Краткая характеристика методов

Сравнительный метод

Наиболее сложившийся и проверенный на опыте, используется в различных психологических дисциплинах. Широко применяется в общей психологии (сопоставление различных контингентов испытуемых или «выборок»), в социальной психологии (сопоставление различных типов малых групп и др.), в патопсихологии (сравнение людей с проблемами и людей с нормой). В возрастной психологии сравнительный метод выступает как метод возрастных или «поперечных» срезов.

  1. Сравнительные возрастные исследования могут охватывать различные фазы одного или двух смежных периодов (напр., детства и отрочества), но в отношении всего комплекса изучаемых явлений (напр., восприятия или мышления).
  2. Сравнительный возрастной метод представляет собой сопоставление отдельных периодов. Напр., исследование А.А.Смирнова: сопоставление особенности некоторых мнемических процессов у дошкольников, школьников, взрослых людей.

Лонгитюдиальный метод

(Р.Заззо)

Более точен в определении возможностей развития, научного психологического прогноза. Устраняет такой недостаток метода поперечных срезов, как уравнение всех индивидов данного возраста, в данной популяции. Сложнее, чем метод поперечных срезов, применим в возрастной и генетической психологии. Исследование определяется программой на ряд лет, короткие лонгитюды не эффективны. Длительное наблюдение, постоянное воспроизведение тестов, использование др. методов характеризует лонгитюд как способ многолетнего исследования. Итогом использования этого метода будет монография или ряд монографий, описывающих ход психического развития. Существуют недостатки: адаптация испытуемых к условиям опыта, тренированность, небольшое количество испытуемых не даёт оснований для построения возрастных синдромов, как при использовании сравнительного метода. Поэтому Р.Заззо рекомендовал сочетать оба метода.

Комплексный метод

Сложные исследования, в которые включаются многие науки. Программа комплексного исследования определяется общностью изучаемого объекта и разделением функций между отдельными дисциплинами (напр., физическое и психическое развитие, экономические показатели и индивидуальный стиль деятельности).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: