В качестве результатов применения данной методики можно назвать следующие:
1. Значительное увеличение уровня продаж благодаря корректировке системы качества обслуживания по результатам исследования;
2. Получение реальной картины дел в компании, предприятии и т.д.;
3. Определение путей развития, обучения и мотивации персонала;
4. Оценка использования навыков и знаний, полученных в предыдущих обучающих мероприятиях;
5. Отслеживание и устранение этических нарушений;
6. Получение знаний о конкурентах «изнутри» (4, 5).
Плюсы методики «mystery shopping»
Среди положительных особенностей методики стоит указать следующие:
· Неожиданность проверки, что дает возможность оценить реальный уровень обслуживания, знаний персонала и т.д.;
· Гибкость методики, позволяющая проверять конкретные действия персонала;
· Методика позволяет оценить действия персонала на практике;
· Возможность оценки конкурентов.
Пример применения методики
Материалы взяты
с сайта http://www.md-marketing.ru/articles/html/article32049.html.
Заказчик
Компания "Теремок - Русские блины" использовала методику «таинственного покупателя» для оценки качества сервиса в точках продаж. Для компании этот показатель особенно важен, так как она работает в высококонкурентной сфере быстрого питания.
Фирмой был разработал специальный регламент поведения поваров в киосках: как нужно приветствовать покупателя, отвечать на типичные вопросы, что предлагать; требования к внешнему виду сотрудников, чистоте помещения и зоне рядом с киоском и т. п.
Кроме того были прописаны такие детали поведения, как артистизм поваров: покупатель, наблюдая за процессом выпечки блина, должен получать от этого зрелища удовольствие.
2. Задача и вариант методики
Для проверки соблюдения регламента был использован вариант методики «таинственного покупателя» - пробная покупка.
3. Реализация методики
В качестве «покупателей» выступили 5 подготовленных сотрудников консалтинговой фирмы.
В течение месяца каждый из них несколько раз посетил девять павильонов компании.
График посещений был составлен так, чтобы покупка совершалась в разное время - и в час пик, когда у киосков стояли очереди, и в более спокойное время.
«Покупатели» приобретали блины и:
· оценивали, насколько работа поваров соответствует принятым в компании стандартам;
· задавали вопросы, на которые повара, согласно инструкции, должны были давать точные ответы.
4. Результаты
В результате проведенного исследования были выявлены следующие недостатки в работе персонала сети «Теремок – Русские блины»:
· неумение отвечать на некоторые вопросы (например, «Когда вы планируете открывать большое кафе?», «Почему нет мясной начинки?»);
· на вопросы типа «Можно ли смешивать начинки?» или «Можно ли сделать маленькие блины?», сотрудники отвечали односложно и не очень любезно;
· было выявлено, что на многих киосках нет информации о часах работы;
· разные торговые точки открывались в разное время.
5. Действия руководства
При последующем отборе на работу сотрудников стало уделяться большее внимание таким качествам сотрудников, как доброжелательность и общительность.
Неумение сотрудников отвечать на ряд вопросов было учтено руководством компанией при проведении программы обучения поваров.
Недочеты в оформлении и часах работы киосков были исправлены.