Вне сомнения, мы не можем свести этот принцип к рамкам психологической теории деятельности, согласно которой истоки, причины, детерминанты (как и в бихевиоризме — истоки поведения) лежат вовне — в мотивах, трактуемых как предмет, или в опредме-ченных потребностях.
Принцип обусловленности подразумевает существование не только линейных причинно-следственных отношений «здравого смысла» (как это обнаруживается в любых советских методологических концепциях, начиная с А.Н. Леонтьева, в попытках структурного представления деятельности), но и акаузальных взаимосвязей как внутри психики, так и между событиями внешнего мира.
Всегда есть проблема источника и первичной полевой детерминанты психической активности, поиска причин кризисных состояний. Топологическое разрешение при этом многообразно:
• совсем далеко — все религиозные системы, духовные традиции, начиная от нижних и верхних миров шаманизма и заканчивая сложными мистическими, эзотерическими системами философии, психологии, физики и других наук, но в которых всегда есть бинарность Великого Верхнего и Великого Нижнего (Бога и Сатаны, Сил Добра и Зла, Света и Тьмы, Ада и Рая и др);
• внутри человека — множество духовных, психологических, физиологических, медицинских, нейропсихологических, философских, педагогических и др. систем;
• между человеком и миром — духовные системы, опирающиеся на качество межличностных отношений (священные обязанности служения типа ахимса-гуру, любящая доброта в буддизме, любовь к ближнему в христианстве, сострадание как добродетель в исламе и др.), а также множество философских, социологических и социально-психологических школ и целых направлений типа бихевиоризма. Классический пример такого детерминизма — категория практики марксизма.
Так или иначе, все это многообразие идей детерминизма не учитывало тот факт, что любой фактор, отнесенный вовне, делается не внешним по отношению к человеку, а его собственным. Более того — все психические процессы и функции, механизмы и феномены являются продуктами самого сознания или, что еще точнее, привне-сенности сознания 6 «тело мира».
Психическое пространство представляет собой систему взаимосвязанных пространственно-временных сознательных и бессознательных структур — персоны, интерперсоны, трансперсоны, между которыми существует энергоинформационное взаимодействие. Характер этого взаимодействия определяют паттерны отношений человека с окружающим миром.
В дополнение нам хочется сделать несколько важных замечаний: 1; Детерминизм имеет нелинейный характер во временном отношении, то есть на любой психический феномен влияет не только прошлый опыт, не только актуальное состояние в настоящем, но и перспективное будущее. Неравновесное состояние системы (кризисное) способно воздействовать на линейную область; на внутреннем плане оно влияет на причину.
2. Любой человек выстраивает модель интерпретации из своего состояния. Например, в депрессивном состоянии он склонен интерпретировать происходящие вокруг события из точки своего состояния; при многих кризисных состояниях воспоминания о прошлых событиях превращаются в фантастический синтез реальных событий с воображаемыми, который, по мнению клиента, «правильно» объясняет его состояние. Содержание интерпретаций обуславливается актуальным состоянием системы и искажает линейную область; степень искажений связана в первую очередь с интенсивностью эмоциональных переживаний.
3. Одним из проявлений принципа обусловленности является нелинейная смысловая связь между интрапсихическими переживаниями и событиями окружающего мира, названная К.Г. Юнгом акаузальным объединяющим принципом или син-хронистичностью. Появление в жизни клиента таких значи-
мых совпадений свидетельствует об активации спонтанной трансформационной способности психики, которую следует поддерживать и катализировать в психологической работе. Явления синхронистичности могут способствовать обретению человеком новых смыслов и новому пониманию реальности [254].
4. Содержательно одинаковые проблемные состояния могут обуславливать различные направления развития системы — от личностного роста и духовного совершенствования до социальной девиации и идентифицированности личности со статусом социального аутсайдера. Раскрытие кризисного состояния в его положительном векторе подразумевает для клиента потенциальную возможность очищения через опыт страдания, возможность алхимического процесса трансформации индивидуальной психики, личности, на социально полезные цели и деятельность.
5. Содержание психологической работы и модель детерминации во многом определяются направлением, психологическим или психотерапевтическим мифом, в котором работает специалист. Это содержание конструируется через синтез личного опыта, образования и внутренних убеждений специалиста. Клиент способен ассимилировать практически любую концепцию психологической работы, но лишь в том случае, если она полностью разделяема специалистом. Обуславливая процесс психологической работы соответствующим мифом, мы способствуем формированию альтернативных энергоинформационных взаимодействий между элементами и подсистемами психической реальности клиента. И как это ни странно: «По вере вам и воздастся». Часто концепция является убедительной не в силу научности или ментальной изысканности, а по причине внутренней веры в нее специалиста. Поэтому, наверное, работа баптиста или священника в хосписе часто выглядит намного убедительнее, чем работа психолога.
Принцип позитивности
Принцип позитивности подразумевает реализацию двух аспектов психологической работы;
— центрирование специалиста и клиента на положительном опыте. Одним из первых шагов в психологической работе является нахождение позитивных смысл.:>;■:; проблемном состо-
янии — если это удается, клиент, может быть, впервые получает возможность увидеть то, что с ним происходит, в ином свете.
— опора на факты и реальность, на опыт жизни, в том числе на
житейскую мудрость и подлинность обыденного знания.
Многолетняя работа с клиентами показывает, что применение этого принципа приносит большой эффект как в повышении социальной эффективности групп и личности, так и улучшении их внутреннего психологического комфорта, удовлетворенности.
Часто личность и группа, являющиеся объектом психолога, находятся в дисбалансированном, кризисном состоянии, которое они оценивают как «плохое» или «проблемное». Иногда нахождение позитивных элементов в ситуации уже является шагом в трансформации, когда система из кризисного состояния за счет позитивного отношения и поддержки переходит к состоянию более высокого порядка, на следующую ступень интеграции.
Позитивная установка во взаимоотношениях с личностью и группой может являться инструментом, методом в процессе работы.
Этот принцип не означает, что специалист должен все время улыбаться и подбадривать клиента. Позитивность предполагает несколько шагов во взаимодействии с клиентом:
— осознание состояния личности, группы и детерминант кризисной ситуации (рефлексия актуального состояния системы);
— эмпатичное, эмоционально-чувственное вживание в проблемную ситуацию (отождествление с системой);
— постановка общей цели, внутренней стратегии и тактики, психотехнологическое насыщение предполагаемого процесса трансформирования ситуации (моделирование перспективного состояния системы);
— реальное разрешение проблемной ситуации, осуществление позитивной перенастройки ситуации (приведение системы в равновесное состояние на новом качественном уровне).
Мы принимаем кризисные состояния личности и группы как особо благоприятные для развития. При этом следует отметить несколько переменных, которые позволяют рассматривать кризисные состояния как проблемную ситуацию, требующую психологического вмешательства:
— кризисные ситуации вызывают положительные сдвиги толь
ко на первых фазах (повышение общей активности системы
за счет внутренних ресурсов, имеющих интенцию к «гомеос-
тазису», поддержанию равновесного состояния);
— при высокой интенсивности или длительности травмирующей, конфликтной ситуации возможен срыв адаптационных механизмов личности и группы;
— высока вероятность «застревания» в ситуации без внешней энергетической поддержки и внешней рефлексивной позиции;
— как правило, кризис сопровождается потерей жизненных сил (витальности), когда конфликтное напряжение лишает группу и личность внутренней энергии, понижением социальной эффективности;
— кризисные ситуации имеют энергетический потенциал, фиксирующий личность и группу на негативном аспекте опыта. Это сопровождается потерей перспективных целей в жизни, может привести к более продолжительным психологическим реакциям типа депрессии, апатии, повышению тревожности, другим деструктивным изменениям личности вплоть до психической и физической патологии. На уровне группы кризис может завершиться потерей общегрупповых целей, разрушением интегративных механизмов, к деструктивному психологическому климату и распаду.
Использование принципа позитивности также обусловлено тем фактом, что человек, сонастроенный с положительными состояниями, является существом с более высокой жизненной энергией, с более высокой степенью самоактуализации, проявленности в жизни, в творчестве, в социуме. Группа с положительным психологическим климатом является не только средой комфортного существования и реализации для членов группы, но и условием высокой социальной эффективности.
Принцип позитивности соответствует позиции активного сострадания, когда психолог четко осознает свои возможности и ограничения, и исходя из этого, строит процесс психологической работы в соответствии с состоянием и возможностями клиента.
Выражением принципа позитивности для клиента является осознание им необязательности страдания ради того, чтобы жить в соответствии со своими потребностями, возможностями, и осознания своей способности творить положительные переживания в собственной жизни.