Рекомендации предоставлению психологической поддержки и помощи участникам образовательной деятельности

Эффективной формой направления относительно предоставления помощи детям является проведение психолого-педагогического консилиума. Психолого-педагогический консилиум позволяет объединить усилие участников образовательных отношений, которые заинтересованы в успешной учебе и полноценном развитии детей и подростков, наметить целостную программу индивидуального сопровождения и адекватно распределить обязанности и ответственность за ее реализацию. Решениями консилиума являются рекомендации из разработки комплексной программы сопровождения, которые согласовываются со всеми участниками и являются обязательными для всех специалистов, которые ведут образовательную, воспитательную, коррекционную и развивающую деятельность с учащимися. Рекомендации должны быть занесены в индивидуальную карточку ребенка, которую оформляет работник психологической службы с первых дней пребывания ребенка в образовательной организации.

Задания социально-педагогической работы с детьми определяются проблемами и потребностями детей из семей, которые оказались в сложных жизненных обстоятельствах, решение которых требует:

- интеграции воспитательных влияний на ребенка в общеобразовательной организации;

- формирование объективной самооценки у детей, жизненных планов, осуществления профориентации;

- выявления нарушений прав детей и их защита;

- коррекции поведения ребенка;

- посещение ребенка дома и изучение условий его жизни, воспитания и развития;

- правового просветительства относительно прав детей, в том числе относительно социального окружения, которые заботится о детях.

Специалисты психологической службы в вопросах превентивных мероприятий должны найти новые подходы к взаимодействию с учащимися и их родителями (законными представителями). В этом могут помочь разные профилактические программы обучения учащихся новым формам поведения, воспитания стрессоустойчивости личности, способной самостоятельно, эффективно и ответственно строить свою жизнь. Профилактические программы, предназначенные для проведения групповых занятий с учащимися и их родителями (законными представителями), могут включать:

- групповые занятия по развитии коммуникативных навыков как у учащихся, так их родителей (законных представителей);

- групповые занятия по профилактике асоциального поведения с основами правовых знаний;

- групповые занятия, направленные на помощь в достижении позитивных жизненных целей и тому подобное.

Задание психолога при работе с детьми в условиях травматического кризиса – дать возможность ребенку снизить нагрузку деструктивного влияния.

В задания практического психолога входит психологическое сопровождение и поддержка развития личностных ресурсов ребенка, психологическое консультирование, из преодоления последствий травмирующих ситуаций, расширения способов поведения. Эти задания практический психолог решает в консультировании, профилактических беседах, психокорекцийний работе.

Принципы психологической помощи в кризисных ситуациях

(по И.Г.Малкиной-Пых)

1. Неотложность. Помощь должна предоставляться как можно быстрее: чем больше времени пройдет с момента травмы, тем выше достоверность возникновения хронических расстройств, в частности, посттравматического стрессового расстройства (ПТСР).

2. Приближенность к привычным условиям. Предоставление помощи в привычной для пострадавшего социальной среде (кроме случаев, когда среда угрожает жизни и здоровью) и уменьшение негативных последствий исключения его с привычной среды (например, помощь ребенку, отобранного у семьи из-за насилия со стороны родителей).

3. Ожидание, что нормальное состояние возобновится. С лицами, которые перенесли стрессовое состояние, нужно общаться не как с пациентом или больным, а как с нормальным человеком. Нужно поддерживать уверенность в том, что в ближайшем будущем его состояние нормализуется.

4. Единство психологического влияния. Психологическую помощь в течение необходимого для этого времени оказывает один специалист (нежелательно «передавать клиента» по цепочке другим специалистам), если этого избежать невозможно, процедура должна быть унифицирована и согласована, а сам пострадавший ознакомлен с ее ходом (например, в случае помощи ребенку, пострадавшей от торговли людьми, когда привлекаются социальные и медицинские работники).

5. Простота психологического влияния. Непосредственная помощь сразу после травмы не предусматривает проведения ни типичной диагностики, ни коррекции. Больше всего, чего прорубает человек – покоя, безопасности и поддержки. То же на первой консультации нужно дать человеку выговорится. Применение диагностических процедур в этом случае лимитируется эмоциональным состоянием и готовностью клиента к их проведению.

Общий алгоритм работы в кризисной ситуации

Психологическая работа с ребенком в кризисной ситуации обязательно должна состоять из несколько этапов:

- подготовка к работе;

- составление ориентировочного плана работы;

- установление контакта с ребенком;

- анализ внешних признаков и особенностей переживания ребенком кризисной ситуации: его физическое (соматический) состояние, качество настроения, его поведения и общего психологического состояния;

- диагностика особенностей психологического развития ребенка: познавательной сферы личности, эмоционально личностных отношений, акцентуации характера и психических отклонений;

- построение стратегии работы с ребенком, определение основных направлений этой работы;

- составление плана комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения.

Основные направления социальной и психологической реабилитации пострадавших:

– Социально-педагогическая помощь семьям вынужденных переселенцев: в налаживании социальных связей с местными органами здравоохранения, трудоустройства, социальных служб, образовательных организаций, обеспечение детей обучающими пособиями, учебниками, и т.д.;

– предоставление социально-педагогической и психологической помощи вступающим в должность и первокурсникам образовательных организаций высшего профессионального образования (ООВПО) и профессиональных образовательных организаций (ПОО) в адаптации к новым условиям образовательной деятельности и установления новых социальных связей в образовательной организации и за ее пределами;

– привлечение пострадавших детей к участию в деятельности организациях дополнительного образования с целью создания условий для их самореализации и проведения диагностической и коррекционно-восстановительной работы с ними практическими психологами этих организаций;

– работа с детьми отмеченных категорий во время летнего оздоровления в лагерях отдыха, образовательных организациях, местах временного пребывания, привлечение воспитанников, учащихся, студентов, курсантов отмеченных категорий, к активной воспитательной и развивающей деятельности во внеурочное время;

– обеспечение индивидуального сопровождения работниками психологической службы системы образования всех без исключения детей, воспитанников, учащихся, студентов, курсантов отмеченных категорий и предоставления, им необходимой коррекционной, реабилитационной и социально-педагогической помощи от пережитого в течение учебного года путем внедрения психологических игр, трудо- и музыка- терапии и тому подобное;

– создание благоприятного социально-психологического климата в образовательной организации и оптимизации содержания и форм психологического просветительства педагогических работников и родителей (законных представителей);

– недопущение своими действиями или бездеятельностью вторичной травматизации участников образовательных отношений и, в случае необходимости, перенаправлять воспитанников, педагогов и родителей (законных представителей), к другим специалистам (психотерапевтам, неврологам, и тому подобное);

– применение межсекторного взаимодействия и мультидисциплинарного подхода к решению проблем, которые возникают (при необходимости обратиться к организациям и учреждениям здравоохранения, подразделением служб, по чрезвычайным ситуациям и тому подобное с предложением сотрудничества и координации по делу предоставления психологической помощи тем, кто в ней нуждается);

– привлечение к предоставлению психологической помощи высококвалифицированных специалистов, практических психологов, социальных педагогов, психотерапевтов, консультантов ПМПК.

Содержание социально-педагогической работы

в условиях конфликтных и постконфликтных ситуаций:

- выявление детей, которые нуждаются в социально-педагогической и/или медико-психологической помощи;

- активизация работы по формированию навыков безопасного поведения с целью предупреждения случаев жестокого поведения и насилия, суицидальных тенденций;

- проведение с учениками занятий и тренингов снижения степени агрессивности, формирования критического мышления, толерантности, предупреждения случаев насилия;

- сопровождение адаптации детей-переселенцев к новым условиям;

- изучение социально-психологического климата и групповой динамики класса с целью профилактики случаев буллинга и своевременного реагирования на них;

- внедрение программ примирения среди одноклассников (круги ценностей, медиаций).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: