Традиционно, для привлечения иностранных инвестиций и улучшения инвестиционного климата, используется предоставление инвесторам гарантий и льгот

Для иностранных инвесторов в России Законом об иностранных инвестициях установлены следующие основные гарантии:

- гарантии правовой защиты иностранных инвесторов на территории РФ;

- гарантии использования иностранным инвестором различных форм осуществления инвестиций на территории РФ;

- гарантии перехода прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу;

- гарантии компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

- гарантии от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ;

- гарантии обеспечения надлежащего разрешения спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ иностранным инвестором;

- гарантии использования на территории РФ и перевода за пределы РФ доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

- гарантии права иностранного инвестора на беспрепятственный вывоз за пределы РФ имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях, которые были первоначально ввезены на территорию РФ в качестве иностранной инвестиции;

- гарантии права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

- гарантии участия иностранного инвестора в приватизации;

- гарантии предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

Перечень этот не является исчерпывающим. Согласно ст. 17 Закона об иностранных инвестициях субъекты РФ и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут предоставлять иностранному инвестору льготы и гарантии, осуществлять финансирование и оказывать иные формы поддержки инвестиционного проекта, осуществляемого иностранным инвестором, за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов, а также внебюджетных средств.

Понятие и виды свободных экономических зон

Свободная, особая или специальная экономическая зона(сокращённоОЭЗилиСЭЗ) – ограниченная территория с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных и/или иностранных предпринимателей.

Главная цель создания таких зон – решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач.

Цели создания СЭЗ с точки зрения государства:

- привлечение прямых иностранных инвестиций, передовых технологий производства товаров и услуг;

- создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;

- развитие экспортной базы;

- импортозамещение;

- апробация новых методов менеджмента и организации труда.

- развитие территории.

Цели создания СЭЗ с точки зрения инвесторов:

- освоение новых рынков сбыта;

- приближение производства к потребителю;

- минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин;

- доступ к инфраструктуре;

- использование более дешёвой рабочей силы;

- снижение административных барьеров;

СЭЗ могут быть классифицированы по выполняемым функциям, степени интеграции в экономику и системам предоставляемых льгот.

По выполняемым функциямСЭЗ различаются на:

1) зоны свободной торговли (ЗСТ) – территории, выведенные за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.);

2) промышленно-производственные зоны (ППЗ) – часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы;

3) технико-внедренческие зоны (ТВЗ) – территории, выведенные за пределы национальной таможенной территории, (внутри которых размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Примеры ТВЗ: технопарки, технополисы);

4) туристско-рекреационные зоны (ТРЗ) – территории, на которых ведется туристско-рекреационная деятельность – создание, реконструкция, развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, развитие и оказание услуг в сфере туризма;

5) сервисные зонытерритории с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками);

6) комплексные зоны, которые характеризуются льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района.

По степени интеграции в экономику СЭЗ бывают:

1) зоны, интегрированные в национальную экономику, ориентированные на развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону, и помогающие решать проблемы экспортного производства, повышение технологического уровня производства, повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей;

2) а нклавные (экспортно-ориентированные) зоны, в которых производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна.

По системам льгот СЭЗ подразделяются на:

1) налоговые. Налоговые «каникулы» – частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на имущество, НДС и т. п. Так, в соответствии с законом об ОЭЗ, вступившим в силу 1 января 2006 года, резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % снижается налог на прибыль;

2) таможенные (импорт) – частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;

3) таможенные (экспорт) – частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию;

4) финансовые – инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений;

5) административныеупрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

В России существует ряд особых экономических зон. Так, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ «Янтарь», условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г.

Промышленно-производственные зоны (ППЗ) располагаются на территории Елабужского района Республики Татарстан (ОЭЗ «Алабуга») и Грязинского района Липецкой области (ОЭЗ Липецк). 12 августа 2010 года подписано постановление Правительства РФ о создании особой экономической зоны промышленно-производственного типа в Самарской области, территория которой непосредственно примыкает к г. Тольятти.

В числе приоритетных направлений деятельности промышленных зон – производство автомобилей и автокомпонентов, строительных материалов, химической и нефтехимической продукции, бытовой техники и торгового оборудования.

Расположение инновационных (технико-внедренческих) ОЭЗ в крупнейших научно-образовательных центрах открывает большие возможности для развития инновационного бизнеса, производства наукоемкой продукции и вывода ее на российские и международные рынки.

Пакет таможенных льгот и налоговых преференций, доступ к профессиональным кадровым ресурсам наряду с растущим спросом на новые технологии и модернизацию различных отраслей российской экономики делает инновационные ОЭЗ привлекательными для венчурных фондов, а также разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции.

Четыре инновационные зоны расположены на территории Томска, Санкт-Петербурга, Москвы и Дубны (Московская область). Новая инновационная зона создается в Сколково.

Приоритетными направлениями развития инновационных зон являются: нано- и биотехнологии, медицинские технологии, электроника и средства связи, информационные технологии, точное и аналитическое приборостроение, ядерная физика.

Располагаясь в самых живописных и востребованных туристами регионах России, туристические (туристско-рекреационные) ОЭЗ предлагают благоприятные условия для организации туристического, спортивного, рекреационного и других видов бизнеса.

Семь туристических зон располагаются на территории Иркутской области, Алтайского края, Республики Алтай, Республики Бурятия, Калининградской области, Ставропольского края, Приморского края. Еще шесть вновь созданных ОЭЗ располагаются в Северо-Кавказском федеральном округе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: