Изучение сущности и закономерностей развития психики человека и животных и составляет предмет научной психо-логии

В этом учебном курсе мы будем говорить о психологии человека. Исследованием психики животных занимаетсяспециальная отрасль психологии - зоопсихология.

Психология изучает психические явления: психические процессы, психические состояния и психические свойства.

Психические процессы описывают три основные сторо-ны душевной жизни человека: познание, чувство и волю. Соответственно в психических процессах выделяются по-знавательные процессы, чувства и воля. К познаватель-ным процессам относятся ощущение, восприятие, память,


мышление, воображение, с помощью которых мы узна-ем, постигаем мир и самого себя. Особое место среди по-знавательных процессов занимает внимание, которое при-сутствует во всех процессах и позволяет сконцентрировать-ся, сосредоточиться на чем-либо.

Чувства, эмоции отражают переживание человеком сво-его отношения к явлениям окружающего мира, событиям своей внутренней жизни, определяют то, насколько они важны именно для него, для его жизни, т.е. устанавлива-ют личностную значимость того или иного события.

Воля, произвольность обеспечивает сознательную регу-ляцию поведения, возможность действовать по сознатель-но поставленной цели, принятому намерению.

В понятии «психические процессы» подчеркиваются прежде всего динамичность, пластичность, изменчивость, непрерывность психической деятельности.

Психические состояния - относительно устойчивые пси-хические явления. К психическим состояниям относятся

бодрость, утомление, скука, радость, тревога, апатия и др.Хотя психические состояния, как и другие явления пси-хики, отражают воздействие на человека определенных событий внешней и внутренней жизни, он, как правило, осознает лишь само это состояние, а то, что его вызвало, либо вообше не представляет, либо представляет неотчет-ливо.

Психические свойства - наиболее устойчивые и суще-ственные особенности, отличающие человека или группу людей от других. К психическим свойствам относятся осо-бенности личности человека, его направленность, качества личности, чертыхарактера, темперамент, способности.

Психические процессы, психические состояния и пси-хические свойства не существуют отдельно друг от друга, они взаимодействуют и могут переходить друг в друга. На-пример, любопытство как выражение познавательного процесса, может переходить в состояние интереса и за-крепляться в таком качестве личности, как любознатель-ность.

Единство всех сторон психической жизни человека слу-жит основанием для его активности. Активность - общее свойство живых организмов, основное условие их суще-ствования. Жить - значит быть активным, действовать. Именно активность позволяет живому существу поддер-живать жизненно важные для него связи со средой, она служит основой развития и саморазвития.


Активность обеспечивает поведение человека - его вза-имодействие с окружающей средой, обусловливаемое вне-шними (среда) и внутренними (потребности, мотивы) условиями. Поведение может быть в разной степени осоз-нано человеком, определяться сознательно поставленны-ми целями или осуществляться по непосредственному желанию, чувству, т.е. быть импульсивным.

Важнейшей формой человеческой активности является деятельность. Деятельность - сознательно регулируемая активность, направленная на познание и преобразование внешнего мира и самого человека. Основные виды дея-тельности человека - игра, учение, труд, творчество. Имен-но в деятельности формируются основные свойства лич-ности, развиваются ее способности. Изучая психику чело-века, психология уделяет особое внимание различным видам человеческой деятельности, тому, как в ней прояв-ляется, формируется и развивается человек.

Итак, психология - наука, которая изучает психику. Пси-хика человека обеспечивает внутреннюю регуляцию его ак-тивности, выражающуюся в его поведении и деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: