Тема 11. Организация труда на предприятии (1 занятие)

Практическое занятие в интерактивной форме в виде решения и обсуждения кейсов.

Цель практического занятия: Изучение особенностей организации труда на предприятии.

Кейсы:

Кейс 1. « Организация труда и система оплаты труда для проектно-строительной организации».

Описание ситуации: Имеется проектно-строительная организация. Заказчики — государственные структуры (не очень высокоприбыльные заказы, но своевременная оплата) и коммерческие организации (более прибыльные заказы, но возможны длительные задержки по оплате работ). Некоторые работы (проектные, по согласованиям) для заказчиков бесплатны, что позволяет организации получить заказы на другие виды работ. Объекты строительства разнообразные.

Сейчас все сотрудники получают оклад: два архитектора, два конструктора, два специалиста по согласованиям. Заработная плата определяется исходя из опыта работы и занимаемой должности, а не исходя из эффективности.

Задание: разработать систему оплаты труда для архитекторов и конструкторов по результатам, в зависимости от сложности и объёма разработанной проектной документации, без учёта того, сколько получит организация за каждый разработанный проект. Определить: от каких параметров должен зависеть уровень зарплаты сотрудников компании?

Кейс 2. «Организация труда и создание нематериальной системы мотивации сотрудников».

Описание ситуации: Вас пригласили на должность директора по персоналу в крупную российскую компанию, с численностью персонала более 1000 человек с развитой филиальной сетью.

Основное направление деятельности компании – услуги.

Текучесть персонала на уровне 5–6% в год.

Управление (структура компании) построено по принципу вертикальных связей с четко выделенными направлениями деятельности. Плюсом является полная налоговая прозрачность компании, т.е., как сейчас принято говорить «в компании «белые» зарплаты». Средний уровень заработной платы составляет 1000 долларов США после налогообложения.

В представленной ситуации компания переживает период бурного роста, т.е. в компанию принимается ежемесячно порядка 10–15 человек на самые разные позиции.

На данный момент в компании нет четкой системы немонетарной мотивации.

Задание:

- Предложите принципы формирования немонетарной системы мотивации для сотрудников компании.

- Предложить структуру пакета немонетарной мотивации.

- Определить какие шаги надо предпринять, и какие ресурсы могут понадобиться для реализации намеченной программы? Какие плюсы и минусы для персонала компании могут быть в предложенной программе?

Для подготовки решений и обсуждения кейсов студентам необходимо изучить следующие вопросы:

1. Каковы основные формы разделения труда?

2. Что понимают под организацией технологических процессов и из чего она складывается?

3. Каковы элементы, формирующие содержание организации труда?

4. Каковы отличия научной организации труда от «обычной»?

5. В чем особенность классификации факторов, формирующих условия труда на предприятии?

6. Каковы основные направления улучшения и совершенствования условий труда?

До начала практического занятия студенты делятся преподавателем на команды по 4-5 человек; каждой команде предоставляются кейсы.

На практическом занятии студентами делается презентация решения кейсов и проводится их обсуждение. На выступление студентам отводится 10 мин., на обсуждение решения кейса – 5 мин.

По окончании практического занятия преподаватель оценивает каждого студента исходя из его участия в работе семинара.

Задания для самостоятельной работы:

1. Опишите сущность организации труда.

2. Изучите взаимосвязь между разделением и кооперацией труда.

3. Изучите особенности организации рабочих мест на предприятии.

4. Опишите условия труда и факторы их формирования.

Рекомендуемая литература

1. Остапенко Ю.М. Экономика труда: Учебное пособие.- 2-е издание.-М.: ИНФРА-М, 2012. – с. 76-82.

2. Экономика труда: учебник / А.И. Рофе. – М. КНОРУС. – 2010. – с. 203-269.

3. Экономика труда: учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П. Кокина. – М.: Юристъ, 2012. – с. 161-202.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: