Виды исследований с внедряемыми результатами

Лекция 6 Практическое использование

Результатов исследований

Теория превращается в практику,

оживляется практикой,

исправляется практикой,

проверяется практикой

B. И. Л е н и н

Виды исследований с внедряемыми результатами

Следует отличать обычное исследование от диссертационного.

Обычное исследование – это любое исследование на теоретическом и/или на эмпирическом уровне, выполняемое с использованием известного либо с помощью вновь предлагаемого (усовершенствованного) научно-методиче­ского аппарата, т.е. на уровне вклада в науку или без него.

Диссертационное исследование это исследование, выполняемое в порядке подготовки диссертации как (научно-квалификационной) работы, проводимое на достаточно высоком теоретическом уровне, содержащее вклад в науку – новое (или обладающее новизной) решение научной задачи или научной проблемы на уровне вклада в науку.

Следует не сомневаться на тот счёт, что если при подготовке обычных отчётов о научно-исследовательских работах подходит обычное исследование, то от соискателя учёной степени требуется исследование на уровне диссертации. Работа над диссертацией чем-то напоминает труд по созданию поэтического произведения, о котором В.В. Маяковский (1893-1930) писал:

"Поэзия - та же добыча радия.

В грамм добыча, в год труды.

Изводишь единого слова ради

тысячи тонн словесной руды ".


Вообще говоря, любой опубликованный научный результат (будь то научная статья, отчёт о НИР или диссертация) представляет собой литературное произведение, хотя, разумеется, в специфической области с широким использованием специфических терминов и понятий.

В самом деле, между опубликованным научным результатом и литературным произведением может быть проведен ряд параллелей.

Во-первых, публикация научного результата строится по законам литературного жанра – включает наименование, аннотацию, введение, основные разделы, заключение, а при наличии и приложения. Такая рубрикация весьма характерна для любого полновесного литературного произведения.

Во-вторых, разработка и оформление научного труда, как и любого литературного произведения, – это искусство: зададим одну и ту же тему и идеи, поясняющие замысел, талантливому литератору и ординарному литератору. В результате соответствующей работы авторов получим два различных произведения. В одном из них будут как проявление таланта блистать идеи, а во втором – лишь тускло отражаться, хотя вроде бы речь идёт об одном и том же. То же самое получится, если дать одну и ту же тему и идеи, поясняющие замысел, умелому научному работнику и неумелому. Получится два научных труда, отличающихся стилем, содержанием и даже научным уровнем.

Вместе с тем, диссертационное исследование подчиняется специфическим требованиям. Если воспользоваться аналогией, то с точки зрения подготовки диссертации: исследование – это добыча руды, ценный компонент которой – результаты исследования на уровне диссертации, а всё остальное представляет собой сопутствующие компоненты (так называемую пустую породу, которая может быть и весьма важной, но для других целей).


К такого рода сопутствующим компонентам относятся результаты исследования, полученные с использованием известных методов и методик решения научных и практических задач (в постановках, описанных в литературе), или, например, рекомендации для практической деятельности, выработанные на чисто эмпирическом уровне, без количественного обоснования.

К сожалению, соискатели учёных степеней довольно часто пытаются отождествлять исследование на уровне диссертации с исследованием вообще в смысле, эквивалентном подмене ценного компонента на пустую породу. С позиций вышеизложенного умение оформить диссертацию заключается в том, чтобы чётко и рельефно выразить, в чём заключается личный вклад автора в науку, и при этом убедительно показать, что уровень такого вклада отвечает требованиям, предъявляемым к научно-квалификационной работе на соискание соответствующей учёной степени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: