Рекомендации по организации профориентационной работы

Важным направлением деятельности работников психологической службы остается психологическое сопровождение подготовки учащихся к профильному и профессиональному самоопределению.

Проблема выбора профессии стоит перед старшеклассниками всегда, а сейчас она особо актуальна в связи с последними изменениями, происходящими в Республике. О множестве новых профессий школьники имеют мало информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения. Профессиональный выбор, сделанный с учётом таких факторов, как запрос рынка труда, требования профессии к человеку и его индивидуальным особенностям, становится важнейшим условием успешного освоения профессии, гармоничного вхождения в трудовую деятельность, формирования конкурентоспособного профессионала, в конечном счёте – благополучия его семьи.

Профориентация – комплекс психолого-педагогических мер, направленный на профессиональное самоопределение школьника. Профориентация реализуется через образовательный процесс, воспитательную, внеурочную и внешкольную работу с учащимися.

Цель профориентационной работы в школе:

- оказания профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности;

- выработка у школьников профессионального самоопределения в условиях свободы выбора сферы деятельности, в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Задачи профориентационной работы:

- получение данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся;

- выработка гибкой системы сотрудничества старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования.

Этапы и содержание профориентационной работы в школе:

 
 

     
 
 
 


Основным принципом психологического сопровождения системы профориентационной работы в рамках школы является отход от директивно-диагностического подхода, целью которого является поиск соответствия меж­ду требованиями профессии и индивидуальными особенностями ученика, в сторону развивающей (активизирующей) профконсультации, не исключающей активности самого субъекта из процесса решения жизненно важной задачи и рассматривающей ее как главный фактор правильного выбора.

Основная цель развивающей профконсультации- это активизация про­цесса формирования психологической готовности учащегося к профессио­нальному самоопределению, которая включается в учебно-воспитательный процесс. Причем деятельность по системе развивающих профконсультаций подразумевает работу с учащимися разного возраста.

Структура развивающей профконсультации:

1. Констатация стадии профессионального плана учащегося.

2. Проведение диагностического обследования интересов, склонностей, способностей, типологических особенностей ученика.

3. Оценка вместе с учащимся полученных результатов, совместная разработка плана подготовки к профессиональному выбору.

4. Подготовка для учащегося индивидуальной системы коррекционно-развивающих мероприятий по самовоспитанию, развитию необходимых качеств.

5. Проведение контроля за осуществлением намеченного плана подготовки к профессии, завершающая беседа.

Примерные темы родительских собраний

7 класс:

- Эффективные способы общения с подростком.

- О чем можно и необходимо разговаривать с подростком.

- Почему учиться трудно?

8 класс:

- Какие факторы оказывают значительное внимание на выбор профессии…

- Временная жизненная перспектива. Что это такое?

- Психологические особенности подросткового периода.

- Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремления к самостоятельности.

9 класс:

- Как помочь подростку приобрести уверенность в себе.

- Склонности и интересы подростков в выборе профессий.

- Как научиться быть ответственным за свои поступки.

- Как правильно выбрать профессию.

10 класс;

- Что необходимо знать родителям старшеклассников.

- Юношеский возраст: самоопределение, надежды, поиск.

11класс:

- Профессии, которые выбирают наши дети.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: