В качестве объективного критерия психики А.Н. Леонтьев предлагает рассматривать ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ – способность организмов отражать воздействия, биологически нейтральные, но объективно связанные с биотическими свойствами [Ю.Б. Гиппенрейтер]. Биологически нейтральные воздействия с ами по себе не полезны и не вредны; ими животное не питается, они не разрушают его организм.
Психика возникла потому, что она оказалась «могучим средством приспособления к окружающей среде» [Ю.Б. Гиппенрейтер]. Совершенствование движений вело к улучшению приспособительной деятельности организма, приводящее к улучшению нервной системы, расширению возможностей. В результате совершенствовалась психика. В таблице 2 представлена сущность различий психики животных и человека.
Таблица 2 – Сущность различий психики животных и человека [Ю.Б. Гиппенрейтер]
Критерий сравнения | Психика животных | Психика человека |
Мышление | Конкретное, практическое, подчиняющее животное непосредственному впечатлению от данной ситуации. | Способность человека к абстрактному мышлению устраняет его непосредственную зависимость от данной ситуации. Человек способен отражать воздействия, которые его ожидают, способен прогнозировать. |
Орудие труда | Животное создает его в конкретной ситуации, не сохраняет его впрок. Как только орудие сыграло свою роль, оно тут же перестает существовать для обезьяны как орудие. | Способность создавать и сохранять орудия. Человек создает орудие по заранее продуманному плану, использует его по назначению и сохраняет его. |
Эмоции | Предметы и явления действительности могут вызывать положительные и отрицательные эмоции. | Способность сопереживать в горе и сорадоваться с другим человеком, наслаждаться картинами природы. Есть чувства |
Развитие психики | По законам биологической эволюции | По законам исторического развития. Человек присваивает обществ. опыт, который в наибольшей степени развивает его психику. С момента рождения ребенок овладевает способами употребления орудий, способами общения. |
СОЗНАНИЕ — высшая, интегрирующая форма психики, результат общественно-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми [А.В. Петровский].
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ (англ. Unconscious) — понятие, обозначающее совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании и влиянии которых субъект не отдает себе отчета [Б.Г. Мещеряков]. В бессознательном невозможен целенаправленный контроль за совершаемыми действиями, невозможна и оценка их результата.
В область бессознательного входят: сновидения, автоматизированные движения (навыки), различные оговорки и описки и т.д.
Выводы
Психология — отдельная наука, имеющая свои методы, предмет, задачи, отрасли. Сознание есть только у человека, психика — у животных и человека.
Вопросы для самопроверки
1. «Лошадь, знающая, что она — лошадь, уже не лошадь» [Магид из Межерича]. Почему?
2. Верно или нет и почему? Сознание – это всегда знание о чем-то, что вне его. Оно предполагает отношение субъекта к объективной реальности, к предмету, находящемуся вне сознания [Е.Е. Сапогова].
3. Верно или нет и почему? Главное в методике наблюдения — записывать свои впечатления о происходившем [Е.Е. Сапогова].
4. Верно или нет и почему? Развитие психики определяется необходимостью приспособления организма к среде [Е.Е. Сапогова].