Общие представления о прогнозировании

Лекция 7

ОБ ЭЛЕМЕНТАРНОМ ПРОГНОЗИРОВАНИИ В СПОРТЕ

Общие представления о прогнозировании

Проблема, подлежащая прогнозу, должна быть актуальной, иметь практическое значение и такие параметры решения, чтобы их можно было реализовать в последующих исследованиях.

Например, предвидение выигрыша команды или спортсмена в поединке не может иметь существенного значения для последующих задач методического характера и потому затрата сил и времени на прогноз такого рода была бы неоправданной. Существенное значение для работы тренера мог бы иметь прогноз адаптации организма спортсмена к действию какой-либо нагрузки, прогноз спортивных результатов в различных специализациях, прогноз методов научных исследований, прогноз. длительности обучения будущих специалистов и т. д. Во всех случаях речь идет о проблеме в целом, т. е. о решении ряда вопросов, связанных между собой.

Конечно, следует сказать, что наука вообще и о спорте в частности, имеет своей конечной целью предвидение в самом широком смысле слова. Например, любая закономерность в спорте, найденная путем научно-экспериментальных изысканий, служит в итоге основанием для создания рациональных методик в последующей работе.

Другими словами, любые знания, добытые путем научных исследований, требуются постольку, поскольку они могут быть применимы впоследствии.

В такой ситуации встает вопрос о том, как именно можно совершить прогноз, основываясь на известных фактических данных, т. е. данных, полученных в прошлом.

Прогнозирование как точная наука, развито, главным образом, в технике и экономике. Здесь сосредоточено все то, что можно было сделать до настоящего времени на базе предыдущих исследований.

Спортивные прогнозы делают только первые шаги в этом направлении и потому говорить о их совершенстве еще рано.

Методов прогнозирования известно довольно много, однако, в принципиальном отношении они сводятся к нескольким, идеи которых оправдали себя на практике. Например, известно, что предвидение можно совершать на основе создания моделей, которые представляют собой схематическое, абстрагированное от второстепенных деталей существо исследуемого процесса. Известны модели математические, физические, механические и т. д. Модель можно поставить в различные ситуации и проследить конечный результат исследования теоретическим путем. Поведение модели впоследствии можно откорректировать с учетом различных факторов, нерассмотренных ранее, получив усложненную модель, близкую к истине.

Так, прыжок спортсмена в высоту можно представить в виде механической модели: это тело, катапультированное вверх с определенной силой, имеющее начальную скорость, располагающее изменяющимся ускорением вдоль траектории полета.

Располагая такой моделью, можно проследить полет тела разной массы (для разных спортсменов), с разными исходными силами при разных начальных скоростях и изменяющейся траектории полета. В результате исследования всевозможных ситуаций определяем оптимальный вариант прыжка для спортсмена определенной массы, который есть результат прогноза и имеет реальное практическое применение.

У прогнозирования посредством моделей есть, естественно, свои положительные и отрицательные стороны. Например, хорошо то, что таким образом можно что-либо предвидеть, и плохо то, что это предвидение неточно, так как, абстрагируясь, мы не учитываем множества обстоятельств.

При создании моделей в спортивных исследованиях, наибольшая трудность заключается, по-видимому, в том, что эти модели не могут учесть элементов, составляющих существо процесса, но не имеющих выражения числом (мастерство, волевые качества).

Тем не менее, моделирование все чаще внедряется во многие разделы спортивной науки.

Еще один метод прогнозирования — метод экспертных оценок, который имеет множество разновидностей. Его идея сводится к тому, что будущее исследуемого явления или процесса оценивается экспертами — квалифицированными и компетентными в данной проблеме специалистами, прогнозирующими на основании своих знаний, опыта и интуиции. Их оценки выражаются численно — в баллах или каких-либо других единицах. Дальнейшая работа сводится к определению степени согласованности во мнениях всех экспертов. Если согласованность велика, можно считать, что прогноз состоялся и результатом его является согласованное мнение всех экспертов. Если выявлена рассогласованность во мнениях экспертов, вопрос о прогнозе такого процесса остается открытым и подлежит дальнейшему исследованию.

Согласованность или рассогласованность экспертных оценок определяется обычными математико-статистическими методами, например, при помощи корреляционного анализа.

В этом методе есть также свои трудности и недостатки. Например, трудности, начинаются с подбора экспертов — они должны быть хотя бы примерно одинаковыми по степени компетентности в данной проблеме, объективными в своих суждениях и т. д. Далее очень сложно составить программу такой экспертизы, имеет ли она форму анкеты, доклада, ведения диспута или чего-либо другого. Составление такой программы является само по себе оригинальной творческой задачей, решение которой требует привлечения не менее квалифицированных специалистов, чем сами эксперты.

Сложным также является подбор численного выражения для экспертных оценок. Однако, техника обработки результатов проста, принципиально известна и общедоступна.

См. [3] стр. 53 – 59.

Существует еще один метод прогнозирования — метод экстраполяции (ряды динамики). Экстраполировать — значит распространять выводы, полученные на какой-либо части системы на другую часть этой же системы. Экстраполяция — приблизительное определение каких-либо значений, находящихся вне ряда


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: