СЕРИЯ «ЗОЛОТОЙ ФОНД ПСИХОТЕРАПИИ»
Владимир КОЗЛОВ
ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
«Психотерапия» Москва |
Пути духовного поиска, или освящение повседневности
ББК 88.4 УДК 159.98 К 59
Козлов В. В.
К 59 ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ: Пути духовного поиска, или освящение повседневности. — М.: Психотерапия, 2007. -528 с.
Монография доктора психологических наук, профессора Владимира Васильевича Козлова является уникальной работой в новейшем направлении психологии. Основным предметом книги является обобщение тридцатилетнего научного поиска автором новой парадигмы психологической науки.
Книга представляет интерес для психологов, философов, педагогов, психотерапевтов, психиатров, а также других специалистов, интересующихся проблемами психологии.
Печатается по решению редакционно-издательского совета МАПН
Рецензенты:
Заслуженный деятель РФ, президент МАПН, доктор психологических наук, профессор В.В, Новиков
Академик МАПН, доктор психологических наук, профессор В.А. Мазилов
|
|
Кафедра социальной и политической психологии Ярославского государственного университета им. П.Г.Демидова
ISBN 978-5-903182-26-8
© В.В. Козлов, 2007
© Издательство «Психотерапия», 2007
СОДЕРЖАНИЕ
Неутомимый интегратор, или освящающий повседневность................... 7
Благодарности от автора........................................................................... 15
Манифест интегративной психологии.................................................... 18
Введение................................................................................................................. 20
Глава 1. СЕМЬ ВОЛН ПСИХОЛОГИИ..................................................... 27
Физиологическая психология.......................................................................... 27
Психоанализ......................................................................................................... 29
Бихевиоризм.......................................................................................................... 31
Экзистенциально-гуманистическая психология........................................ 32
Трансперсональная психология..................................................................... 34
Коммуникативная методология...................................................................... 38
Интегративная психология............................................................................... 38
Глава 2. ИНТЕГРАТИВНАЯ ПСИХОЛОГИЯ:
ПРОБЛЕМА МЕТОДА................................................................................... 49
Общие принципы интегративной методологии.......................................... 49
Принцип целостности.................................................................................. 52
Генетический принцип................................................................................. 56
Принцип обусловленности......................................................................... 58
Принцип позитивности................................................................................ 60
Принцип соотнесенности............................................................................ 62
|
|
Принцип потенциальности......................................................................... 64
Принцип многомерности истины.............................................................. 65
Триединство метода психологии.................................................................... 67
Метод как способ теоретического исследования...................................... 68
Требования к теории в психологии.......................................................... 69
Основные отличия теорий в психологии................................................ 71
1) Различия в терминологическом аппарате................................... 72
2) Степень сложности структурно-функциональной дифференциации психического 77
3) Специфика предмета, фокусировкой исследовательских усилий на различных структурных компонентах, свойствах, уровнях, механизмах психического.............................................. 82
Метод как система способов и приемов
эмпирического изучения........................................................................ 84
Метод как способ профессионального психологического
психотехнического, практического воздействия
или взаимодействия с субъектом
(индивидуальным или групповым)...................................................... 90
Глава 3. СОЗНАНИЕ - ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОДХОД........................ 97
Языки сознания..................................................................................................... 99
Язык ощущений............................................................................................ 101
Язык эмоций................................................................................................... 105
Язык образов................................................................................................. 108
Язык символов............................................................................................... 109
Язык знаков.................................................................................................... 111
Базовые обобщения..................................................................................... 112
Основные эволюционные тенденции..................................................... 113
Виды сознания — общие подходы................................................................ 116
Пространство состояний сознания......................................................... 118
Способы вхождения в ИСС....................................................................... 123
Гиперстимуляционные методы........................................................... 125
Гипостимуляционные методы............................................................. 131
Особенности вхождения в ИСС
в зависимости от способа...................................................................... 134
Ресурсные и расширенные состояния сознания
в русле интегративной психологии......................................................... 138
Холотропное сознание — поиск души......................................................... 156.
Стадии эволюции научной школы.......................................................... 157
Характеристики холотропного сознания.............................................. 159
Расширенные состояния сознания: основные отличия..................... 161
Холотропное сознание и хилотропный человек:
основные противоречия......................................................................... 164
Глава 4. ЛИЧНОСТЬ И ЛИЧНОСТНЫЙ РОСТ................................... 171
Личность — общие определения................................................................... 172
Структура идентификации личности и группы......................................... 179
Я-реальное..................................................................................................... 179
Я-материальное............................................................................................ 179
Основные тенденции личности и группы.............................................. 183
«Я» — социальное........................................................................................ 188
«Я» — духовное............................................................................................ 193
Соотношение основных структур........................................................... 201
Личность во временном континууме....................................................... 206
«Я» — потенциальное................................................................................. 213
Хаос и космос в личности.......................................................................... 217
«Не-Я».............................................................................................................. 219
Поход в «Не-Я»............................................................................................. 220
Равностность.................................................................................................. 223
Мудрость........................................................................................................ 225
|
|
Глава 5. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ СТРАТЕГИИ
РАБОТЫ ПСИХОЛОГА:
ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ..................... 232
Психология и психотехника — зазор между мирами.............................. 232
Некоторые стратегические моменты............................................................ 245
В поисках дхармы............................................................................................ 254
Глава 6. ДУХОВНЫЙ КРИЗИС - СТРУКТУРА
И ДИНАМИКА............................................................................................ 265
Предварительные рассуждения.................................................................... 265
Структура Духовного Эго.............................................................................. 268
Основные тенденции в духовном Эго.......................................................... 273
Трансперсональное измерение психодуховного кризиса..................... 277
Основные причины духовного кризиса...................................................... 282
Кризисы, связанные с деформацией структуры Эго......................... 282
Кризисы, связанные с невозможностью реализовать
основные тенденции личности........................................................... 284
Кризисы витальности................................................................................. 286
Основные психоэмоциональные паттерны
переживаний духовного кризиса............................................................ 286
У грани................................................................................................................. 290
Основные этапы развития духовного кризиса......................................... 292
Обыденное существование...................................................................... 292
Зов............................................................................................................... 297
Смерть и возрождение............................................................................... 300
Урок................................................................................................................. 302
Интеграция.................................................................................................... 303
Роль кризиса................................................................................................. 304
Стратегии консультирования и психотерапии
при психодуховных кризисах................................................................. 305
Проблемы эмпирического исследования
психодуховного кризиса........................................................................... 307