Для иностранных инвесторов в России Законом об иностранных инвестициях установлены следующие основные гарантии:
- гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ;
- гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;
- гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;
- гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;
- гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ;
- гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором;
- гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;
- гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;
|
|
- гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;
- гарантии участия иностранного инвестора в приватизации;
- гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.
Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона об иностранных инвестициях субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.
Понятие и виды свободных экономических зон
Свободная, особая или специальная экономическая зона(сокращённоОЭЗилиСЭЗ) – ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.
Главная цель создания таких зон – решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.
Цели создания СЭЗ с точки зрения государства:
|
|
- привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;
- создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
- развитие экспортной базы;
- импортозамещение;
- апробация новых методов менеджмента и организации труда.
- развитие территории.
Цели создания СЭЗ с точки зрения инвесторов:
- освоение новых рынков сбыта;
- приближение производства к потребителю;
- минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;
- доступ к инфраструктуре;
- использование более дешёвой рабочей силы;
- снижение административных барьеров;
СЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.
По выполняемым функциямСЭЗ различаются на:
1) зоны свободной торговли (ЗСТ) – территории, выведенные за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.);
2) промышленно-производственные зоны (ППЗ) – часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы;
3) технико-внедренческие зоны (ТВЗ) – территории, выведенные за пределы национальной таможенной территории, (внутри которых размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы);
4) туристско-рекреационные зоны (ТРЗ) – территории, на которых ведется туристско-рекреационная деятельность – создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма;
5) сервисные зоны – территории с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками);
6) комплексные зоны, которые характеризуются льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района.
По степени интеграции в экономику СЭЗ бывают:
1) зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей;
2) а нклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.
По системам льгот СЭЗ подразделяются на:
1) налоговые. Налоговые «каникулы» – частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на имущество, НДС и т. п. Так, в соответствии с законом об ОЭЗ, вступившим в силу 1 января 2006 года, резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % снижается налог на прибыль;
2) таможенные (импорт) – частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
3) таможенные (экспорт) – частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;
4) финансовые – инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;
5) административные – упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.
В России существует ряд особых экономических зон. Так, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ «Янтарь», условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.
|
|
Промышленно-производственные зоны (ППЗ) располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к г. Тольятти.
В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон – производство автомобилей и автокомпонентов, строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, бытовой техники и торгового оборудования.
Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.
Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.
Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область). Новая инновационная зона создается в Сколково.
Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются: нано- и биотехнологии, медицинские технологии, электроника и средства связи, информационные технологии, точное и аналитическое приборостроение, ядерная физика.
Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.
|
|
Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в Северо-Кавказском федеральном округе.