Содержание воспитания

Категория «содержание» отражает внутреннюю сторону предмета, его сущностное «наполнение». Тем самым при рассмотрении содержания возникает вопрос о его структурных компонентах, а также о внешней форме, в которой оно является[57].

Содержание воспитания – это часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему[58].

В основе содержания воспитания лежат базовые национальные ценности:

l патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

l социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

l гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

l семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

l труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

l наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

l традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;

l искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

l природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);

l человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество)[59].

В содержании воспитания выделяют основные направления воспитания: духовно-нравственное, патриотическое, умственное, эстетическое, трудовое, физическое.

Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:

l гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;

l представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;

l трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;

l экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;

l эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

l организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;

l физической культуры, навыков здорового образа жизни.

Метод воспитания – это путь (способ) достижения заданной цели воспитания. Это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.

Таблица 6.

Методы воспитания

Методы, воздействующие на сознание Методы организации деятельности Методы стимулирования
Рассказ Разъяснение Этическая беседа Внушение Диспут Пример Объяснение Лекция Увещевание Инструкция Доклад Упражнение Приучение Педагогическое требование Поручение Общественное мнение Воспитывающая ситуация Поощрение Наказание Соревнование

Формы воспитательной работы. Форма — это внешнее выражение содержания.

Существует множество классификаций форм воспитательной работы:

l По количеству участников, с которыми взаимодействует педагог: коллективные, групповые, индивидуальные;

l По характеру деятельности, в которую включаются дети: репродуктивные и творческие;

l По времени подготовки и проведения: экспромты, с небольшой подготовкой (малые формы работы), с длительной подготовкой;

l По способам включения в деятельность: с обязательным и добровольным участием;

l По способу организации: организуемые одним человеком, группой, коллективно;

l По наличию взаимодействия с другими коллективами: открытые, закрытые;

l По позиции участников и целевой направленности: мероприятия, дела, игры (Е. Титова).

l По основным действиям воспитанников: акция, бал, вечер, дискотека, игра, конкурс, линейка, митинг, огонек,...

Цели, содержание методы и формы взаимосвязаны и взаимозависимы. Для достижения определенной педагогической цели отбирается конкретное содержание, выбираются методы и приемы, которые облекаются в организационную форму.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: