Психолого-педагогического сопровождения учащегося
_________ класса
ФИО ребенка _________________________________________________________________
Дата рождения ____________________________ полных лет _________________________
Адрес места проживания _______________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Родители (ФИО, место работы):
Мать - _________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________
Отец - __________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Социальный статус (ребенка, семьи) ________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Условия проживания ребенка - ____________________________________________________
________________________________________________________________________________
Занятие ребенка в неурочное время (посещение кружков, хобби и т.д.) ___________________
________________________________________________________________________________
Состоит ли на учете (в образовательной организации, ССД, ОКПДН и по какой причине) _____________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________
Проводимая работа:
Дата | Описание проводимой работы | С кем проводилась работа (ребенок, члены семьи, педагоги) |
В столбце «Описание проводимой работы»вписывается полная информация о проведенной работе в отношении данного ребенка по всем видам работ:
· диагностика (название методики, автор) с целью изучения…
· результаты диагностики
· рекомендации
· консультирование по данной проблеме
· коррекционная работа (какая, расписать)
· консультация по запросу (проблемный вопрос и пути решения) и т.д.
Карта психолого-педагогического сопровождения класса (Форма 7), где отображается подробная информация о проведённой групповой работе с классом: диагностика, беседы, просветительские и профилактические мероприятия, коррекционно-развивающие занятия и так далее.
Форма 7.
Карта психолого-педагогического сопровождения класса
Дата | Форма работы | Тематика | Примечание |
Форма 8.
ЖУРНАЛ
Проведения коррекционно-восстановительной и развивающей работы
_______________ класса (группы)
Тема: ________________________________________________________________________
№ | Список участников | Даты, отметка о посещении | Тема | Форма работы | Примечание | |||||||||
Форма 9.
Протокол группового диагностического обследования
Дата | Название методики | Список класса (группы) | Примечание*** | |||||||||
* | ||||||||||||
** | ||||||||||||
* - ФИ учащихся или код
** - результаты каждого ребенка, выраженные в баллах
*** - например, отметить уровни развития определенных психических функций или выделить виды помощи для отдельных детей.
Протоколы индивидуального обследования заполняются в произвольной форме, могут храниться вместе с Индивидуальной карточкой психолого-педагогического сопровождения учащегося.
Форма 10.
Протокол психологического анализа урока (занятия)
Дата наблюдения __________ Класс (группа)___________
Учитель (воспитатель) _______________________________________
Тема урока (занятия) _______________________________________________
Цель посещения ___________________________________________________
__________________________________________________________________
Ход урока (занятия) | Анализ наблюдений |
1. Учебная деятельность и эмоциональное состояние учащихся (детей) | |
2. Структура и динамика урока (занятия) | |
Анализ деятельности учителя (воспитателя) | |
Выводы рекомендации: ____________________________________________
или
АНАЛИЗ
Урока
Дата ___________ Класс __________ Предмет ______________________________________
Учитель ______________________________________________________________________
Цель контроля: эффективность реализации психологического аспекта урока
Тема урока ____________________________________________________________________
Цель:
а) образовательная ______________________________________________________________
б) развивающая ________________________________________________________________
в) воспитательная ______________________________________________________________
Цель определена (правильно, четко, взаимосвязано) _________________________________
Тип урока: (изучение нового материала, закрепление (проверка) знаний, умений и навыков, комбинированный, лекция, семинар, конференция, диспут, зачет, лабораторная работа, практическое занятие, факультатив, экскурсия, контрольная работа, собеседование, консультация, деловая игра, игра и т.д.)
Основные компоненты аспекта урока | Параметры характеристик | Оценка |
Ощущение | Содержание, методы и средства развития у учащихся ощущений с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей | |
Учет в процессе обучения специфики видов ощущений и их характеристик | ||
Направления учебно-познавательной деятельности учащихся на развитие отдельного ощущения - доминирующего или рационального для данной возрастной группы комплекса ощущений | ||
Знание и реализация в процессе обучения закономерного ощущения (абсолютный порог ощущения, абсолютная чувствительность, адаптация) | ||
Подбор упражнений для использования различных анализаторов в процессе развития ощущений учеников | ||
Отбор и реализация различных способов интеграции ощущений различных видов | ||
Восприятие, наблюдательность | Рациональность выбора и реализации на уроке содержания, форм, методов и средств развития восприятия и наблюдений учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей | |
Учет в процессе обучения такого свойства восприятия и наблюдения как избирательность (выделение среди других «объекта наблюдения», основного, существенного на фоне наблюдаемого, концентрация внимания учащихся на существенном) | ||
Развитие восприятия как важного психического процесса личности на основе знаний его основных характеристик (константу, предметность, целостность, обобщенность) | ||
Формирование у учащихся на уроке целенаправленного планомерного восприятия и наблюдательности, т.е. умений и навыков наблюдать предметы и явления, сравнивать их, различать | ||
Содержание, формы и средства формирования у учащихся любознательности и интереса к окружающему миру, предмету, который изучают на уроке | ||
Внимание | Выбор и реализация содержания учебного материала, методов и средств развития внимания учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей | |
Знание и учет учителем в процессе развития внимания учащихся внешних и внутренних факторов, обусловливающих избирательность внимания | ||
Рациональность выбора и использования способов, средств тренировки внешнего проявления внимания учащихся | ||
Рациональное сочетание развития произвольного и непроизвольного внимания учеников в процессе обучения | ||
Направления деятельности учителя и учеников на формирование основных свойств внимания (сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение, переключение) | ||
Реализация совокупных факторов воспитательного характера, способствующих развитию внимания учащихся в процессе обучения (чувство долга и ответственности, организованность, дисциплинированность, самостоятельная творческая работа учащихся) | ||
Память | Выбор и реализация содержания, методов и средств развития памяти учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей | |
Приемы организации учебно-познавательной деятельности, которые способствуют запоминанию, сохранению в памяти изученного материала, воспроизводству и распознаванию информации | ||
Рациональное сочетание развития различных видов памяти (ориентир на развитие оперативной и долговременной) | ||
Установка в процессе обучения на запоминание учениками изученного материала | ||
Определение в процессе учебной цели - доминанты в развитии памяти учеников, то есть преимущественное формирование одного-двух видов памяти | ||
Выработка у учащихся рациональных приемов запоминания и тренажа памяти | ||
Учет в процессе обучения объективного свойства памяти человека - способности забывать | ||
Мышление | Содержание, методы и средства развития у учащихся мышления с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей | |
Оптимальное сочетание слуховых, зрительных, двигательных анализаторов для развития мышления учащихся | ||
Рациональность выбора и использования способов формирования у учащихся мыслительных операций (сравнение, анализ, синтез, обобщение, абстрагирование) | ||
Обеспечение интеграции основных форм мышления (понятие, суждение, умозаключение) в процессе его развития | ||
Способы и средства развития предметно-действенного, наглядно-образного и абстрактного мышления в комплексе или одного из них - доминирующего | ||
Развитие речи учащихся: устной и письменной, как средства мышления и общения | ||
Воображение | Содержание, методы и средства развития воображения в процессе обучения | |
Знание учителем физиологической основы воображения и опора на нее в процессе обучения | ||
Формирование непроизвольного и произвольного воображения, определение воображения-доминанты, рациональное их сочетание | ||
Способы формирования творческого воображения | ||
Развитие у учащихся специфических форм воображения-мечты, фантазии | ||
Использование различных форм организации творческой учебно-познавательной деятельности учащихся как важного условия развития воображения | ||
Эмоционально-волевая сфера | Содержание, методы и средства развития у учащихся эмоций, чувств, воли | |
Учет учителем в процессе обучения взаимодействия положительных и отрицательных эмоций, невозможности существования одного без другого | ||
Ознакомление учащихся с формами внешнего проявления эмоций в их оптимальном варианте | ||
Обеспечение условий на уроке для хорошего настроения учащихся | ||
Выбор и использование способов предотвращения аффекта и стрессов в процессе обучения | ||
Формирование у учащихся в процессе обучения высших чувств (моральных, интеллектуальных, эстетических) | ||
Прививание и выработка у учащихся навыков управлять своими чувствами | ||
Формирование у учащихся воли и умений преодолевать трудности, препятствия и т.д. | ||
Формирование у учащихся целеустремленности, самостоятельности, решительности, настойчивости, выдержки, мужества, смелости, дисциплинированности | ||
Учебно-познавательная деятельность | Содержание, методы и средства формирования позитивных, педагогически целесообразных и социально значимых мотивов учебно-познавательной деятельности учащихся | |
Формирование интеллектуальной сферы личности (знания, умения, способности) с помощью соответствующего содержания учебного материала и способов его реализации | ||
Развитие интересов учащихся к учебно-познавательной деятельности и ее результатов | ||
Рациональный выбор и использование учащимися способов действий в решении учебных задач - проектировочная деятельность | ||
Обеспечение оптимального сочетания функций способа действий учащихся, преподавателя в учебно-познавательной деятельности, направления ее на приоритетность ориентационной функции - операционная деятельность | ||
Место и доля на уроке самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся реконструктивного характера | ||
Темперамент | Дифференцированный выбор содержания и объема учебного материала, форм, методов и средств обучения с учетом темперамента учащихся | |
Обеспечение оптимального темпоритму труда учащихся на уроке с учетом особенностей типов темперамента | ||
Мотивация и целевая установка в процессе обучения на повышение производительности труда учащихся, достижения цели учебно-познавательной деятельности | ||
Выявление природных задатков учащихся и развитие на этой основе их способностей | ||
Общение учителя и учащихся | Обеспечение условий формирования общения высшего уровня | |
Характер стиля общения (демократический, автократический, либеральный) | ||
Положительная установка на общение высшего уровня | ||
Формирование у учащихся умений самооценки общения в системах «учитель - ученик», «ученик - ученик» | ||
Социализация личности ученики в процессе межличностного общения на уроке |
Выводы и рекомендации __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Провел анализ (фамилия, инициалы, должность)____________________________________
или
АНАЛИЗ
(психологический аспект урока)
Оценивается: организация, уровень адекватности, степень проявления (или выполнения) и достижения данных аспектов урока.
Оценка показателей:
5 баллов - соответствует максимуму реализации данного качества, целей, результатов или вида деятельности;
4 балла - качества развиваются в ходе урока или вид деятельности осуществляется на допустимом уровне (часто)
3 балла - качества или вид деятельности осуществляются на критическом уровне (редко)
2 балла - качество проявляется очень редко и недостаточно выражено
1 балл - качества слабо выражены или вид деятельности неэффективен
0 баллов - качества не выражены или вид деятельности не используется
Аспекты | Балы | |||||
Наличие психологических целей урока | ||||||
Психология обучения мотивация (проблематизация) через: • постановку цели (связь с будущими знаниями) • формирование ассоциативного ряда (связь с предыдущими знаниями) • "бытовая" мотивация (где в жизни применяется данное знание) | ||||||
Структура учебной деятельности на уроке • ориентация в учебном материале • целеполагание • проектирование будущей деятельности • организация работы • реализация поставленных целей и задач • оценка результатов • коррекция деятельности учащихся | ||||||
Психология обучения установка на: • внимание • понимание • запоминание • применение • понятийный строй мышления • языковой интеллект • внутренний план действий установка на развитие (совершенствование практического интеллекта): • предприимчивости • бережливости • умение быстро и оперативно решать задачи опора на различные виды памяти: • образную • словесно-логическую • эмоциональную | ||||||
Формирование способов умственных действий • сравнение, анализ • обобщение, синтез • понятие, классификация • суждение, умозаключение • воображение, интуиция • рефлексия (переосмысление) | ||||||
Учет индивидуальных особенностей учащихся • знания психофизических особенностей • уровневая дифференциация • дифференциация степени помощи | ||||||
Личностно-ориентированный подход • понимание детей • признание детей • принятие детей • сопереживание (эмпатия) • ценить (уважать) | ||||||
учет познавательного профиля ребенка: • ведущего типа субъектного опыта • форм учебного материала методы и приемы: • диалог • полилог (групповое обсуждение) • игровые и рефлексивные • педагогическая поддержка • создание ситуации успеха • создание ситуации коллективного и индивидуального выбора • выбор содержания и способа учебной работы | ||||||
Формирование СМО (самокеруючы механизмов личности) • познавательная мотивация • морально-волевая мотивация • самоанализ • самоконтроль • самовоспитания • самообучения, самообразование • самоутверждения (Я-концепция) • саморегуляция • самооценивание | ||||||
Отношения, психологический климат • групповая сплоченность • конфликтность в учебном коллективе • удовлетворенность работой на уроке стиль взаимоотношений "учитель-ученик" • авторитарный • попустительський • демократический • сотрудничество стиль взаимоотношений "ученик-учитель" • почтенный • зависимо-подчинен • агрессивный • дружелюбный • равнодушен • захвачен • неприязненная стиль взаимоотношений "ученик-ученик" • кооперация (сотрудничество) • конкуренция • обособленность | ||||||
Форма 11.
Акт* № ______
передачи рабочей документации педагогом-психологом (практическим психологом), социальным педагогом
№ п/п | Папка | Файловые папки | Содержание папок | Примечания |
Вывод руководителя учреждения______________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Акт составлен в _____ экземплярах 1-й экземпляр - (кому)
2-й экземпляр и т.д.
Председатель комиссии: ___________________ (подпись)
Члены комиссии: ___________________ (подпись)
Педагог-психолог (практический психолог),
социальный педагог ___________________ (подпись)
*(в случае увольнения с работы педагог-психолог (практический психолог), социальный педагог осуществляет передачу документации по акту)
Форма 12.
Директору
(название учреждения,
ФИО руководителя учреждения)
Заявление.
Мы, родители учеников ____ класса выражаем согласие на проведение диагностической, коррекционно-развивающей и просветительской работы психолога учреждения с нашими детьми:
№ пп | Фамилия и имя ученика | Ф.И.О. одного из родителей или лица, которое их заменяет | Подпись |
… |
Приложение 8.