Категория «содержание» отражает внутреннюю сторону предмета, его сущностное «наполнение». Тем самым при рассмотрении содержания возникает вопрос о его структурных компонентах, а также о внешней форме, в которой оно является[57].
Содержание воспитания – это часть общественного опыта поколений, которая отбирается в соответствии с поставленными целями развития человека и в виде информации передается ему[58].
В основе содержания воспитания лежат базовые национальные ценности:
l патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
l социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
l гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
l семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
|
|
l труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
l наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
l традиционные российские религии. Учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий присваиваются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах;
l искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
l природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
l человечество (мир во всем мире, многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество)[59].
В содержании воспитания выделяют основные направления воспитания: духовно-нравственное, патриотическое, умственное, эстетическое, трудовое, физическое.
Образовательным учреждением гарантируется использование воспитательного потенциала основных и дополнительных образовательных программ и включение обучающихся в разнообразную, соответствующую их возрастным и индивидуальным особенностям деятельность, направленную на формирование у детей:
l гражданственности, патриотизма, уважения к правам и свободам человека;
l представлений о нравственности и опыта взаимодействия со сверстниками и взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами, приобщение к системе культурных ценностей;
l трудолюбия, готовности к осознанному выбору будущей профессии, стремления к профессионализму, конкурентоспособности;
|
|
l экологической культуры, предполагающей ценностное отношение к природе, людям, собственному здоровью;
l эстетического отношения к окружающему миру, умения видеть и понимать прекрасное, потребности и умения выражать себя в различных, доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
l организационной культуры, активной жизненной позиции, лидерских качеств, организаторских умений и навыков, опыта руководства небольшой социальной группой и сотрудничества со сверстниками и взрослыми, коммуникативных умений и навыков, навыков самоорганизации, проектирования собственной деятельности;
l физической культуры, навыков здорового образа жизни.
Метод воспитания – это путь (способ) достижения заданной цели воспитания. Это способ воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них заданных целью воспитания качеств.
Таблица 6.
Методы воспитания
Методы, воздействующие на сознание | Методы организации деятельности | Методы стимулирования |
Рассказ Разъяснение Этическая беседа Внушение Диспут Пример Объяснение Лекция Увещевание Инструкция Доклад | Упражнение Приучение Педагогическое требование Поручение Общественное мнение Воспитывающая ситуация | Поощрение Наказание Соревнование |
Формы воспитательной работы. Форма — это внешнее выражение содержания.
Существует множество классификаций форм воспитательной работы:
l По количеству участников, с которыми взаимодействует педагог: коллективные, групповые, индивидуальные;
l По характеру деятельности, в которую включаются дети: репродуктивные и творческие;
l По времени подготовки и проведения: экспромты, с небольшой подготовкой (малые формы работы), с длительной подготовкой;
l По способам включения в деятельность: с обязательным и добровольным участием;
l По способу организации: организуемые одним человеком, группой, коллективно;
l По наличию взаимодействия с другими коллективами: открытые, закрытые;
l По позиции участников и целевой направленности: мероприятия, дела, игры (Е. Титова).
l По основным действиям воспитанников: акция, бал, вечер, дискотека, игра, конкурс, линейка, митинг, огонек,...
Цели, содержание методы и формы взаимосвязаны и взаимозависимы. Для достижения определенной педагогической цели отбирается конкретное содержание, выбираются методы и приемы, которые облекаются в организационную форму.