- сравнительный
- лонгитюдинальный
- комплексный
Эти методы действуют на протяжении всего исследования, их эффективность определяется по конечным результатам.
Эмпирические методы
- обсервационные (наблюдение и самонаблюдение)
- экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий э-т)
- психодиагностические (тесты стандартизированные и проективные, анкетирование, социометрия, интервью, беседа)
-праксиметрические методы (анализ процессов продуктов деятельности, хронометрия)
- моделирование (математическое, кибернетическое)
- биографические методы (анализ фактов и событий жизненного пути человека).
Применение методов 2 группы зависит от того, каким организационным методом пользуется исследователь (1 группа).
Методы обработки данных
- количественный анализ
- качественный анализ
- факторный анализ
- контентанализ и т.д.
Интерпретационные методы
- генетический метод (исследование генетических связей между изучаемыми явлениями)
- структурный метод (исследование связей между частями и целыми, между отдельными параметрами развития и организмом). Результат: типологии, психологические профили и др.
|
|
Критерии для дифференциации методов психологического исследования:
1. Критерий непосредственности – опосредованности проникновения в психику субъекта
- прямой (интроспекция)
- косвенный (все методы в настоящее время)
Критерий динамики
- поперечно-срезовые методы
- лонгитюдные методы
3. Критерий генерализации результатов исследования
- методы широкой репрезентативности (анкетирование случайной выборки)
- методы узкой репрезентативности (метод case study – исследование одного случая)
4. Критерий представленности субъекта исследования
- интерактивные методы (беседа, интервью)
- методы анализа артефактов психической жизни (анализ продуктов деятельности, биографический метод, рисуночные тесты)
5. Критерий формализованности процедуры исследования
- алгоритмизованные формальные методы (метод тестов-опросников)
- неформальные методы (развитие исследования зависит от конкретных действий или высказываний испытуемого – метод включённого наблюдения).
6. Критерий способа обработки данных исследования
- методы количественного анализа
- методы качественного анализа.
7. Критерий интервентности (вмешательство)
- наблюдение (максимально неинтервентный)
- эксперимент (максимально интервентный).
Семинар 4
Тема:
Методы психологии
Основные понятия:
Методология
Метод
Методика
Классификация методов (Рубинштейн С.Л.)
Классификация методов (Генчо Д.Пирьов)
|
|
Классификация методов (Б.Г.Ананьева)
Наблюдение
Эксперимент
Тестирование
Анкетирование
Социометрия
Интервью
Беседа
Анализ продуктов деятельности
Хронометрия
Биографические методы
Литература:
Березанская Н.Б. Нуркова В.В. Психология: Учебник. – М. 2004. С. 33-38.
Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб, 2001. С. 190-206, С. 206-215.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989. С. 44-62.
Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко. – М., 1996. 440 с.