Лекция № 2. Введение в психологию личности

1. Понятие личности.

2. Потребности и мотивация.

3. Самооценка как центральное образование личности.

Основные понятия: индивид, деятельность, личность, индивидуальность, субъект, направленность, мотивы, мотивация, мотивация достижения успеха, мотивация боязни неудачи, потребности, самооценка, Я-реальное, Я-идеальное, интересы, убеждения, мировоззрение.

Понятие личности

В русском языке «личность» восходит к корню «личина», «маска», которую надевали на себя скоморохи. В английском, французском, немецком языках понятие пришло из латинского persona, - маска, характерная для бога потустороннего мира. Лат. «persona» означает «произносить, говорить через отверстие в маске». Ею пользовался актер, изображая персонаж в античном театре. Маска здесь была выражением определенного типа характера человека и одновременно определяла роль. Позже, с развитием общественных отношений термин перешел в разряд научных.

ЛИЧНОСТЬ понимается как сознательный индивид, занимающий определенное положение в обществе и выполняющий определенные общественные функции[Б. Карвасарский]. Всякий человек является личностью. Еще несколько определений личности:

Личность — это совокупность общественных отношений, реализующихся в многообразных деятельностях [А.Н. Леонтьев].

Личность — системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира, мера его развития как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей [А.М. Столяренко].

Личностью в специфическом смысле этого слова является человек, у которого есть свои позиции, свое ярко выраженное сознательное отношение к жизни, мировоззрение, к которому он пришел в итоге большой сознательной работы.

Человек как личность способен брать ответственность за свои действия, за свой выбор, он должен осознавать последствия своих действий, оценивать свои желания, самого себя. Чтобы быть личностью, нужно иметь сознание и самосознание, мышление (чтобы думать), волю (чтобы делать то, что надо), систему личностных ценностей [В.А. Иванников].

Наряду с понятиями «человек», «личность» в науке нередко используются термины «индивид», «субъект», «индивидуальность». Человек (или животное) рождается индивидом. Термин «индивид» используют, когда рассматривают человека как представителя Homo sapiens, как единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, носителя своеобразных, генетически обусловленных черт [Л.Е. Тарасова]. Как индивиды, люди отличаются друг от друга не только морфофизиологическими особенностями, такими как рост, телесная конституция, цвет глаз, тип нервной системы, но и психологическими свойствами – способностями, темпераментом, эмоциональностью.

Рождаясь как индивид, человек в процессе социализации становится личностью. Личность – понятие социальное, надприродное, выражающее ее общественную сущность.

СУБЪЕКТ — индивид или группа как источник познания и преобразования действительности [А.Я. Анцупов].

Индивидуальность – это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых; оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей. «Индивидуальность» говорим мы о человеке ярком, выделяющимся известным своеобразием. Есть такая «формула»: «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» [А.Г. Асмолов].

Основные характеристики личности [С.Л. Рубинштейн]:

· Активность — способность человека производить общественно значимые преобразования окружающего, проявляющаяся в общении, совместной деятельности, творчестве и саморазвитии.

· Устойчивость — это относительное постоянство личностных свойств. Для человека характерно проявление тенденции реагировать одинаковым способом в одинаковых ситуациях, особенно это увеличивается с возрастом.

· Целостность личности заключается в теснейшей взаимосвязи психических процессов и свойств, образующих единую структуру личности.

СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ — это набор наиболее стабильных и неизменных свойств, проявляемых людьми в разное время в различных ситуациях, а также иерархические отношения между свойствами [Л. Хьелл].

Основные направления в психологии личности:

· Глубинная психология (психоанализ З. Фрейда, аналитическая теория К.Г. Юнга, трансакционный анализ Э. Берна, психоаналитическая теория невротических конфликтов К. Хорни и др.);

· Гуманистическая психология (гуманистическая теория личности А. Маслоу, человеко-центрированный подход К. Роджерса);

· Экзистенциальная психология (Р. Мэй и др.);

· Когнитивная психология (теория личностных конструктов Дж. Келли, социально-когнитивная теория личности А. Бандуры, Дж. Роттер);

· Бихевиоризм (Дж. Уотсон, Б. Скиннер);

· Психопатология личности (теория личностных акцентуаций К. Леонгарда, Г. Шмишека, патопсихология личности Б.В. Зейгарник);

· Диспозициональные теории личности (Г. Олпорт, Р. Кэттелл).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: