Классификация методов (Б.Г.Ананьев)

Методы

Методология – система методов научного исследования

Метод – путь познания, способ посредством которого познаётся предмет науки (С.Л.Рубинштейн).

Методика – частная реализация метода.

С.Л.Рубинштейн в одной из первых классификаций выделил:

Основные методы: наблюдение и эксперимент.

Наблюдение: внешнее (объективное) и внутреннее (самонаблюдение).

Эксперимент: лабораторный, естественный, психолого-педагогический (формирующий).

Дополнительные методы: исследование продуктов деятельности, беседа, анкета.

Также признавал сравнительный метод (сопоставление нормального и патологического развития) и генетический метод (в детской психологии).

Особенности подхода

- Идентификация генетического принципа и метода. На самом деле генетический принцип определяет не только генетический, но и другие методы.

- Отождествлял метод самонаблюдения с принципом интроспекции.

- Отрицательное отношение к тестированию.

Классификация методов (Генчо Д.Пирьов)

1. Наблюдение 1. Объективное наблюдение а)непосредственное - Индивидуальное и коллективное - Интенсивно-экстенсивное - объективно-клиническое
б)опосредованное - анкеты - вопросники - изучение продуктов деятельности
2.Самонаблюдение а)непосредственное - словесный отчёт
б)опосредованное - дневники, письма, автобиографии, воспоминания
2. Эксперимент 1. Лабораторный а) классический эксперимент - метод раздражения - метод выразительных движений - метод реакций
б) метод тестов - нестандартизированные - стандартизированные
2. Естественный а) в условиях труда б) в условиях учения в) в условиях игры
3. Психолого-педагогический а) констатирующий б) формирующий (обучающий)
3. Моделирование а) физическое и математическое б) имитационное и схематическое в) кибернетическое
4. Психологическая характеристика   Синтетический методический приём
5. Вспомогательные методы а) физиологические, фармакологические, биохимические и др. б) математические (статистические) в) графические
6. Специальные методические приёмы а) генетические - филогенетические - онтогенетические - биографический метод - лонгитюдинальный метод
б) сравнительный подход в) психопатологический подход

«+»

  1. Соответствие современному состоянию психологии
  2. Модификации методов моделирования
  3. Разветвлённая система экспериментальных методов
  4. Различные средства непосредственного и опосредованного познания в методе наблюдения.

Особенности

Метод тестов (стандартизированных и нестандартизированных) включён в систему экспериментальных методов.

Противоречия (связаны с противоречиями в современной психологии)

  1. Использует понятия метод, приём, подход

- методы (эксперимент, моделирование, вспомогательные методы)

- методический приём (синтетическая характеристика)

- методический подход (генетический, сравнительный, патопсихологический).

Между этими понятиями есть существенные различия, которые создают проблему для построения линейной классификации.

  1. Двойственное положение в классификации методов других наук

Многие из них (фармакологические, биохимические пробы и др.) используются в качестве основных операций исследования в психологии. Однако, обозначаются они чаще всего как вспомогательные.

Математические методы (статистические) отнесены к вспомогательным, а математические к одному из основных – моделированию. Моделирование вообще состоит из методов других наук (физическое, кибернетическое и т.д.).

Классификация методов (Б.Г.Ананьев)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: