Тема 8. Стимулирование труда на предприятии (1 занятие)

Вопросы для обсуждения

1. Понятие и сущность стимулирования труда на предприятии.

2. Эволюция концепций мотивации труда. Процессуальные и содержательные теории мотивации.

3. Денежные и не денежные методы стимулирования труда.

4. Современные подходы к стимулированию труда.

Контрольные вопросы

1.Какие теории мотивации на Ваш взгляд чаще используются на российских предприятиях?

2. В чем заключается сходство и различие понятий «стимулирование» и «мотивирование»?

3. Какие методы стимулирования на ваш взгляд эффективнее всего: «денежные» или «не денежные»?

Практические задания

Задание 1. На упаковочном предприятии произведена замена старой системы организации труда на новую. Данные по изменениям в производстве, при переходе на новую систему труда, приведены в таблице 5.

Таблица 5

Данные об упаковочном производстве при старой и новой системе организации труда

Показатели Старая система Новая система
Число рабочих, занятых упаковкой производимой продукции    
Средняя интенсивность труда одного рабочего, шт.    
Средний заработок одного рабочего, ден. ед.    

Необходимо определить: как изменилось число занятых работников, интенсивность труда, средний заработок рабочего и расход предпринимателя на упаковку одного изделия при изменении системы организации труда

Задание 2. Номинальная заработная плата в стране в завершившемся году повысилась на 5,4%, а реальная – понизилась на 4,7%.

Необходимо определить: изменение уровня стоимости жизни.

Задание 3. Согласно концепции российского экономиста А. В. Чаянова, в крестьянской экономике количество земли, обрабатываемой каждым работником, прямо пропорционально соотношению числа потребителей и работников в крестьянских семьях. Во время этнографических исследований начала 1960-х гг. в деревне Мазулу (Северная Родезия) были получены данные о двух группах домохозяйств, приведенные в таблице 6.

Таблица 6

Данные о двух группах домохозяйств в деревне Мазулу

  I группа домохозяйств II группа домохозяйств
Количество потребителей/количество работников 1,00/1,24 1,25/1,49
Обрабатываемая площадь/количество работников, акров/чел. 1,96 2,16

Необходимо определить: формулу зависимости интенсивности труда африканских крестьян деревни Мазулу, от структуры их домохозяйств.

Задание 4. Работнику литейного производства Зиновьеву И.Н. согласно трудовому договору установлена доплата за работу во вредных условиях труда в размере 20% от месячного оклада. Оклад работника составляет 12 000 руб., также коллективным договором ему положена премия в размере 40% от оклада.

Необходимо определить: зарплату Зиновьеву И.Н. за май 2012 г.

Задание 5. Оклад Коробова С.П. составляет 12 000 руб. В соответствии с коллективным договором ему положена премия в размере 40% от оклада, и согласно трудовому договору ему установлена доплата за работу во вредных условиях труда в размере 3000 руб. пропорционально отработанному времени. Допустим, в рассматриваемом периоде Коробов С.П. отработал период не полностью: в мае 2012 г. - 20 рабочих дней, из них рабочим отработано 18.

Необходимо определить: сумму выплат Коробову С.П. за май.

Задания для самостоятельной работы

1.Объясните почему в период кризиса наиболее эффективны денежные методы стимулирования труда.

2.Проанализируйте кто на ваш взгляд наиболее выдающийся ученый в области решения вопросов стимулирования трудовой деятельности.

3.Опишите применение современных теорий стимулирования не всегда эффективно.

4.Объясните как решить проблему стимулирования труда на крупных промышленных предприятиях.

Рекомендуемая литература

1. Экономика труда и социально-трудовые отношения/Под ред. Г.Г.Меликьяна, Р.П.Колосовой. – М.: Изд-во МГУ, Изд-во ЧеРо,2011.-с.489-508.

2. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. Учебник для вузов. –М.:Издательская группа НОРМА-ИНФРА М,2010. - с.279-326.

3. Экономика труда: Учебник / Под ред. проф. П.Э. Шлендера и проф. Ю.П.Кокина. – М.: Юристъ, 2012. – с.315-350.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: