.), кто добивается положительных пе­дагогических результатов в своей деятельности.

Педагогическое поведение реализуется сотрудником, когда в его поведении отчетливо выражаются:

- свойства и качества человека, у которого есть и нужно
чему поучиться, прислушаться к его советам. Педагогически влиять может только тот, которого уважают, которому доверяют, ко­торого считают имеющим моральное и интеллектуальное право учить жизни других;

- признаки занимаемой педагогической позиции: желания помочь гражданину, помочь усвоить, сделать осведомленным в юридических вопросах, в которых он слабо разбирается, дать со­вет о том, как преодолеть имеющиеся недостатки и вредные при­вычки, как работать с детьми и над собой и др.;

- стиль и манера поведения, похожие на свойственные учи­телям, педагогам и характерные стремлением объяснять, растол­ковывать, убеждать, помогать, советовать, проявлять вниматель­ность, уважительность, терпеливость, выдержку, принципиаль­ность, демократичность там, где и когда это возможно;

- культура и этика.

Прием педагогического общения и взаимоотношений. Никакое взаимодействие невозможно без должного общения и взаимоотно­шений. Педагогические отличаются свойствами (чертами): педаго­гической направленностью, психологичностью и контактностью, гуманистичностью и демократичностью, тактичностью, техниче­ским богатством. Педагогически значимы при педагогическом об­щении и построении взаимоотношений:

- выбор места, времени, условий для педагогически важного разговора;

- педагогическая справедливость во всех оценках поступков и индивидуальных особенностей личности гражданина;

- стремление к утверждению и повышению своего авторите­та, авторитета правоохранительных органов и Закона. Авторитет личный выражается в добровольном признании достоинств чело­века другим человеком или группой людей, приводящее ксильно­му влиянию первого на вторых. Власть и авторитет сопоставимы, но принципиально различны. Власти подчиняются по принужде­нию, авторитету — добровольно, с удовольствием, с признанием его права учить и поучать, с верой, что его советы профессио­нальны и мудры, с глубокой убежденностью, что им надо следо­вать. Слово авторитетного человека слушающий ловит сам. Авто­ритет власти удваивает силу власти;

- построение взаимоотношений на нормах доброжелательно­сти, принципиальности, взаимного уважения, справедливой и не унижающей достоинство людей строгости, принципиальности в вопросах законности;

- «презумпция доверия», «авансирование доверия» при встрече с новым человеком; не унижать сразу оскорбляющими достоинство намеками и выражениями, строить взаимоотношения изначально как с порядочным и законопослушным гражданином; любые упреки и обвинения - только лишь при наличии досто­верных фактов;

- меры по установлению психолого-педагогического контакта, взаимопонимания, взаимного уважения целей и интересов со­беседников; выбор места разговора и его ведения «на равных», на так называемой личной дистанции 0,4 — 1,5 м., внимание к подбору слов и выражений, постоянное обдумывание того, что сказать и как сказать, стремление без нужды не задевать человека («кто говорит — тот сеет», «бритва скребет, а слово режет»);

- повышенное внимание в своих высказываниях к разъясне­ниям, доказательствам, обоснованиям, примерам;

- полное использование арсенала технических средств обще­ния, речевых и неречевых;

- осуществление общения и ведение дискуссий без нагнета­ния эмоций, ибо при господстве чувств мысли отступают на зад­ний план и собеседники плохо понимают друг к другу;

- диалогичность (не превращать общение в «дорогу с одно­
сторонним движением»), отказ от увлечения нудной и продолжительной назидательностью, проявление умения слушать и понимать то, что говорит гражданин, внимания к тому, что он хочет сказать, к его доводам, выражение внимания всем своим видом: наклоном туло­вища чуть вперед, кивками головы, мимикой, репликами («Инте­ресно!»-, «Поподробнее, пожалуйста!» «Неужели?» и т.п.);

- проявление сопереживания: искреннее выражение радости,
сожаления, волнения и др. в резонанс с рассказом и пережива­ниями говорящего.

Прием педагогического воздействия предполагает использова­ние всех средств, в том числе и специально педагогических мето­дов и приемов, для достижения педагогического (воспитательного, обучающего, развивающего) результата.

Использование средств воздействия требует сдержанности, терпеливости, настойчивости. Подлинно педагогический подход в работе с гражданами строится не на сиюминутных, а перспектив­ных задачах, не на стремлении получить результат здесь, сейчас и в полном объеме, а на оптимизме, разумной терпимости, целеуст­ремленности, стремлении идти от маленьких подвижек, успехов к отдаленным, существенным.

Ни один метод воздействия не может быть хорош, если при­меняется не в комплексе. Только одни убеждения так же малопро­дуктивны, как и только принуждения и наказания. Мало чего можно добиться одними словами. Нужны социально-педагоги­ческие воздействия на интересующее лицо изменениями среды, окружения, образа жизни, работы и пр. Важно вовлечение граж­данина в дело укрепления законности, борьбу с преступностью, поддержание правопорядка, что должно положительно сказаться и на нем самом.

Нельзя пренебрегать добрым словом («добрые слова лучше всякого пирога»). Сплошная критика и разносы только отталкивают воспитываемого человека от сотрудника и способствуют включению его в группу, которая отнесется к нему как к нормальному; он почувствует себя в ней психологически комфортно, но такие группы, как правило, бывают социально деформированны­ми и криминогенными.

Эффективна требовательность законная, справедливая, понят­ная, а которой граждане не видят проявлений дурного характера сотрудника, плохого настроения или недоброжелательности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: