Андреева Т. В.
Семейная психология: Учеб. пособие. — СПб.: Речь, 2004. — 244 с.
ISBN 5-9268-0237-7
В книге изложены темы, касающиеся различных областей семейной психологии, — выбор партнера и вступление в брак, динамика семейных отношений, воспитание детей, супружеские конфликты и многое другое.
Книга будет интересна как специалистам-психологам, педагогам, так и широкому кругу читателей.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.................................................................................. 7
Предисловие к 3-му изданию................................................. 9
TEMA I. ПРОБЛЕМА ПОЛОВЫХ РАЗЛИЧИЙ
И СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ......................................., 11
Тендер............................................................................... 16
Половые различия........................................................... 17
Литература....................................................................... 26
ТЕМА II.
ПОЛОВАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ПОДГОТОВКА К БРАКУ 28
Психологические механизмы половой социализации......... 28
Половое воспитание........................................................ 31
Представления о семье и браке...................................... 32
Литература....................................................................... 39
|
|
ТЕМА III.
ВЫБОР СУПРУГА И ФАКТОРЫ РИСКА
ПРИ ВСТУПЛЕНИИ В БРАК............................................ 40
Теории выбора брачного партнера..................................... 43
Факторы, способствующие разводу..................................... 45
Факторы, способствующие укреплению семейных отношений 48
Предбрачное ухаживание............................................... 48
Литература....................................................................... 51
ТЕМА IV. ПРОБЛЕМЫ ЛЮБВИ И БРАКА................... 52
Виды любви........................................................................... 53
Мотивация вступления в брак.............................................. 55
Литература....................................................................... 59
ТЕМА V. ПРОБЛЕМЫ МОЛОДОЙ СЕМЬИ.............................................. 61
Идеализация партнера............................................................... 62
Адаптация................................................................................... 63
Роли в семье......................................................................... 64
Механизмы интеграции семьи................................................... 67
Социально-психологический механизм «общности судьбы» 68
Социально-психологический механизм «эмоциональной
идентификации с семьей»........................................... 70
Рождение первенца..................................................................... 70
Литература............................................................................ 74
ТЕМА VI. СЕМЬЯ И БРАК (ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ).......................... 75
Функции семьи........................................................................... 76
Структура семьи......................................................................... 78
Жизненный цикл семьи............................................................... 79
Семейные мифы.......................................................................... 82
Семейные правила...................................................................... 83
Супружеское соглашение.................................................... 84
|
|
Литература............................................................................ 85
ТЕМА VII. УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ БРАКОМ
И СУПРУЖЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ................................................... 86
Удовлетворенность браком....................................................... 87
Социально-психологический климат в семье..................... 89
Супружеская совместимость..................................................... 94
Литература.......................................................................... 104
ТЕМА VIII. СУПРУЖЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ......................................... 106
Виды конфликтов..................................................................... 106
Причины супружеских конфликтов.................................. 109
Нарушения в семейной коммуникации............................. 115
Тактики разрешения супружеских конфликтов................ 116
Литература.......................................................................... 118
ТЕМА IX. РЕВНОСТЬ И СУПРУЖЕСКИЕ ИЗМЕНЫ......................... 119
Ревность.................................................................................... 119
Типы ревности....................................................................... 121
Супружеские измены................................................................ 123
Литература.......................................................................... 129
ТЕМА X. СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ
ПРОБЛЕМЫ СЕМЬИ....................................................................................... 131
Типы воспроизводства населения............................................ 131
Последствия падения рождаемости........................................ 132
Проблема детности.................................................................. 134
Статус сиблинга и проблемы демографии.............................. 140
Литература.......................................................................... 142
ТЕМА XI. ПРОБЛЕМА РАЗВОДОВ И ПОВТОРНЫХ БРАКОВ...... 144
Причины роста разводов.......................................................... 144
Причины разводов.................................................................... 146
Периодизация послеразводного процесса.............................. 148
Правила в бинуклеарной семье......................................... 150
Последствия развода для мужчин, женщин и детей............... 151
Влияние развода родителей на детей................................ 152
Повторные браки...................................................................... 153
Литература......................................................................... 158
ТЕМА XII. СЕМЬЯ И СОЦИАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ....................... 159
Социализация............................................................................ 159
Стадии социализации......................................................... 161
Институты социализации......................................................... 162
Семейная социализация..................................................... 164
Структура семьи................................................................ 166
Роль отца в социализации детей........................................ 167
Роль матери в социализации детей................................... 172
Бабушки и дедушки........................................................... 177
Роль сиблингов................................................................... 179
Положение единственного ребенка................................... 184
Близнецы............................................................................. 186
Влияние интервалов между рождением детей................. 187
Роль социализаторов в развитии детей............................. 190
Целенаправленное воздействие на ребенка в семье............... 193
Типология детских характеров.......................................... 193
Виды неправильного воспитания............................................. 201
Жизнестойкость детей........................................................ 204
Стили родительского поведения.............................................. 207
Социализация в семье и творческий потенциал личности..... 212
Тип направленности на творчество................................... 215
Тип направленности интересов на познание (на мужской
подвыборке)............................................................... 216
Тип направленности на работу.......................................... 217
Гармонический тип направленности личности................ 219
Свободолюбиво-гедонистический тип направленности личности 219
Литература.......................................................................... 223
ПРИЛОЖЕНИЯ.................................................................................................. 225
Приложение 1..................................................................... 225
Приложение 2..................................................................... 233
ВВЕДЕНИЕ
Брак и семья относятся к числу таких явлений, интерес к которым всегда был устойчивым и массовым. Для общества вопрос о знании этих социальных институтов и умении направлять их развитие имеет первостепенное значение уже потому, что от их состояния в значительной мере зависит воспроизводство населения, создание и передача духовных ценностей.
|
|
Значение, которое в эпоху цивилизации семья приобрела в общественной и личной жизни людей, обусловило сравнительно рано зародившийся и устойчивый интерес к ее изучению. При этом в течение длительного времени (примерно до середины XIX века) семья рассматривалась как изначальная и по самой своей природе моногамная ячейка общества, исходный пункт его развития и его миниатюрный «прообраз».
В настоящее время в нашем обществе происходит переход от представлений о семье как о ячейке общества к пониманию ее самоценности. Однако следует заметить, что, по данным научно-исследовательского центра Института молодежи, российская семья сейчас находится в состоянии кризиса, социальной деградации. На протяжении последних лет существует устойчивая тенденция к:
■ ухудшению материального положения семьи;
■ росту числа неполных семей;
■ снижению интереса к рождению детей;
■ росту отчужденности детей от семьи;
■ падению авторитета родителей по сравнению с авторитетом
сверстника, устроившегося в жизни;
■ повышению уровня подростковой девиантности.
В связи с этим необходима программа семейной социализации и воспитания жизнеспособной личности в современных условиях. Таким образом, значение исследования семейной проблематики в современных условиях не уменьшается, а, скорее, все более возрастает. Преподавание психологии семьи для будущих специалистов-психо-
Семейная психология
логов является актуальным, так как множество проблем в этой области ждет своих исследователей.
В курсе «Социально-психологические проблемы семейных отношений» обобщены результаты многолетней работы психологов, социологов, демографов в области семейных отношений, рассматриваются различные стороны этой многогранной темы. Цель настоящего курса состоит в том, чтобы ознакомить студентов с основными проблемами современной семьи, с тенденциями развития семейно-брач-ных отношений, а также с методами изучения и коррекции семейных проблем. На практических занятиях студенты осваивают методы изучения семьи, обучаются приемам определения причин и разрешения супружеских конфликтов, обсуждают приемы ведения безобвинительного общения. Опросы студентов показали, что спецкурс по проблемам семьи важен не только для профессионального становления психологов, но и для построения собственных отношений в семьях слушателей курса.
|
|