Наблюдение в психологии

Интроспекция – (лат.) «гляжу внутрь, всматриваюсь.

Представители психологии сознания считали, что душа, как замкнутый внутренний мир, может познаваться только лишь одним способом: внутренним зрением, т.е. с помощью интроспекции.

Интроспекция, как субъективный метод исследования, представляет собой наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания. В основе этого метода представление о том, что сознание человека познаётся принципиально иначе, чем внешний мир, а именно путём внутреннего созерцания.

Формула: «Только я сам могу судить о том, что происходит в моём внутреннем мире»

Ретроспекция – это смотрение в прошлое.

Самонаблюдение – получение данных посредством наблюдения субъекта за его собственными психическими процессами и состояниями.

Самонаблюдение, как субъективный метод исследования, используется в психологии, но не является основным. Возможность самонаблюдения является показателем психического развития человека. Результаты самонаблюдения могут фиксироваться в различных документах: самоотчёты, дневники, письма и т.д.

Самонаблюдение (словесный отчёт) в сочетании с другими методами.

Опосредствованное самонаблюдение (дневники, автобиографические материалы, переписка и др.).

Наблюдение – это целенаправленное изучение людей на основе восприятия их действий и поступков в различных естественных условиях.

Виды:

Основания классификации Виды наблюдения
Характер контакта с объектом наблюдения (ОН) Непосредственное Опосредованное
Условия осуществления Полевое Лабораторное
Характер взаимодействия с ОН (1) Включённое Невключённое
Характер взаимодействия ОН (2) Открытое Скрытое
Упорядоченность во времени Сплошное Выборочное
Упорядоченность в проведении Структурированное Произвольное (неструктурированное)
Характер фиксации результатов Констатирующее Оценивающее
Цели Систематическое Поисковое

М.Я.Басов: «Наблюдение собирает то, что предлагает ему природа. Опыт же берёт у природы то, что он хочет».

Требования:

  1. Наблюдение должно быть целенаправленным (перед тем, как начать наблюдение, исследователь должен сформулировать цель и задачи наблюдения, которые определяются гипотезой самого наблюдения).
  2. Наблюдение должно быть систематическим и проводиться неоднократно.
  3. Наблюдение должно проводиться в естественных для испытуемого условиях.
  4. Экспериментатор должен обязательно вести дневник наблюдений. Его нужно вести в процессе наблюдения.
  5. Экспериментатор должен овладеть искусством наблюдения (в процессе наблюдения и анализа проявляются особенности самого наблюдателя):

- функциональные (восприятие, память, мышление);

- индивидуально-психологические (характер, темперамент);

- особенности, связанные с содержанием наблюдения (цель, собственная точка зрения, особенности личности).

6. Объективность результатов достигается, т.к. есть возможность контроля и проверки, а именно – повтор наблюдения или использование других методов.

Достоинства:

Может осуществляться в естественных условиях жизни и деятельности испытуемого.

Недостаток:

Исследователь занимает пассивную позицию.

Проблема интерпретации результатов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: