Лекция № 1. Психология как наука

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

Учебное пособие

Составитель:

О.А. Жученко

Ижевск

ФГБОУ ВПО «Ижевская ГСХА»

УДК 159.9 (075.8)

ББК 88я73

Учебное пособие разработано в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования.

Рассмотрено и рекомендовано к изданию редакционно-издательским советом ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, протокол № __ от «» 2014 г.

Рецензенты:

А.А. Баранов – д. псих. н., профессор, директор Института педагогики, психологии и социальных технологий ФГБОУ ВПО «Удмуртский государственный университет».

Н.А. Кравченко – к. пед. н., доцент кафедры ЭКИТ.

Составитель:

О.А. Жученко – старший преподаватель кафедры философии

П 86 Психология: конспект лекций. Учебное пособие / сост. О.А. Жученко. – Ижевск: ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014. – 89 с.

Учебное пособие составлено на основе ФГОС ВПО, учебного плана, рабочей программы по дисциплине «Психология».

Пособие содержит конспект лекций, вопросы для самопроверки, список использованной литературы.

Учебное пособие предназначено для студентов очной, заочной формы обучения, изучающих учебные дисциплины «Психология», «Психология и педагогика».

© Жученко О.А., сост., 2014

©ФГБОУ ВПО Ижевская ГСХА, 2014

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................ 4

Лекция № 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА................................................................................... 6

Лекция № 2. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ЛИЧНОСТИ...................................................... 13

Лекция № 3. ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА................................................................................ 24

Лекция № 4. ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВЫЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ........................ 32

Лекция № 5. ОСОБЕННОСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ..................................... 44

Лекция № 6. ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ.................................................................................... 60

Лекция № 7. ПСИХОЛОГИЯ МАЛЫХ ГРУПП.......................................................................... 70

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ........................................................................ 83

ВВЕДЕНИЕ

Дисциплина «Психология» является значимым элементом в подготовке бакалавров, так как ее изучение способствует формированию общекультурных и профессиональных компетенций:

· Готовности к кооперации с коллегами, работе в коллективе.

· Стремлению к личностному и профессиональному саморазвитию.

· Умению критически оценивать личные достоинства и недостатки.

· Умению логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь.

· Обладанию высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Цель изучения данной дисциплины — формирование общекультурных и профессиональных компетенций в области психологии, которые войдут органичными частями в структуру будущей профессиональной компетентности.

Достижение цели возможно при решении следующих задач:

· сформировать компетенции личностного самосовершенствования;

· овладеть понятийным аппаратом, описывающим когнитивную, эмоционально-волевую, мотивационную сферы личности, вопросы общения, деятельности и саморазвития;

· развить способность решать социально-психологические проблемы, возникающие, в малых и средних группах (коллективах, семьях и т.п.), за счет приобретения умений разрешать конфликты в различных сферах деятельности;

· ознакомить с основными научными школами психологии;

· научить учитывать индивидуально-типологические особенности людей в учебно-профессиональной деятельности и в межличностном взаимодействии;

· повысить мотивацию студентов к изучению психологии, за счет интерактивных методов обучения и развития их психических познавательных процессов.

Актуальность изучения «Психологии» состоит в необходимости развития познавательных процессов, способностей, коммуникабельности, адекватной самооценки, саморегуляции, рефлексии вследствие повышенных требований к личностной и профессиональной компетентности человека, предъявляемых современным обществом.

Раздел лекции «Психология малых групп», посвященный кризисам профессионального становления, составлен старшим преподавателем кафедры философии ФГБОУ ВПО «Ижевская ГСХА» О.В. Кубашевой.

Лекция № 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА

1. Понятие о психологии.

2. Психика животных и человека.

Основные понятия: психология, психика, сознание, бессознательное, эксперимент, анкета, тест, наблюдение, методы.

1. Понятие о психологии

Я — психолог... о вот наука!

(А.С. Пушкин «Сцена из Фауста»)

«Психология» = psyche – душа + logos – учение, наука.

ПСИХОЛОГИЯ — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности [В.М. Блейхер].

Предмет психологии — психика.

ПСИХИКА — это системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении им неотчуждаемой от него картины мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности [А.А. Реан].

Задача психологии – познание психического посредством раскрытия тех объективных связей, которыми оно объективно определяется. При этом психическое переживается субъектом как непосредственная данность, но познается лишь опосредованно – через отношение его к объективному миру. И в этом – ключ к разгадке таинственной природы психологического познания [С.Л. Рубинштейн].

В таблице 1 показано сравнение житейской (обыденной) и научной психологии. С житейской психологией мы сталкиваемся каждый день, каждую минуту нашей жизни при реализации каких-то задач, взаимодействии с окружающими людьми, оказании моральной и материальной помощи близким, друзьям. Обыденная и научная психология отличаются, при этом взаимодействуя друг с другом.

Таблица 1 – Житейская и научная психология: отличие и взаимодействие

[Ю.Б. Гиппенрейтер]

Житейская (обыденная) психология Научная психология
Знания конкретны, приурочены к конкретной ситуации, людям, задачам. Обобщенность знаний. Для этого используются научные понятия, позволяющие увидеть общие тенденции развития личности и ее индивидуальные особенности.
Знания интуитивны, приобретаются путем проб и ошибок. Знания рациональны и осознанны. Выдвижение гипотез и проверка следствий.
Ограниченная возможность передачи знаний. Передача знаний возможна благодаря тому, что они кристаллизуются в понятиях и законах.
Методы получения знаний: наблюдение и размышление Много методов, главным из которых является эксперимент
Отсутствие специальных отраслей Наличие специальных отраслей

Таким образом, научная психология:

1. опирается на житейский психологический опыт;

2. извлекает из него свои задачи;

3. проверяется житейским опытом.

Особенности психологии как науки [Ю.Б. Гиппенрейтер]:

1. Наука о самом сложном, что пока известно человечеству. Психика – свойство высокоорганизованной материи. Мозг человека – самая высокоорганизованная материя, известная нам. Так же начинается трактат «О душе» Аристотеля. Поэтому в системе наук психологии должно быть отведено особое место.

2. Как бы сливаются объект и субъект познания. Поясним на сравнении: родившись, человек не осознает и не помнит себя. Постепенно он начинает познавать мир, социализироваться. Примерно в подростковом возрасте начинает задавать вопросы: «Кто я? Какой я? Почему я живу?» Психические процессы, с помощью которых человек изучал окружающий мир, начинают служить для познания самого себя. То же самое происходит и в рамках всего человечества. В первобытном обществе основные силы людей уходили на борьбу за существование, на освоение внешнего мира. Постепенно росли силы и возможности человечества. Стали появляться материальная и духовная культура, письменность, искусство, науки. Но наступил момент, когда человек задал себе вопрос: «Что за силы, дающие возможность творить, исследовать, подчинять себе мир, какова природа разума?» Этот момент стал рождением психологического знания. Если раньше мысль человека направлялась на внешний мир, то теперь она обратилась на саму себя. Человек с помощью мышления начал изучать само мышление. Таким образом, задачи психологии несоизмеримо сложнее задач любой другой науки, ибо только в ней мысль совершает поворот на себя, только в ней научное сознание человека становится его научным самосознанием.

3. Уникальные практические следствия. Познать нечто – значит овладеть этим «нечто», научиться им управлять. Научиться управлять своими психическими процессами, способностями – задача более грандиозная, чем, например, освоение космоса. Познавая себя, человек будет себя изменять.

Психология делится на фундаментальную и прикладную. «Для обеих наук характерно стремление к получению нового знания и его обобщению. Если первую скорее интересуют основополагающие проблемы психики, теоретический аспект рассмотрения этих проблем и их эмпирическая проверка (общая психология, психофизиология, социальная психология, психология развития и др.), то в прикладной науке приоритет отдается изучению психических явлений в естественной обстановке и использованию полученных в фундаментальной науке знаний в конкретных ситуациях и условиях (эргономика, психология рекламы, психология менеджмента, организационная психология, юридическая психология и др.)» [В.Н. Дружинин].

МЕТОД – это путь познания, это способ, посредством которого познается предмет науки [С.Л. Рубинштейн].

Основные методы психологии:

1. Тестирование.

2. Наблюдение.

3. Анкета.

4. Эксперимент.

5. Беседа.

6. Моделирование.

7. Биографический метод.

8. Анализ продуктов деятельности и др.

Взаимосвязь психологии с другими науками

[Ю.Б. Гиппенрейтер; В.Н. Карандашев; С.К. Нартова-Бочавер]:

· Философия: предмет и методология исследования, происхождение сознания, изучение высших форм мышления, смысл жизни, место и роль человека в социальных отношениях, вопросы одиночества, счастья, ответственности, совести.

· Биологические науки (физиология, анатомия, зоология, этология): возможности психики зависят от нервной системы. Сравнение животных и человека.

· Социология: психика человека социально обусловлена. Переплетаются объекты исследования этих наук (личность, группа, межгрупповые отношения).

· История: психика человека развивалась по законам исторической эволюции. Историка может интересовать психология людей какой-то эпохи.

· Педагогика: глубокое изучение процессов психического развития человека возможно только на основе понимания педагогических закономерностей обучения и воспитания.

· Менеджмент: стили управления людьми, мотивация трудовой деятельности, лидерство, руководство.

· Медицина: психосоматика, лечение личности, а не болезни.

Специальные отрасли психологии:

· Генетическая психология.

· Психофизиология.

· Возрастная психология.

· Дифференциальная психология.

· Психология развития.

· Социальная психология.

· Общая психология.

· Педагогическая психология.

· Медицинская психология.

· Патопсихология.

· Семейная психология.

· Юридическая психология.

· Дифференциальная психология.

· Психотерапия и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: