Важным направлением деятельности работников психологической службы остается психологическое сопровождение подготовки учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.
Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она особо актуальна в связи с последними изменениями, происходящими в Республике. О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи.
Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через образовательный процесс, воспитательную, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.
|
|
Цель профориентационной работы в школе:
- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;
- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.
Задачи профориентационной работы:
- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;
- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.
Этапы и содержание профориентационной работы в школе:
Основным принципом психологического сопровождения системы профориентационной работы в рамках школы является отход от директивно-диагностического подхода, целью которого является поиск соответствия между требованиями профессии и индивидуальными особенностями ученика, в сторону развивающей (активизирующей) профконсультации, не исключающей активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи и рассматривающей ее как главный фактор правильного выбора.
Основная цель развивающей профконсультации- это активизация процесса формирования психологической готовности учащегося к профессиональному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста.
|
|
Структура развивающей профконсультации:
1. Констатация стадии профессионального плана учащегося.
2. Проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика.
3. Оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору.
4. Подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств.
5. Проведение контроля за осуществлением намеченного плана подготовки к профессии, завершающая беседа.
Примерные темы родительских собраний
7 класс:
- Эффективные способы общения с подростком.
- О чем можно и необходимо разговаривать с подростком.
- Почему учиться трудно?
8 класс:
- Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии…
- Временная жизненная перспектива. Что это такое?
- Психологические особенности подросткового периода.
- Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремления к самостоятельности.
9 класс:
- Как помочь подростку приобрести уверенность в себе.
- Склонности и интересы подростков в выборе профессий.
- Как научиться быть ответственным за свои поступки.
- Как правильно выбрать профессию.
10 класс;
- Что необходимо знать родителям старшеклассников.
- Юношеский возраст: самоопределение, надежды, поиск.
11класс:
- Профессии, которые выбирают наши дети.