Психоаналитическая концепция З. Фрейда

Структура личности, по З. Фрейду, имеет три составляющие: «оно» (id), «Я» (ego), «сверх –Я» (super – ego). В таблице 3 отражено описание компонентов структуры личности, по З. Фрейду.

Таблица 3 – Компоненты структуры личности, по З. Фрейду

Критерии id ego super – ego
Суть бессознательные импульсы и реакции (биологическая основа; унаследованный от животных биологический опыт). Прирожденная инстанция Функция - приведение импульсов «id» в соответствии с требованиями реальности Это продукт культуры, результат опыта личности, а также влияние общества.
Проявления В желаниях, влечениях, мотивации личности и в ее активности. Самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. Совесть
Принцип Удовольствия - Нормы морали, ценности, социальные требования.

Действия и реакция человека – это результат взаимодействия между этими 3 компонентами (id, ego, super – ego). Взаимоотношения между этими компонентами конфликтны, находятся в противоречии. Стремясь избавиться от возникающих неприятных состояний, человек, с помощью «Я» вырабатывает у себя так называемые защитные механизмы ( или механизмы психологической защиты).

Механизмы психологической защиты [Михайлов; А. Фрейд]:

· Отрицание – недостаточное осознание определенных событий, переживаний и ощущений, которые причинили бы человеку боль при их признании.

· Компенсация – интенсивные попытки исправить или как-то восполнить собственную реальную или воображаемую физическую или психическую неполноценность.

· Регрессия – возвращение в условиях стресса к онтогенетически более ранним или менее зримым типам поведения.

· Проекция – неосознаваемое отвержение собственных эмоциональное неприемлемых мыслей, установок или желаний и приписывание их другим людям.

· Формирование реакции – предотвращение проявления неприемлемых желаний, особенно сексуальных и агрессивных, благодаря развитию противоположных этим желаниям установок и форм поведения.

· Интеллектуализация – неосознаваемый контроль над эмоциями и импульсами за счет выраженной зависимости их от рациональной интерпретации ситуации.

· Вытеснение – исключение из сознания какой-либо идеи или личного опыта и связанных с ними эмоций.

· Смещение – разрядка эмоции на объекты, животных или людей, воспринимаемых индивидом как менее опасные, чем те, которые действительно вызывают гнев.

· Сублимация – замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями.

Гуманистическая теория личности (К. Роджерс, А. Маслоу)

Всякий живой организм наделен стремлением заботиться о своей жизни с целью сохранять ее и улучшать. Представление ребенка о самом себе, т.е. концепция собственного «Я», фактически формируется на основе того разнообразного опыта, который ему придется переживать в общении с другими людьми, и их поведения по отношению к нему. Роджерс называет эту систему представлений «реальным Я».

Человек, кроме того, склонен представлять себя и в идеальном образе – видеть себя тем, чем ему хотелось бы быть в результате реализации своих возможностей – «идеальное Я».

К этому «идеальному Я» и стремится приблизиться «реальное Я». Но, как правило, «реальное Я» сталкивается с противоречием между «идеальным Я», отражающим то, чем человек хотел бы стать, и требованиями общества, проявляющимися, как правило, в виде условного отношения к его поступкам.

Личность уравновешена тем лучше, чем больше согласия, или конгруэнтности, между «реальным Я» человека и его чувствами, мыслями, поведением, что позволяет ему приблизиться к своему «идеальному Я», а именно в этом суть актуализации.

Структура личности, по С.Л. Рубинштейну:

· чего хочет личность, что для нее привлекательно, к чему она стремится? Это вопрос о направленности, установках и тенденциях, потребностях, интересах и идеалах;

· что может личность? Это вопрос о способностях, о дарованиях человека, о его одаренности;

· что личность есть, суть ее, что из ее тенденций и установок вошло у нее в плоть и кровь и закрепилось в качестве стержневых особенностей личности? Это вопрос о характере.

Таким образом, Рубинштейн включает в структуру личности ее направленность, характер и способности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: