Организационные методы

- сравнительный

- лонгитюдинальный

- комплексный

Эти методы действуют на протяжении всего исследования, их эффективность определяется по конечным результатам.

Эмпирические методы

- обсервационные (наблюдение и самонаблюдение)

- экспериментальные (лабораторный, естественный, формирующий э-т)

- психодиагностические (тесты стандартизированные и проективные, анкетирование, социометрия, интервью, беседа)

-праксиметрические методы (анализ процессов продуктов деятельности, хронометрия)

- моделирование (математическое, кибернетическое)

- биографические методы (анализ фактов и событий жизненного пути человека).

Применение методов 2 группы зависит от того, каким организационным методом пользуется исследователь (1 группа).

Методы обработки данных

- количественный анализ

- качественный анализ

- факторный анализ

- контентанализ и т.д.

Интерпретационные методы

- генетический метод (исследование генетических связей между изучаемыми явлениями)

- структурный метод (исследование связей между частями и целыми, между отдельными параметрами развития и организмом). Результат: типологии, психологические профили и др.

Критерии для дифференциации методов психологического исследования:

1. Критерий непосредственности – опосредованности проникновения в психику субъекта

- прямой (интроспекция)

- косвенный (все методы в настоящее время)

Критерий динамики

- поперечно-срезовые методы

- лонгитюдные методы

3. Критерий генерализации результатов исследования

- методы широкой репрезентативности (анкетирование случайной выборки)

- методы узкой репрезентативности (метод case study – исследование одного случая)

4. Критерий представленности субъекта исследования

- интерактивные методы (беседа, интервью)

- методы анализа артефактов психической жизни (анализ продуктов деятельности, биографический метод, рисуночные тесты)

5. Критерий формализованности процедуры исследования

- алгоритмизованные формальные методы (метод тестов-опросников)

- неформальные методы (развитие исследования зависит от конкретных действий или высказываний испытуемого – метод включённого наблюдения).

6. Критерий способа обработки данных исследования

- методы количественного анализа

- методы качественного анализа.

7. Критерий интервентности (вмешательство)

- наблюдение (максимально неинтервентный)

- эксперимент (максимально интервентный).

Семинар 4

Тема:

Методы психологии

Основные понятия:

Методология

Метод

Методика

Классификация методов (Рубинштейн С.Л.)

Классификация методов (Генчо Д.Пирьов)

Классификация методов (Б.Г.Ананьева)

Наблюдение

Эксперимент

Тестирование

Анкетирование

Социометрия

Интервью

Беседа

Анализ продуктов деятельности

Хронометрия

Биографические методы

Литература:

Березанская Н.Б. Нуркова В.В. Психология: Учебник. – М. 2004. С. 33-38.

Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб, 2001. С. 190-206, С. 206-215.

Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. – М., 1989. С. 44-62.

Психологический словарь / Под ред. В.П.Зинченко. – М., 1996. 440 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: