Принцип обусловленности

Вне сомнения, мы не можем свести этот принцип к рамкам пси­хологической теории деятельности, согласно которой истоки, при­чины, детерминанты (как и в бихевиоризме — истоки поведения) лежат вовне — в мотивах, трактуемых как предмет, или в опредме-ченных потребностях.

Принцип обусловленности подразумевает существование не только линейных причинно-следственных отношений «здравого смысла» (как это обнаруживается в любых советских методологи­ческих концепциях, начиная с А.Н. Леонтьева, в попытках струк­турного представления деятельности), но и акаузальных взаимосвя­зей как внутри психики, так и между событиями внешнего мира.

Всегда есть проблема источника и первичной полевой детерми­нанты психической активности, поиска причин кризисных состоя­ний. Топологическое разрешение при этом многообразно:

совсем далеко — все религиозные системы, духовные тра­диции, начиная от нижних и верхних миров шаманизма и заканчивая сложными мистическими, эзотерическими сис­темами философии, психологии, физики и других наук, но в которых всегда есть бинарность Великого Верхнего и Вели­кого Нижнего (Бога и Сатаны, Сил Добра и Зла, Света и Тьмы, Ада и Рая и др);

внутри человека — множество духовных, психологических, физиологических, медицинских, нейропсихологических, фи­лософских, педагогических и др. систем;


• между человеком и миром — духовные системы, опирающи­еся на качество межличностных отношений (священные обя­занности служения типа ахимса-гуру, любящая доброта в буд­дизме, любовь к ближнему в христианстве, сострадание как добродетель в исламе и др.), а также множество философских, социологических и социально-психологических школ и целых направлений типа бихевиоризма. Классический пример та­кого детерминизма — категория практики марксизма.

Так или иначе, все это многообразие идей детерминизма не учи­тывало тот факт, что любой фактор, отнесенный вовне, делается не внешним по отношению к человеку, а его собственным. Более того — все психические процессы и функции, механизмы и феномены яв­ляются продуктами самого сознания или, что еще точнее, привне-сенности сознания 6 «тело мира».

Психическое пространство представляет собой систему взаимо­связанных пространственно-временных сознательных и бессозна­тельных структур — персоны, интерперсоны, трансперсоны, меж­ду которыми существует энергоинформационное взаимодействие. Характер этого взаимодействия определяют паттерны отношений человека с окружающим миром.

В дополнение нам хочется сделать несколько важных замечаний: 1; Детерминизм имеет нелинейный характер во временном от­ношении, то есть на любой психический феномен влияет не только прошлый опыт, не только актуальное состояние в на­стоящем, но и перспективное будущее. Неравновесное состо­яние системы (кризисное) способно воздействовать на линей­ную область; на внутреннем плане оно влияет на причину.

2. Любой человек выстраивает модель интерпретации из своего состояния. Например, в депрессивном состоянии он склонен интерпретировать происходящие вокруг события из точки своего состояния; при многих кризисных состояниях воспо­минания о прошлых событиях превращаются в фантастичес­кий синтез реальных событий с воображаемыми, который, по мнению клиента, «правильно» объясняет его состояние. Со­держание интерпретаций обуславливается актуальным состо­янием системы и искажает линейную область; степень иска­жений связана в первую очередь с интенсивностью эмоцио­нальных переживаний.

3. Одним из проявлений принципа обусловленности является нелинейная смысловая связь между интрапсихическими пе­реживаниями и событиями окружающего мира, названная К.Г. Юнгом акаузальным объединяющим принципом или син-хронистичностью. Появление в жизни клиента таких значи-


мых совпадений свидетельствует об активации спонтанной трансформационной способности психики, которую следу­ет поддерживать и катализировать в психологической рабо­те. Явления синхронистичности могут способствовать обре­тению человеком новых смыслов и новому пониманию ре­альности [254].

4. Содержательно одинаковые проблемные состояния могут обуславливать различные направления развития системы — от личностного роста и духовного совершенствования до со­циальной девиации и идентифицированности личности со статусом социального аутсайдера. Раскрытие кризисного со­стояния в его положительном векторе подразумевает для кли­ента потенциальную возможность очищения через опыт стра­дания, возможность алхимического процесса трансформа­ции индивидуальной психики, личности, на социально по­лезные цели и деятельность.

5. Содержание психологической работы и модель детермина­ции во многом определяются направлением, психологичес­ким или психотерапевтическим мифом, в котором работает специалист. Это содержание конструируется через синтез личного опыта, образования и внутренних убеждений спе­циалиста. Клиент способен ассимилировать практически любую концепцию психологической работы, но лишь в том случае, если она полностью разделяема специалистом. Обус­лавливая процесс психологической работы соответствую­щим мифом, мы способствуем формированию альтернатив­ных энергоинформационных взаимодействий между эле­ментами и подсистемами психической реальности клиента. И как это ни странно: «По вере вам и воздастся». Часто кон­цепция является убедительной не в силу научности или мен­тальной изысканности, а по причине внутренней веры в нее специалиста. Поэтому, наверное, работа баптиста или свя­щенника в хосписе часто выглядит намного убедительнее, чем работа психолога.

Принцип позитивности

Принцип позитивности подразумевает реализацию двух аспек­тов психологической работы;

— центрирование специалиста и клиента на положительном опыте. Одним из первых шагов в психологической работе яв­ляется нахождение позитивных смысл.:>;■:; проблемном состо-


янии — если это удается, клиент, может быть, впервые полу­чает возможность увидеть то, что с ним происходит, в ином свете.

— опора на факты и реальность, на опыт жизни, в том числе на
житейскую мудрость и подлинность обыденного знания.

Многолетняя работа с клиентами показывает, что применение этого принципа приносит большой эффект как в повышении соци­альной эффективности групп и личности, так и улучшении их внут­реннего психологического комфорта, удовлетворенности.

Часто личность и группа, являющиеся объектом психолога, на­ходятся в дисбалансированном, кризисном состоянии, которое они оценивают как «плохое» или «проблемное». Иногда нахождение по­зитивных элементов в ситуации уже является шагом в трансформа­ции, когда система из кризисного состояния за счет позитивного отношения и поддержки переходит к состоянию более высокого порядка, на следующую ступень интеграции.

Позитивная установка во взаимоотношениях с личностью и груп­пой может являться инструментом, методом в процессе работы.

Этот принцип не означает, что специалист должен все время улы­баться и подбадривать клиента. Позитивность предполагает не­сколько шагов во взаимодействии с клиентом:

— осознание состояния личности, группы и детерминант кри­зисной ситуации (рефлексия актуального состояния системы);

— эмпатичное, эмоционально-чувственное вживание в проблем­ную ситуацию (отождествление с системой);

— постановка общей цели, внутренней стратегии и тактики, пси­хотехнологическое насыщение предполагаемого процесса трансформирования ситуации (моделирование перспектив­ного состояния системы);

— реальное разрешение проблемной ситуации, осуществление позитивной перенастройки ситуации (приведение системы в равновесное состояние на новом качественном уровне).

Мы принимаем кризисные состояния личности и группы как особо благоприятные для развития. При этом следует отметить не­сколько переменных, которые позволяют рассматривать кризис­ные состояния как проблемную ситуацию, требующую психоло­гического вмешательства:

— кризисные ситуации вызывают положительные сдвиги толь­
ко на первых фазах (повышение общей активности системы
за счет внутренних ресурсов, имеющих интенцию к «гомеос-
тазису», поддержанию равновесного состояния);


— при высокой интенсивности или длительности травмирую­щей, конфликтной ситуации возможен срыв адаптационных механизмов личности и группы;

— высока вероятность «застревания» в ситуации без внеш­ней энергетической поддержки и внешней рефлексивной позиции;

— как правило, кризис сопровождается потерей жизненных сил (витальности), когда конфликтное напряжение лишает груп­пу и личность внутренней энергии, понижением социаль­ной эффективности;

— кризисные ситуации имеют энергетический потенциал, фиксирующий личность и группу на негативном аспекте опыта. Это сопровождается потерей перспективных целей в жизни, может привести к более продолжительным психо­логическим реакциям типа депрессии, апатии, повышению тревожности, другим деструктивным изменениям личнос­ти вплоть до психической и физической патологии. На уров­не группы кризис может завершиться потерей общегруп­повых целей, разрушением интегративных механизмов, к деструктивному психологическому климату и распаду.

Использование принципа позитивности также обусловлено тем фактом, что человек, сонастроенный с положительными состояни­ями, является существом с более высокой жизненной энергией, с более высокой степенью самоактуализации, проявленности в жиз­ни, в творчестве, в социуме. Группа с положительным психологи­ческим климатом является не только средой комфортного суще­ствования и реализации для членов группы, но и условием высо­кой социальной эффективности.

Принцип позитивности соответствует позиции активного состра­дания, когда психолог четко осознает свои возможности и ограни­чения, и исходя из этого, строит процесс психологической работы в соответствии с состоянием и возможностями клиента.

Выражением принципа позитивности для клиента является осоз­нание им необязательности страдания ради того, чтобы жить в соот­ветствии со своими потребностями, возможностями, и осознания сво­ей способности творить положительные переживания в собствен­ной жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: