Федеральное государственное казенное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации»
Крымский юридический институт (филиал)
Кафедра уголовного процесса, криминалистики и участия прокурора в уголовном судопроизводстве.
УТВЕРЖДАЮ
Директор
_________________Н.Н. Колюка
Рег. № _________
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по изучению дисциплины
КРИМИНАЛИСТИКА
для студентов заочной формы обучения
Код дисциплины Б3. Б.19
Направление подготовки Юриспруденция 40.03.01
Профиль подготовки Прокурорская деятельность
Квалификация бакалавр
Симферополь
РАЗРАБОТЧИК:
__________________________________________________________________
(Должность) (Фамилия и инициалы) (Подпись)
УТВЕРЖДЕНО на заседании кафедры уголовного процесса, криминалистики и участия прокурора в уголовном судопроизводстве
Протокол № ____ от «____» ______________ 20 ___ г.
Заведующий кафедрой
Уголовного процесса, криминалистики
И участия прокурора в уголовном
Судопроизводстве Страхова С.В.
СОГЛАСОВАНО
Библиотека
__________________________________________________________________
(Должность) (Фамилия и инициалы) (Подпись)
Учебный отдел
__________________________________________________________________
(Должность) (Фамилия и инициалы) (Подпись)
ВВЕДЕНИЕ
Криминалистика - учебная дисциплина, усвоение которой является фундаментом профессиональной подготовки юриста. Обладание надлежащими знаниями криминалистики и практическими навыками ее применения является обязательным как для судьи и прокурора, так и для следователя и адвоката, оперативного работника органов МВД, ФСБ, таможенных подразделений и др., поскольку выполняемые ими функции связаны и со знанием криминалистики. Другие представители юридической профессии также не могут обойтись в своей практической деятельности без знаний криминалистики.
Учебный курс включает понятия о предмете, системе, задачах криминалистики, криминалистической идентификации, криминалистической диагностике, криминалистической технике, криминалистической тактике, механизме правонарушения, следах правонарушения, материальных следах правонарушения, идеальных следах правонарушения, криминалистической рекомендации, технико-криминалистических средствах, судебной фотографии, трасологии, габитоскопии, судебной баллистике, криминалистической регистрации, тактическом приеме, тактической операции, тактической комбинации, криминалистической версии, криминалистической методике, криминалистической характеристике правонарушения. Курс криминалистики предусматривает разнообразные формы учебы: лекционные, семинарские и практические занятия.
Практические занятия - одна из основных форм обучения при изучении курса "Криминалистика". Их цель заключается в усвоении главных теоретических положений и отработке навыков практического применения по усвоению дисциплины.
Практические занятия по криминалистике проходят в форме решения задач (казусов), деловой игры, работы с материальными следами и др. Рассмотрение теоретических вопросов может проходить в форме дискуссии и должно иметь логический и обоснованный характер. Каждый студент должен быть готов изложить свое мнение по вопросу, который рассматривается, а также выступить как оппонент. При обсуждении ситуационных задач необходимо, в первую очередь, решить проблему на основании действующего законодательства, а также с учетом вариантов возможных ситуаций.
Во время подготовки к занятиям студенты должны проработать соответствующие разделы учебников и рекомендованной литературы, усвоить необходимые знания и навыки.
В результате изучения основ криминалистики студент (слушатель) должен знать:
- виды следов правонарушений, механизм их образования;
- правила выявления, фиксации, изъятия и исследования следов и других вещественных доказательств;
- технические средства, которые находятся в унифицированном чемодане для осмотра места происшествия, специализированные технические средства передвижных криминалистических лабораторий и возможности их практического использования;
- формы использования специальных знаний в раскрытии и расследовании правонарушений, возможности проведения специалистом предварительных исследований вещественных доказательств и использования их результатов;
- виды судебных экспертиз и их возможности в раскрытии и расследовании правонарушений, систему экспертных учреждений в Российской Федерации;
- виды криминалистического учета, их назначения и возможности практического применения;
- методику составления «словесного портрета», субъективных рисованных и композиционных портретов разыскиваемых лиц, возможности их практического использования;
- организационные формы взаимодействия следователя с другими подразделениями правоохранительных органов, порядок формирования следственно-оперативных групп и организация их работы.
- тактические правила и приемы проведения следственных действий;
- механизм совершения отдельных видов правонарушений (их криминалистические характеристики);
- особенности планирования расследования отдельных видов правонарушений (выдвижение версий, составления планов, взаимодействие);
- типичные следственные ситуации, которые складываются при расследовании отдельных видов правонарушений, и соответствующие им комплексы следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, особенности их проведения.
Уровень знаний должен отвечать профессиональным требованиям, которые связаны с пониманием содержания криминалистического обеспечения расследования и раскрытия правонарушений.
В результате изучения основ криминалистики студент (слушатель) должен уметь:
- анализировать и оценивать первичную информацию о правонарушении, которая содержит его признаки для принятия решения о возбуждении уголовного дела;
- формулировать версии и определять направления расследования правонарушений, планировать проведение следственных действий;
- организовать деятельность следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия;
- использовать технические средства унифицированного чемодана для выявления, фиксации и изъятия следов, других вещественных доказательств при осмотре места происшествия;
- фотографировать обстановку места происшествия, выявленные следы, оформлять фототаблицу и другие приложения к протоколу;
- использовать криминалистическую технику для выявления доказательств, фиксации хода и результатов других следственных действий;
- использовать помощь специалистов, квалифицированно назначать разные виды криминалистических и других экспертиз;
- использовать при расследовании правонарушений информацию учетных подразделений органов внутренних дел;
- оценивать следственные ситуации и принимать эффективные тактические решения при расследовании отдельных видов правонарушений, тактически квалифицированно проводить следственные действия;
- принимать решения, направленные на предупреждение правонарушений по материалам расследования конкретного уголовного дела.
Целью практических и семинарских занятий является:
- углубление, систематизация, закрепление знаний;
- развитие общей культуры речи;
- формирование профессиональных и практических навыков, умение задавать вопрос и отвечать на него;
- аргументировано отстаивать свою точку зрения;
- применять полученные теоретические знания на практике (при решении задач).
На практических занятиях рассматриваются теоретические вопросы и решаются задачи. Процесс решения задач можно условно разделить на три этапа:
- предварительное изучение указанной литературы и нормативно правовых актов;
- решение задач в порядке домашнего задания (с короткой записью в тетради);
- разбор решения в аудитории.
При решении задач необходимо исходить из того, что следует проанализировать саму ситуацию, возможность ее осуществления. Предложить варианты решения, исходя из разных сложившихся ситуаций, и объяснить их с указанием статей УПК РФ и других законов.
Студентам рекомендуется начинать выполнять домашнее задание с ответов на поставленные теоретические вопросы. Для этого следует обратиться к тем источникам, в которых содержится ответ на такие вопросы.
Если вследствие этого возникло определенное представление о содержании и практической значимости поставленного вопроса, сжатый ответ на него должен быть изложен в письменной (тезисной) форме. В письменной форме должен даваться и ответ относительно решения соответствующих задач-ситуаций.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Тематический план дисциплины
№ п/п | Раздел (тема) дисциплины | Общая трудоемкость | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость | Формы текущего контроля успеваемости | |||
Аудиторная работа | Самостоятельная работа | ||||||
Лекции | Практ. (семин.) | Из них интерактив | |||||
7 семестр | |||||||
Раздел 1. Теоретические и методологические основы криминалистики | |||||||
1. | Предмет, метод и система криминалистики | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | |||
2. | История развития криминалистики. | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
3. | Криминалистическая идентификация и диагностика. | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
Раздел 2. Криминалистическая техника | |||||||
4. | Общие положения криминалистической техники | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
5. | Криминалистическая фотография, звуко- и видеозапись | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
6. | Криминалистическая габитоскопия | - | Устный опрос, выполнение практического задания | ||||
7. | Трасология | - | Устный опрос, решение тестовых заданий, решение задач | ||||
8. | Криминалистическое исследование оружия | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
9. | Криминалистическое исследование веществ, материалов и изделий (КИВМИ) | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
10. | Криминалистическое исследование запаховых следов | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
11. | Криминалистическое исследование документов | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
12. | Криминалистическая фоноскопия | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
13. | Криминалистическая регистрация. | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
Раздел 3. Криминалистическая тактика | |||||||
14. | Общие положения криминалистической тактики | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | |||
15. | Криминалистические версии и планирование расследования преступлений | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
16. | Взаимодействие следователя с оперативно-розыскными органами и экспертно-криминалистическими службами при расследовании преступлений | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
17. | Тактика осмотра и освидетельствования | - | Устный опрос, решение задач | ||||
18. | Тактика обыска и выемки | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
19. | Тактика следственного эксперимента | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
20. | Тактика допроса и очной ставки | - | Подготовка рефератов, презентаций, решение задач | ||||
21. | Тактика проверки показаний на месте | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
22. | Тактика предъявления для опознания | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
Раздел 4. Криминалистическая методика расследования отдельных видов преступлений | |||||||
23. | Общие положения криминалистической методики расследования | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | |||
24. | Основы методики расследования преступлений против личности | - | Устный опрос, решение задач | ||||
25. | Основы методики расследования преступлений против собственности | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
26. | Основы методики расследования преступлений в сфере экономической деятельности | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
27. | Основы методики расследования преступлений против общественной безопасности и общественного порядка | - | - | Устный опрос, решение задач | |||
28. | Основы методики расследования преступлений, совершенных ОПГ | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
29. | Основы методики расследования преступлений, совершаемых отдельными категориями лиц | - | - | - | Подготовка рефератов, презентаций | ||
Экзамен | |||||||
Итого за 7 семестр | |||||||
Итого за учебный год |