Психология теоретическая и практическая

ОТ АВТОРОВ

Предлагаемая вниманию читателей книга представляет собой учебник по курсу «Психоло-гия» и предназначена прежде всего для студен-тов факультетов начальных классов средних спе-циальных учебных заведений педагогического профиля.

Учебник состоит из двух частей. В первой рас-крываются основные понятия и закономерно-сти, составляющие содержание общей, возраст-ной и социальной психологии, даются некото-рые сведения из истории психологии.

Авторы стремились изложить материал таким образом, чтобы полученные знания оказались практически полезными для будущих учителей начальной школы и они сумели использовать их впоследствии в работе со своими учениками. По-этому в большинстве разделов помимо общих сведений представлен материал по развитию де-тей в младшем школьном возрасте. В результате студенты имеют возможность сопоставить общие закономерности развития того или иного психи-ческого процесса с тем, как подобный процесс развивается у учащихся начальных классов, а это, в свою очередь, поможет им лучше понять место и роль возраста в общем психическом развитии ребенка.

Вторая часть книги посвящена особенностям психического развития детей в младшем школь-ном возрасте. Здесь рассматриваются вопросы фи-зического, психического и психофизиологичес-кого развития детей, их подготовленности к обу-чению в школе, анализируются своеобразие и ценность младшего школьного возраста как эта-па развития. Особое внимание уделяется форми-рованию произвольного поведения, развитию мо-


торики, вопросам общения младших школьни-ков со сверстниками и взрослыми, а также роли учителя в становлении межличностных отноше-ний и формировании личности младших школь-ников.

Подробно рассматриваются наиболее типич-ные случаи поведения так называемых трудных детей, особенности их развития.

Даются практические рекомендации по пси-хологическому развитию детей.


Ч а с т ь п е р в а я ОСНОВЫ ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ

Р а з д е л I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ

Тема 1 ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ. ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Что изучает психология. Предыстория научной психологии. Возникновение научной психологии.

Основные направления западной психологии. Развитие отечественной психологии. Отрасли психологии.

Психология теоретическая и практическая.

/./. Что изучает психология

Слово «психология» образовано из двух греческих: «psyche» - душа и «logos» - слово, учение. Оно имеет два значения: психология как наука и психология как сово-купность особенностей характера, внутренний мир чело-века. Именно во втором смысле мы говорим о психологии того или иного человека, группы людей, даже животных, особенно наших домашних кошек и собак.

Такое понимание легло в основу житейской, «бытовой» психологии, которая обобщает и закрепляет опыт многих поколений людей, наш собственный жизненный опыт. Она лежит в основе нашего представления об окружающих нас людях, о самих себе, о причинах поступков, мотивах пове-дения, успехах и неудачах. Всякий человек, даже никогда специально не изучавший психологию, постоянно объясняет


свои собственные поступки, слова и поведение других лю-дей. И эти объяснения основываются на его представлениях о мотивах поведения, мыслях, чувствах, ощущениях, эмо-циях. Без этого нормальная жизнь людей невозможна.

Житейские представления о психологии находят свое выражение и в житейской мудрости, и в привычных ус-тойчивых взглядах, убеждениях. Они отражены во многих народных пословицах, поговорках: «В тихом омуте черти водятся», «Доброе слово и кошке приятно», «Скупой пла-тит дважды», «На сердитых воду возят», «Нравом хорош, да норовом негож». Очевидно, что эти пословицы отража-ют серьезное знание человеческой психологии. Настоящи-ми знатоками психологии являются, конечно, писатели, поэты, художники, актеры - люди искусства, открываю-щие в своих произведениях невероятные глубины челове-ческой души. И житейская психология, и произведения искусства во многом опережают, во многом помогают, но в чем-то и отстают от психологии как науки.

Предмет любой науки составляют те вопросы, которые она ставит по отношению к окружающему миру, человеку. Научная психология схожа с житейской, но есть между ними и существенные различия. Они сходны в том, что ставят перед собой одни и те же вопросы: чем определяет-ся тот или иной поступок человека? Как мы мыслим? По-чему иногда, рассматривая что- то, мы не видим главного? Почему один школьник лучше решает задачи, а другой - лучше рисует? Почему у кого-то много друзей, а у кого-то, кто вроде бы ничуть не хуже, их совсем нет? Но отве-чают на эти вопросы житейская и научная психология иногда одинаково, а иногда по-разному. Например, на воп-рос, почему один ученик лучше решает задачи, а другой - лучше рисует, и научная, и житейская психология дают один ответ: у этих детей разные способности. Но при этом житейская психология основывается на том, что человек рождается с теми или иными способностями, все зависит от «природы»: «Уж таким уродился». Научная психология, говоря о различиях в способностях людей, не отрицает роли природных, врожденных задатков. Однако основное зна-чение в достижении успехов в рисовании, пении, матема-тике, спорте и т.д. с научной точки зрения имеет сама деятельность. Именно в самой деятельности развиваются способности человека. Подробнее об этом вы узнаете, ког-да будете изучать тему «Способности». Сейчас нам важно подчеркнуть, что «бытовое», житейское объяснение осно-


вывается на том, что воспринимается непосредственно: отец и мать хорошо рисуют, значит, и ребенок хорошо рисует. Но при таком подходе многое не учитывается. В ча-стности, то, что в доме, где родители рисуют, ребенок раньше приобщается к этому виду искусства, имеет боль-ше возможностей видеть рисунки других, больше возмож-ностей для сравнения и т.п. Научные выводы, основы-ваясь на тщательных, скрупулезных исследованиях, выя-вляют то, что лежит за внешними, непосредственно вос-принимаемыми явлениями, выясняет их глубинные при-чины.

Отличие научной психологии от житейской - в том, как, на основе чего делаются заключения и выводы. В жи-тейской психологии они строятся на наблюдениях, сте-реотипных (шаблонных, трафаретных), взглядах, убежде-ниях. Из-за этого они часто отрывочны, случайны, доста-точно косны, нередко противоречат друг другу. Научная психология базируется на строгих, полученных в ходе спе-циальных исследований и неоднократно проверенных фак-тах, которые логически систематизируются и объясняют-ся в специальных научных теориях.

Используя суждения житейской психологии, мы обыч-но легко примиряемся с противоречиями, а часто и не замечаем их. Для ученого выявившееся противоречие меж-ду фактами или между тем или иным фактом и теорией - важный вопрос для дальнейшего исследования. Теория позволяет выдвигать предположения, строить гипотезы о все более сложных, все более скрытых от непосредствен-ного наблюдения фактах и тем самым все глубже позна-вать психику человека и животных.

Психика - способность мозга получать информацию обокружающей действительности, создавать образ объектив-ного мира и регулировать на этой основе собственное по-ведение и деятельность. Работа психики осуществляется только в процессе активной деятельности человека, жи-вотного. Активная деятельность - важнейшее условие раз-вития психики, т.е. ее совершенствования, усложнения, углубления.

Активное отражение действительности - важнейшее свойство дифференцированного, обладающего многоуров-невыми связями между различными отделами - высокоор-ганизованного мозга. Оно присуще и животным, и челове-ку. Чем сложнее, чем сформированней мозг, тем больши-ми способностями обладает психика, тем более она развита.



Наиболее высокого, полного уровня развития психика достигает у человека.

Психика человека включает все, что он ощущает, вос-принимает, думает, помнит, чувствует, все его привыч-ки, его индивидуальность, то, как, с помощью каких средств, каких, по выражению психологов, механизмов он это делает.

Психика дает возможность не только достаточно точно отражать особенности окружающего мира, она позволяет предвидеть, предугадывать то, что будет в дальнейшем. Такая опережающая функция психической деятельности, конечно, в наибольшей степени характерна для человека. Благодаря этому мы можем представить то, что случится через некоторое время, можем строить планы, ставить цели, мечтать. Она позволяет нам, например, заранее под-готовиться к какому-либо сложному событию. Например, если вам не хочется делать уроки или готовиться к экзаме-ну, очень полезно представить себе свое будущее эмоцио-нальное состояние. Что вы будете чувствовать, когда вас вызовут, а вы не сможете сказать ни слова. Что будете ис-пытывать, когда вас будут спрашивать о результатах экза-мена. Такое «эмоциональное предвосхищение», как пра-вило, позволяет преодолеть лень и начать заниматься.

Психика имеет индивидуальный характер. Психические особенности образуют индивидуальность, и все воздей-ствия преломляются через индивидуальные особенности. Вы сами, наверное, неоднократно наблюдали, как одно и то же событие одного человека волнует, а другого остав-ляет безразличным. Видели, как при нападении на хозяи-на одна собака начинает его защищать, а другая - прячет-ся за него.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: